logo search
госы! (1)

10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.

Соотношение понятий и о том как это влияет на развитие ксенофобии.

Уже говорили: принцип «чужого» основан на том что разные народы имеют разную сумму знаний. Разные понятия наполняются разным смыслом.

Все народы обладают 3 видами знания:

общечеловеческий (все люди одинаково понимают, что вот вода, земля и др)

региональный (жители тропиков не могут знать что такое снег, а жители северных широт не знают вкуса фруктов)

специфически-национальный (этнический) – уникальный – свойственный только данной этнической культуре. Только понимание данного вида знаний позволяет расшифровать свойственный данный культура стереотипы. (вместе с изучением языка хорошо бы изучать иностранную культуру)

Национальный характер – стереотипный набор качеств, приписанных одному народу им самим, а также другими народами, как враждебными, так и дружественными. Совокупность реальных черт нации: самосознание + привычки + вкусы + традиции + быт +национальная культура + национальная гордость. Пример: в Германии имя Михель в 16-м веке было с положительной окраской, а с 18-го века Михель приобретает негативный окрас. Пример: во 2-ю мировую войну всех немцев называли «фриц», у них же «фриц» ничего не означает кроме мужского имени, а всех русских «иван», но без негативной окраски, как у нас. И никто не называл немцев Михелями, хотя сами себя они так зывают. Также хороший пример: международные анекдоты, где представители разных наций поставлены в одну и ту же ситуацию и ведут себя по-разному. Такие анекдоты четко показывают стереотипы и все очень зависит какая национальность анекдот рассказывает.

Способы создания образа «чужого»: ТВ, СМИ, Интернет. До ХХв. главную роль играли комиксы и карикатуры. В середине ХХв – кинофильмы и радио.

На уровне сознания не возникает неприятия мысли, что у каждого народа свои традиции и устои. Это можно заметить даже в процессе краткосрочного пребывания в другой среде.

?Пребывание в сфере «чужого» запускает процесс познания?

В резкоотрицательном образе к «чужому» может сливаться негативное ведение политики его гос-ва или всего народа. Иногда образ врага теряет конкретное лицо, а под действием иррациональнотси приобретает общий негативный оттенок врага. Пример: к национальностям, которые неизвестны автоматически приписывается негативная оценка.

Часто негатив к другой нации используется для сплочения собственной. И так легче народом управлять.

Ксенофобия – (ксенос – чужой, фобос - страх) – страх перед чужими посторонними. Это негативная психологическая установка, выражающаяся в иррациональном страхе и ненависти к чужим (людям иного народа, расы, веры, выходцы из других регионов). Это иррациональный страх. Но нередко он поправдывается вполне рациональными свойствами. Им приписывают правдоподобные свойства, либо гипертрофируются реально существующие. Ксенофоб резко делит мир на своих и чужих. При этом отрицательные черты отдельных чужих переносятся на всю чужую общность и становятся основанием для презрительного и враждебного отношения к ней. Ксенофобами, как правило, становятся выходцы из наименее обеспеченных и маргинальных слоев общества, которые проигрывают социальную конкуренцию и со «своими» и с «чужими». Это люди с невысоким уровнем интеллекта и подростки (потому что у последних еще не сформировались жизненные позиции, под влиянием взрослых).

В России заражены сотрудники правоохранительных органов, которые предпочитают квалифицировать расовые преступления, как обычное хулиганство. Там, где один не желает понимать культуру другого народа, это ведет к ксенофобии и проявлению расизма. А там, где ксенофобия – гос политика, там дело заканчивается депортацией или геноцидом.

Ксенофобия зародилась:

1 точка зрения - тогда, когда появился человек разумный.

2.точка зрения – до появления письменности ксенофобии не было и ксенофобия возникла из-за появления разных языков, роста человеческой популяции. Усилилась она в период появления мировых религий.

Даже если мы долго живем в другой стране, то все равно относимся к ним по-другому, потому что примеряем к ним свои мерки, которые не работают для данного этноса.

Избавление от ксенофобии:

диалог различных этических, национальных сообществ (выставки, фильмы, литература, обмен экспонатами и др)

для того, чтобы создать положительный образ «чужого», надо использовать СМИ. Сейчас наши СМИ оборачивают «чужого» в этническую оболочку, акцентирую, что он не просто чужой, а этнически чужой.

сегодня наши политики используют образ «чужого» для консолидации народа. Сейчас это США.

В условиях современного кризиса возникает потребность в защищенность, это можно легче достичь на противоположности с чужим. Образы чужого врага оказываются эффективнее. Для нас сейчас самый лучший опыт: США, Австралия, Бразилия. В Австралии очень много мигрантов, и их СМИ говорили о чужом, как о дикаре, но добрым. В США в сериалах про ментов напарники обязатлеьно: белый а афроамериканец.

Представление свой/чужой всегда имеют универсальный характер. Между культурами проходит процесс аккультурации – взаимное влияние разных культур, когда все или часть представителей одной культуры (реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой культуры (донора). Обычно аккультурации подвергаются приезжие. Но это двусторонний процесс. Результаты: восприятие чужой культуры либо возникновение реакции отторжения. Тогда группа иммигрантов замкнутся в мире своей религии и культуре. Но вообще это двусторонний процесс, в ходе которого культура-донора также заимствует у культуры-реципиента (особенно в сфере культуры и одежды).

Мигранты есть в 3-х поколениях: 1. Воспринимает принимающую культуру чужой

2. противопоставляют свою культуру чужой

3. «свою» культуру воспринимают чужой