3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
Управленческие культуры: американская (культ личности, основа управления -конкуренция), европейская (похожа на американскую систему), японская (подчинение, коллектив выше), социалистическая (диктатура, деспотия).
Практика японской системы управления
Стратегия правительства Японии после поражение во ВМВ и экономического хаоса ориентировалась на 5 основных целей:
Создать широкий товарный рынок и устранить дефицит товаров
Покончить с инфляцией
Внедрить в жизнь принцип (50% собственности промышленных предприятий должны принадлежать работающим на них людям - закон)
Поддерживать конкуренцию между компаниями (лучше с иностранными, а не между японскими), но ограничить вмешательство государства в их деятельность
Учитывать особенности национальной психологии японцев в частности принцип уважения к партнеру, проигравшему в конкурентной борьбе.
Современная японская экономика движется по схеме: импорт сырья – переработка – производство продукции - экспорт конечного продукта высокого качества.
Японские управленцы создали собственную модель управления:
Обязанность – долг (Кодекс Бусидо: долг самурая служить феодалу и феодала — заботиться о самурае)
Сотрудничество и коллективизм (ВА – гармония, стремление каждого к сотрудничеств, благоприятный климат в коллективе)
Группа важнее личности (УЧИ = фирма = семья)
Признание других (ЭМЭ - потребность в нем)
Американский ученый Олстен, проанализировав деятельность японских компаний, сформулировал 5 основных принципов японской школы управления:
Принцип | Методы реализации |
Рабочий должен самостоятельно увеличивать производительность и качество своего труда. | Кружки качества (90% рабочих там обучаются и даже вносят свои предложения); Стимулирования всех работников к совершенствованию профессиональных умений и навыков (МИНАРАЙ — наставничество мастера); Практика перевода рабочих одного места на другое (горизонтальный промоушн). |
Рабочий стремится сделать работу лучше, так как у него нет страха увольнения, он всегда уверен в своем будущем | Пожизненный найм; Премирование рабочих в случае повышения прибыли фирмы; Повышение работника по службе и выделение большей жилой площади по мере роста его семьи. |
Рабочий коллектив образует семью | Сотрудники фирмы оказывают новичку помощь, сочувствие, поддержку, ожидая в ответ того же; Свободное время сотрудники проводят вместе; Взаимные обязательства фирмы и рабочих. |
Поддержка главных японских ценностей: группа важнее личности;младшие уступают старшим. | Продвижение по службе и размер зарплаты зависит от стажа работы, а не от ее результатов и способностей работника; Успех фирмы рассматривается как результат усилия группы, а не отдельного человека. |
Партнерство и сотрудничество в производственных отношениях (должна прежде всего процветать группа=страна) | Специальная программа обучения, которую проходят новички в течении 3-6 месяцев при поступлении на работу в фирм: они вместе живут, изучают историю, цели, гимн фирмы; Грамотное построение человеческих отношений: групповое согласия и гармония важнее, чем победа. |
Японский управленец должен уметь 3 вещи: создать ВА, организовывать коллективное принятие решений, быть лидером группы. Профессиональная подготовка менеджеров состоит из 2-х этапов: образование в ВУЗе (изучение психологии и проч) и приобретение профессии на производстве.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
У истоков европейской теории менеджмента стояли не ученые, а действующие управленцы. Анри Файоль (директор горнодобывающей компании, 1841-1925) – французский отец 1й наиболее полной теории административного управления, автор книг «Общее промышленное администрирование». «Основы менеджмента». Он рассматривал управление, как процесс состоящий из взаимосвязанных функций: планирование, контроль, мотивация, организация. Он разделял официальные полномочия и личный авторитет. Можно сказать, что он первым разделил руководство и лидерство, обратил внимание на роль индивидуально психологических особенностей руководителей с точки зрения их влияния на успех организации и поставил вопрос о выделении управляющей деятельности в специальный объект исследования.
Диапазон контроля по Файолю - оптимальное кол-во подчиненных у 1 начальника: 9-12 человек.
14 принципов управления по Файолю:
Дисциплина и уважение в достигнутом соглашении между фирмой и ее работниками
Вознаграждение персонала, в том числе справедливая зарплата
Справедливость как сочетание доброты и правосудия
Корпоративный дух
Подчиненность личных интересов общим
Разделение труда, т е специализация
Полномочие и ответственность, полномочие, есть право отдавать приказ, а ответственность ее составляющая противоположность
Единоначалие. У каждого человека один начальник, приказы только от одного непосредственного начальника
Единство направления. Каждая группа объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Централизация
Порядок. Место для всего и все на своем месте
Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации
Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации.
Скалярная цепь – ряд лиц состоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение до руководителя низшего звена.
Американская система управления
В основу школы научного управления легли исследования Фредерика Тейлора (директор сталелитейной компании, 1856 – 1915гг). Он четко разграничил: функция руководителя –планирование, а работника –исполнения. Главное значение работы Тейлора состоит в том, что он впервые решил задачу многократного увеличения производства продукции не за счет расширения самого производства, а посредствам совершенствования стимулирования труда и увеличения его интенсивности. «Человеческий фактор» - понятие Тейлора.
Три принципа научной организации производства по Тейлору:
Принцип функциональной дифференциации: группировка задач для формирования индивидуальных рабочих ниш.
Принцип специализации: ограничение деятельности человека одной ведущей функцией.
Принцип материальной заинтересованности: нельзя зарабатывать больше, чем произвел.
У истоков школы человеческих отношений стоял психолог Гюго Мюнстенберг (1863-1916гг). Его лозунг «на каждом месте дожжен стоять человек наиболее для этого пригодный». Он первым ввел понятия профпригодности, профобучения, производственного управления, производственного травматизма, рекламы в торговле. Элтон Мэйо (1880-1949) – сформировал доктрину школы человеческих отношений:
Человек – существо социальное, ему нужно работать в группе. Группа существует, если люди общаются друг с другом в процессе достижения какой-то цели.
Выработка рабочего определяется групповыми нормами, чем его физическими возможностями.
Руководители производства должны ориентироваться в большей степени на людей чем на продукцию.
Представители школы человеческих отношений сумели показать роль неформальных отношений (неформальная группа). Стало очевидно, что отношениями нужно руководить, менеджеры должны создать моральный климат в коллективе. Некоторые функции администрации как целеполагание, планирование, принятие отдельных решений, корректировка норм выработки начали передаваться рабочим группам. В качестве основных методов исследования организационных связей на предприятиях вводились социометрия и опрос.
Социометрия или микросоциология — это созданная Джейкобом Морена психологическая теория и одновременно экспериментальный метод обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемый для оценки эмоциональных межличностных связей в группе. В основе теоретической социометрии лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни: экономические, политические состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями друг к другу. Дж. Морена и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества вне зависимости от его классовой структуры могут быть разрешены путем перестановки людей соответственно их эмоциональным предпочтениям. Для социометрии характерно использовать анкетирование, интервьюирование, тестирование, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, психограммы и социограммы.
Американская система управления строилась на протестантской морали, основными ценностями которой являются полезность, рационализм, индивидуализм. Менеджеры, как социальная группа, составляют около 15% работающего населения США. Они делятся на 3 группы: золотые (топ-менеджеры), белые (менеджеры среднего звена) и синие (мастера, надсмотрщики) воротнички.
Американский управленец должен соблюдать 3 правила: анализируй(состояние рабочих, запрос рынка, процесс производства), разделяй обязанности среди подчиненных, проверяй исполнение. Американские управленцы рассматривают конкуренцию как основной принцип распределение материальных благ. Они поощряют личную конкуренцию во всем: есть только победитель и побежденный.
Два типа конкуренции:
Личная (развита в США) – когда есть конкретный соперник, обладает негативной формой. Соревнуются напрямую друг с другом за приз, который может выиграть только один.
Безличная - когда нет конкретного соперника, наиболее эффективная. Выигрыш одного – не есть поражение другого. Коллеги радуются успехам друг друга.
Негативные последствия конкуренции:
Стремление победить конкурента в борьбе становится важнее выполняемой работы.
Конкуренция вынуждает коллег скрывать друг от друга информацию и искать более легкий, а не оптимальный путь решения задачи.
Конкуренция ведет к развитию недоверия между работниками
С момента, когда начался цикл, конкуренция – недоверие – обида- месть. Соперники теряют из вида поставленные цели и сосредотачиваются на личности, на том как навредить друг другу.
Конкуренция приводит к возникновению чувства зависимости у проигравшего в отношении победителя.
Конкуренция – причина излишней осторожности и конформизма.
Чрезмерный акцент на конкуренции вреден для организации в целом. Она способствует восприятию работающих рядом людей как соперников, а не как партнеров, а не помощников.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.