logo search
госы! (1)

1.Печатные средства коммуникаций

Развитие Интернет обуславливает вытеснение печатных средств коммуникаций электронными. Тем не менее, печатные средства еще остаются актуальными для внутриорганизационных коммуникаций, особенно там, где они более доступны.

К печатным средствам организационных коммуникаций относятся периодические новостные издания (листки новостей, газеты, журналы), управленческие публикации, брошюры, методические инструкции, книги, письма, вкладыши и приложения, доски объявлений, копии речей и выступлений.

Выпуск печатных средств организационных коммуникаций имеет следующие цели:

Поддержка информированности занятых об основных направлениях бизнеса, ориентирах и целях организации.

Предоставление занятым информации, необходимой им для профессионального выполнения своих функций.

Поощрение занятых поддерживать и улучшать организационные стандарты качества, эффективности и социальной ответственности.

Признание достижений и успехов занятых.

Листки новостей, газеты и журналы.

Периодические новостные публикации организации могут иметь форму простого листка новостей или малоформатной газеты. Новостные издания могут содержать рекламу – для поддержки издательских затрат.

Организационные издания ориентированы на несколько групп общественности, однако большинство изданий используется в коммуникациях с занятыми. Занятые – приоритетная аудитория организационных публикаций. Преимуществом организационных публикаций является их способность довести специфическую и детализированную информацию до узко определенных целевых аудиторий. Многие организации имеют несколько изданий для занятых; каждое разработано так, чтобы соответствовать информационным потребностям конкретных групп занятых. Листок должен служить важным средством для объяснения менеджментом философии и политики компании. Топ-менеджмент должен предоставлять редакции часть материалов (давать интервью, отвечать на вопросы читателей, делать официальные сообщения). Топ-менеджмент должен участвовать в формировании миссии и определении целей издания, его задач и редакционной политики, санкционировать бюджет.

Важно, чтобы листок также обеспечивал двустороннюю коммуникацию, выражая не только позиции менеджмента, но и мнения других сотрудников. Двусторонний поток информации может строиться так: издание предлагает тему, задает вопросы для обсуждения, проводит исследования, а затем публикует результаты. Двусторонние коммуникации предполагают доверие. Занятые часто не склонны задавать вопросы или писать в редакцию, если не верят, что их мнение значимо и способно внести свой вклад в решение проблем.

Внутренние газеты или листки новостей – одно из наиболее распространенных средств коммуникаций. Небольшой листок – достаточно доступное средство коммуникаций. Благодаря настольным издательским системам он относительно просто и быстро готовится, а также не дорого печатается. Он может распечатываться на принтере и размножаться с помощью ксерокса. Листок-газета может издаваться полиграфическим способом.

Листки могут быть тематическими, выпуск по конкретной тематике («новости рынка», «новые проекты», «персонал») может окрашиваться в свой цвет. Формат листка определяется его назначением. Формат А-4 удобен для кратких сообщений, однако мал для обзоров, очерков, историй и аналитических статей.

Преимуществом корпоративной газеты должна быть ее близость к повседневным профессиональным интересам сотрудников, их участие в формировании газеты. Здесь должны быть интервью не только с топ-менеджерами среднего и высшего уровней, но и с менеджерами среднего и низшего уровней, а также с занятыми; должна присутствовать их точка зрения. На последней странице могут размещаться объявления (на платной основе) и реклама, имеющие отношения к интересам читателей. Так, например, в газете Университета Джорджа Вашингтона, которую читают в основном студенты и сотрудники, а также стажеры и гости университета, на последней странице размещались объявления о вакансиях и местах стажировок для студентов, а также из серии «занимаюсь с отстающими», «даю уроки», «найдено-потеряно», «куплю-продам», «сдаю-снимаю».

Одной из проблем корпоративной газеты является низкий интерес к ней занятых. Занятые могут относиться к газете как к чему-то далекому от них. Решением проблемы является превращение газеты в достаточно открытую трибуну, в дискуссионный ринг, в ярмарку идей. Занятые должны хотеть читать о том, что происходит в организации.

Ежегодные отчеты для сотрудников.

Относительно новым и менее распространенным средством для российских организаций являются ежегодные отчеты для занятых, хорошо известные в практике иностранных компаний. Такие отчеты могут печататься параллельно с ежегодными отчетами для акционеров или распространяться как единые годовые отчеты. Естественно, что многие сотрудники интересуются результатами работы компании и тем, что делает менеджмент для ее будущего. Ежегодный или годовой отчет несет информационную функцию, отражая деятельность и значительные события компании в течение года.

Типичный отчет включает:

Обращение-письмо высшего руководителя к штату компании, рассматривающее результаты работы за год и содержащее благодарность занятым за их помощь в достижении результатов.

Описание компании. Простое географическое объяснение того, что организация представляет собой и где расположены ее отделы, филиалы.

Организационная политика. Обсуждение текущих задач – по поводу которых менеджмент имеет серьезное мнение и в решении которых он ищет поддержки занятых.

Финансовое положение компании с описанием активов, задолжностей компании и собственности акционеров в динамике.

Освещение социальной ответственности. Обсуждение роли организации в решении социальных задач общества.

Материалы, акцентирующие человеческий аспект, показывающие значимость людей для организации. Это могут быть достаточно глубокие профили конкретных занятых, комментарии специалистов об их работе и зарисовки, эссе о людях на работе.

Годовой отчет – это средство признания достижения сотрудников. Годовые отчеты все чаще публикуются на Интернет-сайтах организаций.

Книги, брошюры, инструкции.

Книги, брошюры и методические инструкции играют обеспечивающую роль в информировании занятых, дополняя новостную информацию о текущих событиях подробным и системным описанием деталей важных для компании вопросов.

Эти средства коммуникаций выполняют следующие функции:

Введение. Книги, брошюры и инструкции вводят новых сотрудников, стажеров, посетителей в состояние дел, помогают им «вписаться» в корпоративную среду и понять процессы, происходящие в компании в историческом, культурном и технологическом контексте.

Информационно-справочная. Корпоративные публикации могут детально объяснять корпоративную политику по конкретному вопросу, что трудно сделать в небольшой газете. Это может быть история развития компании, программа повышения квалификации, правила техники безопасности, организационная политика и процессы профессионального роста. Здесь можно получить точные данные о деятельности компании, познакомиться с правилами и процедурами организации, корпоративными ценностями и нормами поведения.

Институциональная. Корпоративные издания декларируют и тем самым формально определяют культурные ценности, основные принципы, нормы и правила поведения в компании, которым должны следовать занятые.

Создание своих книг-летописей, своеобразных историй становления и функционирования предприятий с фотографиями, собственными героями, не редкость в практике российских предприятий, работающих много десятилетий. Такая книжка может быть составлена старейшими сотрудниками, стоявшими у истоков компании. Иногда такие книги пишутся сторонним автором по заказу организации. Книги помогают хранить традиции, знакомить гостей с организацией, используются как сувениры и символы значимости компании.

Доски объявлений.

Доски объявлений весьма распространены в организациях. Однако менеджмент не всегда помнит, что они могут использоваться не только для информирования в чрезвычайных ситуациях, но и для улучшения производительности труда, сокращения потерь и инцидентов.

Доска объявлений может висеть у входа в компании внутри или в другом месте интенсивного потока занятых – в переходах и коридорах.

Доски объявлений позволяют размещать короткие сообщения в людных местах. Доска может быть разделена на тематические разделы. Чтобы сделать доску объявлений читаемой, следует регулярно ее обновлять, например, еженедельно. Если занятые видят на доске одну и ту же информацию, они перестают обращать на нее внимание. Ведением доски объявлений может заниматься один человек в подразделении ПР. Во многих организациях наряду с обычными работают электронные доски объявлений.