logo
госники[1]

33. Невербальные коммуникации в пр

Неверб. общ-е, более известное как язык поз и жестов, вкл. в себя все формы самовыражения человека, кот-ые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение неверб. сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Инф-ия в пр-се ком-ии передаётся словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией — на 38%/ и остальные 55% инф-ии передаются неверб. средствами — жестами рук и ног, мимикой лица говорящего, его внешним видом и окружением.

В процессе личных ком-ий важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояния, на кот. люди привыкли общаться. Наруш. привычной дистанции общения вызывает дискомфорт для участников. Важно помнить, что чем более знаком собеседник и чем меньше кол-во собеседников, тем меньше допустимая дистанция. Так, в европейско-американской культуре дистанция для общения на полуофиц. приемах с небольшим кол-ом людей, немного знакомых, составляет 46 — 120 см. А дистанция для общения с большой массой людей — более 3,6 м. В восточных культурах размер дистанции меньше.

Жесты рук и ног передают состояние говорящего и его отнош. к происходящему, свидетельствуют об искренности говорящего, его натуре. Чем больше собеседник видит открытие ладони партнера, тем больше он склонен доверять ему и наоборот. Перекрещенные руки или ноги создают «барьер» для собеседника и свидетельствуют о настороженности говорящего. Сходство жестов людей в группе свидетельствует о сходстве их настроений. Жесты коммуникат. ориентации демонстрируют состояние коммуникат. ситуации. Так, расположение корпусов собеседников свидетельствует о характере ком-ии. Если корпуса повернуты др. к др. и расположены параллельно, — ком-ия «закрыта» для новых участников и новый собеседник д. предпринять особые усилия для участия в беседе. Если корпуса расположены под углом — участие нового собеседника предполагается и приветствуется. Чем больше угол, тем более открыта коммуникация. Специалист ПР должен уметь «открывать» коммуникации для себя и других лиц.

Интерьер помещения создает изначальный коммуникац. контекст. Так, форма стола и размещение за ним участников ком-ии (переговоров, собраний, совещаний, приемов) предопределяет в значит. мере его исход. Следует знать, что рассадка участников за прямоугольным столом помещает их в позиции «конфронтации» (прямо др. против др. через стол), «сотрудничества» (рядом — плечом к плечу с одной стороны стола), «угловую» позицию (рядом, разделяемые углом стола).

Форма стола также влияет на отнош. партнеров. Квадратный стол устанавливает соревновательно-оборонительные отношения. Круглый, а также овальный стол создает атмосферу неформ. общения, равного участия собес-ков в дискуссии. Все участники видят др.др. и тем самым приглашаются к участию в ком-ии. Прямоуг. столы задают распределение властных полномочий: сидящий в торце видит всех, имеет преим-во контроля ситуации и обладает наибольшим влиянием.

Знание и исп-ие коммуникац-ых зон, неверб. знаков и символов увеличивает эф-ть ком-ий, использующих визуальные каналы и личное присутствие. К таким коммуникациям относятся приемы, презентации, переговоры, беседы, круглые столы и другие формы, в т.ч. освещаемые в СМИ для широкой аудитории.