10.Американские и европейские связи с общественностью: история, опыт.
За сто с лишним лет связи с общественностью прошли сложный путь развития, который можно разделить на несколько периодов. Периодизация паблик рилейшнз не является простым делением исторических процессов, а отражает основные качественно отличающиеся друг от друга этапы в соответствии с объективными закономерностями развития общества.
Хронологические грани между отдельными этапами и периодами развития ССО являются, конечно, условными.
Возникновение и развитие ПР прочно связано с США. Исследователи видят в этом несколько причин:
1.Американские ССО как особый вид деятельности имеют самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными. Американская модель ПР практически не подверглась иностранному воздействию, но оказала большее влияние на развитие этой отрасли в других странах.
2.Эволюция ПР в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности.
3.Именно в США зародились представления о ССО как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности ПР. Отражением последнего стало появление концепции основных моделей PR-деятельности, в которой проявилась эволюция связей с общественностью как профессии и института.
«Американская модель» вобрала в себя все методы воздействия на общественное сознание, от манипуляций до собственно PR-технологий, которые сложились за всю историю развития цивилизации, а теперь применяются во многих странах.
По одной версии, впервые это выражение было использовано в 1882 году юристом Дорманом Итоном в его обращении о «Связях с общественностью и обязанностях юридической профессии» к Йельской Юридической Школе. Итон использовал выражение «связи с общественностью» для того, чтобы обозначить им «поиск благоденствия общественности».
Наиболее точной периодизацией можно считать периодизацию Д.Ньюсома Тёрка Д. и Д. Крукеберга. Д. Ньюсом считает, что американская история ПР включает пять периодов становления и развития. Первый связывают с эпохой войны за независимость Северной Америки (1600-1799гг.), когда ПР развивался преимущественно в политической сфере. Кампании, которые проводились сторонниками американской независимости – Александром Гамильтоном, Сэмюэлем Адамсоном – были пропагандистскими. В них широко использовались инсценированные события («Бостонское чаепитие»), риторика и символы. Томас Пейн выступал с эссе, в котором призывал сограждан к объединению и солидарности.
Можно провести параллели с современными технологиями политических ПР: инициирование определенного политического процесса, продвижение идеи, лидеров, создание системы лоббирования, использование прессы как главного PR-инструмента, постоянное информационное воздействие на общественность.
Следующая веха истории – этап гласности и установление отношений с прессой (1810-1899гг.) Широкое распространение прессы, связанное с изменением социально-экономических условий жизни в США, вызвало появление пресс-агентов, в деятельности которых воплощались первые систематические усилия по работе с общественностью. Ради установления эффективных связей с прессой Ф.Т. Барнум нанял собственного пресс-агента. Однако этот термин в его современном понимании официально стали употреблять в 30-е годы XIX века.
Экономическое развитие США, подъем производства, конкуренция вызвали развитие PR-технологий в бизнесе: позиционирование фирм, товаров и услуг в сознании потребителей, усиление роли рекламы.
Главное правило того времени выразил Вандербильт, владелец Центральной нью-йоркской железной дороги: «Мне плевать на публику!. А. Кендалл - неофициальный пресс-секретарь президента Э. Джексона - много сделал для формирования его позитивного имиджа. Он писал речи, издавал брошюры, проводил опросы общественного мнения и постоянно следил, чтобы деятельность президента в прессе освещалась благоприятно.
Третий период (1900 – 1933гг.) Ньюсом называл «эпохой корпоративных писателей». Новый, двадцатый век, начался с расследований скандалов о коррупции, обвинений в адрес крупных промышленных компаний. Одни журналисты стали разгребателями грязи в промышленных корпорациях. Д. Пулитцер, поддерживая забастовщиков, следовал принципу: «Общественность должна знать все». Другие журналисты писали правдивые очерки о действительном положении дел на предприятиях. Промышленники вынуждены были приглашать на работу пресс-агентов, журналистов, изменив тактику поведения в отношении СМИ. Специалисты в сфере коммуникаций стали официально представлять свои организации, пресс-агенты объединили свои усилия. В 1900 г. в Бостоне появилось первое «Паблисити-бюро», занимавшееся связями с прессой. В период угольного кризиса (1906 г.) ярко заявил о себе бывший газетный репортер Айви Ли, который заявил: «Говорите правду». Если же эта правда наносила ущерб организации, то, по его мнению, необходимо было изменить поведение организации. Принципиальная позиция А. Ли состояла в том, что, для положительного восприятия и понимания предприятия, общественность должна быть в достаточной мере информирована. Он твердо верил, что единственной и наиболее убедительной реакцией корпорации и любой другой организации на критику должен быть честный, точный и убедительный рассказ о себе. Вместо угроз или примитивного угождения, компания должна стремиться завоевать доверие и распространять добрую славу о себе.
Следующий период - годы экономического бума (1919-1929 гг.) характеризовались, по мнению С. Катлипа, оттачиванием техники паблисити, которая успешно использовалась для продвижения на рынок продукции и сбора денежных сумм на благотворительность. В период деятельности комитета Д. Крила для работы привлекались многие известные специалисты. В их числе был и Э. Бернейз (E. L. Bernays) - племянник З. Фрейда. Его при жизни называли классиком и первым теоретиком паблик рилейшнз, заложившим основы современной науки о связях с общественностью. В 1923г. им была написана книга «Кристаллизуя общественное мнение» («Crystallizing Public Opinion»). Фактически Э. Бернайз ввел термин «советник по паблик рилейшнз». Он первым прочитал в Нью-Йоркском университете курс по практике и этике ПР, положив начало дальнейшему развитию PR – образования.
В этот же период большую популярность приобрела книга советника президента Вильсона У. Липпманна. Он назвал ее «Общественное мнение» и в ней доказывал тезис о том, что общественное мнение формируется не населением, а самими СМИ.
Более точные и надежные исследования теории и практики связей с общественностью (СО) стали возможными благодаря созданию в 1930 году института Гэллапа. Предвоенные и военные годы - 1930-1945 гг. (У Д.Ньюсома этот период заканчивается в 1939 г.) С. Катлип назвал эпохой Ф.Д. Рузвельта.
В годы Второй мировой войны активно развивались правительственные ПР.
После окончания Второй мировой войны (у Д. Ньюсома этот этап назван формированием паблик рилейшнз как функции управления - 1940-1979), а С. Катлип разбивает этот этап на два периода. С 1945 по 1965, по его мнению, американские ПР вступили в период адаптации к постиндустриальной экономике. Характерными чертами этого времени стали бурный рост ПР и их широкое признание, развитие PR – образования и усиление телевидения как наиболее влиятельного коммуникационного средства. По мнению С. Катлипа, с 1965 г. и по настоящее время ПР развиваются в эпоху глобального информационного общества и высоких технологий, когда всем участникам коммуникационного процесса необходимо «приспосабливаться друг к другу».
Д. Ньюсом, заканчивая период становления СО как функции управления 1979 годом, отмечает в это время как рост PR - программ в различных отраслях, стабилизацию числа независимых консультационных фирм, увеличение публикаций, посвященных практике и теории паблик рилейшнз, рост числа студентов, обучающихся специальности, интернационализацию PR – практики. В подтверждение этого тезиса он приводит тот факт, что в августе 1947 году в результате слияния региональных PR- ассоциаций была создана Американская ассоциация по связям с общественностью PRSA, которая в 1954 году разработала свой первый моральный кодекс. По мнению Д. Ньюсама и его коллег, первая кафедра по связям с общественностью была создана в Бостонском университете в 1947 году, а всего около трехсот учебных заведений предлагали разнообразные PR-курсы. В это же время возникло такое направление в связях с общественностью, как PR –консалтинг.
Происходит дальнейшая профессионализация и институционализация PR-деятельности. К концу 70-х годов количество аккредитованных специалистов выросло от 1000 до 3000; все большее число пиарменов стало подниматься на высшие ступени менеджмента; к 1980 г. ежегодно выпускалось около 4000 дипломированных специалистов, что свидетельствовало о востребованности PR-профессионалов.
Заключительный этап, начавшийся, по мнению Д. Ньюсома, в 80-е годы и длящийся до настоящего времени – это эпоха профессиональных ПР. С развитием информационных технологий PR – службы стали широко использовать интернет, спутниковую связь, что привело к кардинальным изменениям в отношениях с прессой. На сегодняшний день неослабевающим остается внимание к профессиональной этике, проблемам взаимоотношений PR- специалиста, государственных органов, прессы, клиентов, разных групп внешней и внутренней общественности. Важной тенденцией стал приход в профессию женщин.
В этот период усиливается значимость и сложность ПР, происходит консолидация практиков и теоретиков с целью точного определения содержания деятельности. Отличительными чертами этого периода явились зарождение интегрированных коммуникаций и слияние крупных компаний, которые стали работать в родственных сферах: PR, реклама, директ-маркетинг и др.
Важной характеристикой современного периода развития ССО стала их интернационализация и глобализация, выход за национальные рамки, с одной стороны, и специализация деятельности - с другой.
Н.А. Андрианова, А.Д. Кривоносов и другие исследователи из современных тенденций в связях с общественностью отмечают такую, как экспансия рекламы и маркетинга в ПР, воздействие которых осуществляется через интегрированные коммуникации, BTL и т.д. Кроме того, руководство компаний оказывается недовольными работой PR - специалистов, которые не могут понять проблемы организации, выработать эффективные PR- стратегии. На современном этапе необходимо переходить от выполнения конкретной PR-деятельности к стратегическому планированию единой концептуальной, информационной, организационной политики в сфере коммуникаций. Опыт возникновения и становления американских ПР наложила свой отпечаток на историю российских связей с общественностью. Но если американские СО развивались в течение многих десятилетий, то у России такая история имеет очень короткий срок.
- Вопросы к государственному экзамену для студентов очной и заочной форм обучения специальности «2011 год.
- 1. Специалист по связям с общественностью: профессиональные и личностные качества.
- 2. Наука о связях с общественностью: предмет, объект, цели, задачи, функции и понятийный аппарат.
- 3.Процедурные технологии связей с общественностью: переговоры, фасилитация и медиация.
- 4. Спонсоринг и фандрайзинг.
- 5. Специальные мероприятия связей с общественностью: основные виды, характеристика.
- 6.Кризисы: типология, сущностные характеристики, управление.
- 1. С точки зрения прогнозов
- 2. С точки зрения последствий
- 3. С точки зрения менеджмента
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 7.Копирайтинг и спичрайтинг.
- 8.Виды пр- текстов для сми.
- 10.Американские и европейские связи с общественностью: история, опыт.
- 11.Исторические этапы развития связей с общественностью в России.
- 12.Организационная структура и функции служб по связям с общественностью на предприятии.
- 13.Функциональные обязанности пресс-секретаря.
- 14.Взаимодействие с государственными органами власти (gr).
- 15.Использование технологии лоббизма в деятельности специалистов по связям с общественностью.
- 16.Содержание корпоративной культуры предприятия.
- 17.Фирменный стиль: понятие и содержание.
- 18.Цели, задачи, сущность брендинга.
- 19.Создание и управление комплексом интегрированных коммуникаций на предприятии.
- 20.Кодексы профессионального поведения и этики специалиста по связям с общественностью.
- 21.Соблюдение правовых и этических норм в ходе избирательной кампании.
- 22.Понятие общественности в паблик рилейшнз.
- 23.Организация деятельности пресс – службы в государственных и коммерческих структурах.
- 24.Технологии инвестор – рилейшнз.
- 1 Этап.
- 3. Этап.
- 25.Связи с общественностью в условиях кризиса фирмы: последовательность действий. (вопрос 6)
- 3.Сотрудничество.
- 1.Создание информационного центра, аккумулирующего информацию.
- 26.Работа специалиста по связям с общественностью со слухами
- 27.Медиапланирование.
- 28.Специфика деятельности по связям с общественностью в нефтегазовой отрасли.
- 29.Мерчендайзинг. Btl –технологии.
- 30.Правовое регулирование паблик рилейшнз.
- 31.Рекламное сообщение: структура, форма и процесс создания.
- 32.Основные виды рекламы.
- 34.Характеристика средств рекламной коммуникации.
- 35.История рекламной коммуникации.
- IV Средние века (10-15 в. Н.Э.)
- V. Новое время (16-19 вв.)
- VII. Реклама в Западной Европе (19 век).
- 36.Субъекты рекламной деятельности.
- 37. Оценка эффективности рекламы и связей с общественностью.
- 38. Структура, функции и процесс формирования персонального имиджа.
- 40.Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации.
- 41.Телевизионная журналистика: особенности, виды, способы финансирования.
- 42.Законодательные основы деятельности сми.
- 43.Организация и проведение избирательной кампании.
- 44.Менеджмент коммуникаций предприятия.
- 45.Принципы стратегического планирования в менеджменте коммуникаций.
- 46.Межличностные конфликты. Специфика проявления.
- 47.Роль специалиста по связям с общественностью в разрешении конфликтов в группах и организациях.
- 48.Основные средства коммуникации в организациях.
- 49.Социальные функции массовой коммуникации. Структурно – функциональный анализ массовой коммуникации в системе отношений «смк - общество».
- 50.Семиологический анализ сообщений массовой коммуникации.
- 51.Периодизация и типология социальных эффектов массовой коммуникации.
- 52.Модели эффектов массовой коммуникации.
- 53.Анализ содержания сообщений средств массовой коммуникации.
- 54.Целевая, реальная, потенциальная аудитория средств массовой коммуникации. Социологические способы исследования коммуникативного поведения аудитории.
- 55.Массовая коммуникация и тенденции глобализации. Концепция «культурный империализм». Понятие «культурное сопротивление».
- 2. Культурный империализм или концепция зависимого развития.
- 3. Плюрализм мировых коммуникаций:
- 56.Государственная служба как открытая система. «Электронное правительство».
- 57.Сми как звено в системе взаимодействия пр-специалиста с общественностью.
- 58.Жанры сми в арсенале специалиста по связям с общественностью.
- 59.Пр- тексты и журналистские материалы: сходство и различие.
- 60.Роль пр- специалиста в создании и наполнении корпоративного сайта.
- 61.Типология и сегментация аудитории с позиций психологии.
- 2. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики vals 1.
- 1.В 1989 г. В систему vals были внесены изменения, призванные подробнее осветить потребительское поведение, благодаря чему была создана новая методика определения стиля жизни американцев – vals
- 62.Роль установки и стереотипа в массовой коммуникации.
- 63.Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к сми.
- 64.Психологические эффекты массовой коммуникации.
- 65.Психологические исследования массовой коммуникации.
- 66.Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.
- 67.Основные жанры пр - текстов.
- 4. Исследовательские жанры.
- 6. Комбинированные pr-тексты (пресс-кит, резюме)
- 68.Пр - текст. Стилистические ресурсы, используемые при его создании.
- 69.Возникновение и современное состояние консалтинга в России (организационно – экономические основы консультирования).
- 70.Современные виды консалтинговых услуг.
- 71.Сущность и цели политического консалтинга.
- 72.Исторические типы связи государственной службы с общественностью.
- 1.Особая роль государства в истории России
- 73.Сми как канал взаимодействия органов власти Тюменской области и населения.
- 76.Внутриличностный конфликт: причины возникновения, способы урегулирования (разрешения).
- 77.Конфликт: динамика развития, способы урегулирования.
- 78.Организационный конфликт: причины возникновения, диагностика, способы урегулирования.
- 79.Методы профилактики возникновения конфликтных ситуаций.
- 80.Стратегии поведения в конфликте: диагностика и управление.
- 81.Корпоративный имидж: структура, функции, технологии процесс формирования
- 82.Кампания в сфере связей с общественностью: определение, характеристика, типология.
- 83.Основные этапы организации и проведения кампаний в сфере связей общественностью. Бриф кампании.
- 1.Аналитический этап:
- 84.Определение проблемы в ходе аналитического этапа кампании в сфере связей общественностью: постановка цели, определение стратегии и тактики.
- Этап определения проблемы или возможности
- Этап фокусированного исследования
- Этап анализа ситуации
- Этап характеристики и моделирования ситуации
- 85.Оценка эффективности кампании в сфере связей общественностью. Основные параметры эффективности и методы оценки.
- 1.1. Результаты pr-кампании могут быть измерены на трех уровнях:
- 1.2. Уровни оценочных критериев:
- 1.3. Группы методов оценки pr-кампании:
- 86.Коммуникация и ее типы. Межличностная специализированная и массовая коммуникация. Характеристика системы сми.
- Х-ки мк (б.М. Фирсов)
- 87.Основные модели и компоненты коммуникации. Коммуникативные барьеры.
- 88.Устная коммуникация. Коммуникативные функции языка и речи.
- 1.Индивидуально-языковые.
- 2.Соц.-языковые.
- 3.Индивидуально-речевые.
- 89.Невербальные средства коммуникации: их типология и природа.
- 90.Документальная коммуникация. Электронная коммуникация.
- 91.Мифологическая и художественная коммуникация.
- 92. Связи с общественностью, реклама, маркетинг, политика, сми, пропаганда: общее и особенное.
- 93.Мотивация участников коммуникативного процесса.
- 94.Роль информационных технологий в системе менеджмента коммуникаций.
- 95. Особенности пр - деятельности в сфере политики.
- 96.Особенности пр - деятельности в сфере экономики.
- 97.Особенности пр - деятельности в социальной сфере.
- 98.Особенности пр - деятельности в сфере культуры.
- 99.Связи с общественностью как социальный институт.
- 100.Современный рынок рекламы и связей с общественностью.
- 101.Использование интернет - технологий в связях с общественностью
- 102.Технологии медиарилейшнз.