11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
С октября 1917г. идет противостояние двух политических систем: советской и западной демократической.
Пример: в англоязычных текстах со словом «русский»чаще всего сопрягается: правительство, революция, балет, народ, оборона, история, нефть, медведь, водка и др. С «итальянский» чаще употребляются нейтральные или позитивные слова: правительство, ренессанс, ресторан, стиль, опера , печать, вино, музыка и др. Если сравнить эти 2 ряда, то совпадает только правительство. При этом в отношении стереотипа итальянцев ни одно существительное не несет негатива.
Фигура русского в анекдотах: беспробудный пьяница, космонавт с водкой и спичками; в англоязычных анекдотах: борец.
На западе до сих пор преобладает негативные стереотип, который восходит еще к периоду Холодной войны (с 1946). Уровень благосостояния советских людей заметно уступал американскому уровню, конечно же, об этом писали, но при этом говорилось о высокой духовной составляющей советских людей. При этом повторялось, что в СССР отсутствует безработица, есть бесплатное образование, жилье и медицина – этот образ не был однозначным: говорилось и о хорошем. Подчеркивали отсутствие журналистики, говорилось только о пропаганде. НЭП все время рассматривался, как определенный элемент трансформации или их надежда на эти трансформация, они ждали, что за экономической трансформацией, последует и политическая. Имидж советского правительства всегда был неотделим от внешнеполитического образа страны: понимали ли они, что СССР ведет агрессивную внешнюю политику – понимали. Правительство СССР, чтобы изменить облик страны на Запад, делали: - пыталось проводить международные конферениции (первая в Ленинграде 1925г – мощная PR-акция, чтобы показать Ленинград, как мощный культурный центр; Изменила ли эта конференция мнение о СССР? Незнаничительно, т.к. 30-е года – это годы репрессий и все усилия оказались напрасными). На это было потрачено много денег - 30-е гг – правительство по инициативе Сталина приглашает известных писателей: Б.Шоу, А.Борбюс, Э.Людвиг, Г.Уэльс, Р.Ролан, Л.Фейхтвангер, А.Жид, А.Мальро. Только двое последних не дали обмануть себя советской пропаганде (не купились) и опубликовали весьма критические очерки советской жизни. Со Сталиным проводили беседы Людвиг и Г. Уэльс. Свои беседы со Сталиным они напечатали и в советской и в западной периодике. Сталин их убедил, что массового голода в СССР нет, и массового голода также нет. На западе были слухи о голоде в СССР в 32, 33-м годах. Но наибольший шум на западе наделала книга «Возвращение из СССР» - Андре Жида, он поставил под сомнение движение Стахановцев по перевыполнению производственных планов: «либо эта норма была занижена изначально, либо это подтасовка статистики». Кроме того, А.Жид писал об удручающей бедности и убогости жизни советских людей, конечно же, он оперировал стандартами французских рабочих, но он уже тогда написал то, что есть страшный контраст между нищетой народа и роскошью, в которой проживает партийная элита. Также Жид усомнился в справедливости обвинений на известных московских процессов против известных большевиков. Уже тогда он сравнивает нас с нацистской Германией: также человеческая мысль порабощена, люди террорирезированы. Жид потрясен, что в Москве снесены старые здания и на их месет строятся абсолютно уродливые дома, которые не гармонируют с городом.
- в ответ на книгу Жида советской правительство распространяет книгу Леона Фейхтвангера «Москва. 1937». В ней оправдываются все политические процессы, где он говорит, что он убежден, что все эти процессы проходят с полным соблюдением всех норма. Много пишет о планет преображения Москвы, с восхищением пишет о том, что снесены старые памятники и здания, что это город театров, больниц, восхваляет всю инфраструктуру этого города. Фейхтвангер говорил, что Сталин против собственного культа личности, и что сделать он ничего не может, потому что это не по его воле, это пожелание масс. Итог: Жиду поверили немногие.
В 30-е годы из СССР удалось выбраться людям, которые занимали высокое положение: Бажанов, Беседовский, Агабеков, Люшков и др. Они опубликовали свои мемуары и раскрыли изнанку советского строя. Рассказывали о тяжелейшем положении советского народа, о голоде, доказывали фальсификацию московских процессов и писали о духовном разложении элиты. Все это опубликовано в эмигрантских газетах, на русском зыке – они не повлияли на мнение масс на западе. И только те наши эмигранты, которые могли писать на иностранном, публиковались – таких было немного. Был Марк Алданов, она давал крупные обзоры во Франции. В какой-то степени они влияли на мнение масс в негативную для СССР сторону.
Лев Троцкий! Был выдворен из страны. Но не оказывал влияния на масс. Троцкистские группы есть до сих пор. Это была слишком одиозная фигура для запада. Он писал достаточно правдивые материалы и даже на иностранном. Но влияния не оказывал. Интерес к Троцкому усилится приблизительно в 1937г, связан будет с московскими процессами над бывшими соратниками Ленина. Повод: на одном из процессов подсудимый – Пятоков, соратник Троцкого. На одном из этих процессов Пятаков говорит о том, что он летел на встречу с Троцким в 1935г. Троцкий, прочитав эту стенограмму, категорически отрицал этот факт встречи, журналисты провели исследование и доказали правоту Троцкого. В ходе этого: западные журналисты начинают задумываться: может все эти процессы действительно фальсифицированы. Мнение масс меняется, они начинают прислушиваться к Троцкому, перепечатывают его.
Даже журналисты, которые были аккредитованы на долгий срок в СССР (Рой Говард, март 1939г), не писали всей правды об СССР. Говард говорил, что если судить об СССР по Москве, то все вроде бы нормально, но отъехав чуть дальше, видишь: нищита, скрытность, чистка слоев общества, все друг на друга пишут доносы и т.д. Он делает вывод: СССР – мрачное темное пятно на европейской карте, подчеркивает, что ТАСС не дает правдивой картины и то, что получают от советского агентства – даже не новости. Пишет, что в Москве практически нет правдивых журналистов, пишет о невозможности найти адекватности. Сталин – диктатор, он угнетает свое население. Но таких журналистов было немного. Большинство журналистов умудрялись не замечать голода и репрессий.
Пример: американский журналист, который сильно повлиял на отношение американцев с Россией. Дюранти – проживал в России с начала 20-х годов. Его репортажи – о стране-мечте. Именно его материалы послужили причиной заключения с нами дипломатических отношений. А ведь он писал в NY Times.
Аккредитованные журналисты писали о: балете, театре, бесплатной медицины, отсутствие безработицы, спасение Челюскина, самый дальний перелет летчиков – все это производит впечатление на западе о нас, как о положительной стране.
Конец 30-х гг. Темы, на которые писали. ПРОПУСТИЛА… Все эти внешнеполитические акции снизили популярность Москвы и не только среди общественности запада, но и среди коммунистов. Кроме этого: мы будем исключены из Лиги Наций – это тоже влияет на имидж.
*нам сейчас трудно представить как выглядел СССР в глазах Запада. Это неоднозначный сложный образ: идеальное государство, а другой – пакт Ребентропа-Молотова и голод – с третьей – победа над фашизмом.
1941г.
ДО июня 41г. вышла книга «Сталин в свете прессы и карикатуры» (даже из русских эмигрантских газет), когда уже СССР из друга Германии превратился в смертельного врага. Интересна представлена агрессия против стран Прибалтики.
ПОСЛЕ нападения Германии на СССР, Запад смотрит на нас как на союзника и спасителя Европы. Перепечатывают плакаты Кукрыниксов. Запад уже забыл о пакте Ребентропа-Молотова, про ужасы в Прибалтике. Накануне Тегеранской конференции.
- 1. История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как деятельность.
- 2. Рынок pr услуг в России: основные характеристики и тенденции.
- 3. Модель коммуникации в pr. Вербальные и невербальные коммуникации.
- 4. Определение pr. Цели, задачи, функции.
- 5. Понятие контактной группы и целевой аудитории в pr. Сегментирование аудитории в практике pr. Приведите примеры из практики.
- 6. Направления pr деятельности. Их суть, особенности, примеры.
- 7. Управленческая функция pr: средства и каналы управления информацией. Приведите примеры из практики.
- 8. Этапы проведения и подготовки pr-кампании: характеристики и составляющие.
- 10. Специальные мероприятия для журналистов. (Пресс-конференция, брифинг, пресс-ланч, пресс тур, семинар, круглый стол).
- 11. Организация работы пресс-службы: Задачи пресс-службы, структура, правовое обеспечение, приемы работы, методы блокирования информации.
- 12. Средства создания паблисити. Приведите примеры из практики.
- 13. Базовые pr документы в работе с контактными группами: пресс-релиз, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, письмо, брошюра, буклет, заявление.
- 14. Внутрикорпоративный pr: задачи, методы внутрифирменного информирования. Средства создания приверженности персонала, мотивация персонала.
- 1.Печатные средства коммуникаций
- 2. Вещательные средства коммуникаций.
- 3. Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций.
- 4. Личные встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы.
- 5. Мифы, слухи.
- 6. Невербальные внутриорганизационные коммуникации.
- 15. Работа pr-специалиста во время кризиса. Можно ли с помощью pr-средств предотвратить кризис в той или иной организации. Если да, то, как именно?
- 16. Стратегии антикризисных коммуникаций. Приведите примеры из практики.
- 17. Разработка и доставка pr послания. Приведите примеры из практики.
- 18. Эффективность pr-деятельности. Способы оценки эффективности в pr
- 1. Что такое «корпоративная идентичность» (corporate identity)? Как ее создание связано с pr-деятельностью?
- 3. Определите последовательность реализации pr-усилий. С чего начинается, чем должен оканчиваться pr-проект? Приведите примеры из практики.
- 4. Фокус-группы
- 4. Для чего и как именно надо проводить pr-исследования при реализации pr-проекта?
- 5. В чем особенности поиска pr-идеи при реализации pr-проекта? Расскажите о креативных методах и технологиях (мозговой штурм и др.) при реализации pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 6. Подробно назовите разделы (составляющие) pr-проекта. Приведите примеры из практики.
- 7. Назовите типичные ошибки при структуре и реализации pr-проектов. Как их можно избежать? Приведите примеры из практики.
- 8. Как графически лучше представить структуру pr-проекта pr-заказчику? Приведите примеры из практики.
- 9. Суть и использование на практике понятий: pr-имидж, pr-репутация, pr-миссия, pr-легенда.
- 1. Эффективные модели взаимодействия pr-агентств и сми как результат оптимизации коммуникативных процессов.
- 2. Pr как инструмент маркетинговой деятельности.
- 3. Теория восприятия власти (Честер Барнард). Ее значение для современных pr-технологий.
- 4. Pr как одно из функциональных направлений менеджмента компании.
- 5. Теории мотивации и их использование в современном менеджменте.
- 6. Маркетинговые уроки великих менеджеров (Иван Сытин, Ли Якокка, Акио Морита или другие по выбору).
- 7. Современное понимание маркетинга как философии рыночной экономики.
- 8. Концепция социально-этического маркетинга: российский опыт.
- 9. Маркетинг и pr: общее и особенное. Теоретические подходы к пониманию этих двух типов деятельности.
- 1. История политического pr как вида деятельности и как профессии за рубежом и в России.
- 2. Организационная структура избирательной команды.
- 3. Имидж и стратегический образ в политическом pr.
- 4. Социально-политические и социально-психологические особенности электората. «Политическая дуга» партий и «возрастная дуга» электората.
- 5. Стратегические цели и стратегии в политическом pr и в избирательных кампаниях.
- 6. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в1996 г.
- 7. Идеология, стратегия и режиссура президентских выборов в России в 2000 г.
- 9. Задачи и методы организационно-массового направления политического pr.
- 10.Социально-политический и экономический паспорт округа.
- 11. Задачи и методы агитационно-рекламного направления политического pr.
- 12. Типажи политиков.
- 1. Понятия бренд и брендинг. Атрибуты бренда (с примерами). Цели продвижения бренда.
- 2. Понятия торговая марка и торговый знак. Формы правовой защиты бренда.
- 3. Капитал бренда. Активы капитала бренда. Создание ценности с помощью капитала бренда.
- 4 Актива:
- 4. Понятие лояльность к бренду. Лояльность как основа для сегментирования, группы потребителей. Программы лояльности (с примерами).
- 5. Бренд-код т. Гэда. Компоненты бренд-кода (рассказать о каждом подробно).
- 6. Понятие нейминг. На чем базируется нейминг. Этапы нейминга. Product Naming.
- 7. Понятие ребрендинг. Задачи ребрендинга. Ключевые этапы ребрендинга.
- 9. Индивидуальность бренда. Типы индивидуальности. Модели способа создания марочного капитала (капитала бренда) с помощью индивидуальности бренда (рассказать подробно о каждой модели с примерами)
- 1. Особенности деятельности pr служб в органах государственной власти.
- 2. Особенности "внешнего" и "внутреннего" консультирования.
- 3. Социологические методы pr консультирования. Характеристики наиболее часто применяемых социологических исследований.
- 4. Консультирование по организации фандрайзинга как неотъемлемой
- 5. Формирование экспертного пула информационной поддержки pr консультирования.
- 6. Процедурные технологии pr в сфере консультирования: фасилитация и медиация.
- 7. История формирования этикета. Понятие об этикете. Виды этикета.
- 8. Gr: основная цель, задачи и средства gr менеджера.
- 9. Лоббизм: виды, технологии, практика.
- 1. Социально-психологическая структура группы.
- 2. Психологические типы людей. Индивидуальный подход в общении с различными типами работников.
- 3. Основные управленческие культуры. Эффективность японской школы управления.
- 4. Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
- 5. Виды и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
- 6. Стрессы. Управление эмоциональными состояниями.
- 7. Стили управления. Типы руководителей.
- 8. Понятие роли и статуса в малой группе. Ролевые конфликты.
- 1. Психические процессы в рекламе: ощущения, восприятие.
- 2. Психические процессы в рекламе: внимание, память.
- 3. Психические процессы в рекламе: эмоции, мышление, воображение.
- 4. Внушение как основной психологический метод воздействия в рекламе.
- 5. Механизм психического заражения в рекламе.
- 6. Подражание как средство психологического воздействия в рекламе.
- 7. Использование стереотипов в рекламе. Роль стереотипов в мотивации поведения потребителя.
- 1. Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Этапы проведения рекламной кампании (рк). Прямые и косвенные оценки рк«под ключ».
- 3. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 4. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 5. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 6. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Влияние основных показателей медиапланирования на эффективность рекламной кампании.
- 9. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- 1. Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?
- 2. Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- 3. Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.
- 4. Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.
- 5. Роль культуры, городской среды и повседневности в формировании мифов о России.
- 6. Какое значение в конструировании образов России имеют «Русский мир» и диаспора, поведение соотечественников за рубежом.
- 7. Какие структуры информационной политики и пропаганды влияют на создание позитивного и негативного образов России.
- 8. Рейтинги и бренды как способ представления России.
- 9. Что изучают и как влияют на формирование общественного мнения мировые «росика», славистика, россиеведение?
- 10. Этнические стереотипы, национальный характер и ксенофобия.
- 11. Предвоенный образ Советского Союза в зарубежных сми
- 12. Образ ссср в условиях «холодной войны»
- 13. От образа врага к образу партнера (эпоха «перестройки» м.С. Горбачева)
- 14. Новая Россия - устойчивость исторических параллелей (90 годы хх века) в зарубежных сми
- 15. Государственные и общественные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире.
- 16. Имиджевые потери России
- 1. Методы коммуникационного воздействия при формировании имиджа государства.
- 2. Последовательность образного восприятия государства и структура образа страны.
- 3. Формы организации коммуникационного пространства продвижения имиджа страны.
- 4. Информационная война (понятие, цели, виды и формы).
- 5. Психологическая война (понятие, основные приемы).
- 2. Какие основные ошибки были совершены коммуникаторами вр в связи с кризисом в Мексиканском заливе? Как бы Вы действовали в той ситуации, если бы были главой коммуникаций Компании?
- 3. Какие основные коммуникационные ошибки допущены мэром Собяниным и его командой, и как бы Вы предложили их исправить?
- 4. Почему нужно оценивать риски и планировать кризисные коммуникации? Как это делать? Опишите основные составляющие плана кризисных коммуникаций для химического завода?
- 1.Роль коммуникации в становлении и развитии государственных систем. Типы коммуникации. Задачи коммуникации. Модели коммуникации.
- 2.Общественное мнение и его функции. Этапы формирования и методы изучения общественного мнения.
- 3.Имидж как коммуникативный код органа власти. Структура и этапы формирования стихийного и целенаправленного имиджа органа государственной власти.
- 5.Периодизация становления и развития связей с общественностью в рф. Охарактеризовать один из периодов.
- 5. Методы оценки информационной привлекательности и эффективности pr-деятельности органов государственной власти.