logo
госники[1]

50. Средства массовой информации и общественное мнение.

ОМ – общественное сознание, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам соц. действительности, к деят-ти различных гр. и отд. людей. Пресса в первую очередь воздействует именно на общественное сознание, причем некоторые сформированные публицистикой убеждения людей, не находят отражения в ОМ. Во-первых, потому что ОМ высказывается не по всякому поводу, а по фактам и событиям, вызывающим общественный интерес. Во-вторых, за рамками ОМ остаются подчас такие духовные образования, как нравственные качества людей, стремление к более активному участию в жизни страны, возникшее под воздействием показа примера, достойного подражания. Работника печати можно рассматривать как своего рода источник формир-ия читательской психологии, включающей в себя мысли и чувства, ожидания, возникающие по поводу прочитанного на уровне обыденного сознания. Таким образом, генеральная ф-ия современной публицистики состоит в формир-ии и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психологич. качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общ-ва, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни России.

Характерные признаки ОМ:

направленность – качественная оценка проблемы ( за/против)

интенсивность – сила ОМ (полностью согласен /согласен/ мне все равно)

стабильность – длительность времени, на которое сохраняется мнение

информационная насыщенность – насколько люди знают об объекте мнения

социальная поддержка – уверенность в том, что эту точку зрения разделяют другие, принадлежащие к данной соц среде

Журналистика в обществе представляет собой не только способ воздействия на массы, но и средство участия масс в социальном управлении. Это участие осуществляется на базе всестороннего информирования масс о соц жизни в целом, о деятельности соц институтов, о жизни отдельных регионов страны. Чем выше информированность масс, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями общества, объединяющегося с помощью каналов МИ в общий поток ОМ. Формирование ОМ и его выражение посредством печати, радио, ТВ, 2 взаимосвязанных стороны в деятельности СМИ. Печать, радио, ТВ обеспечивает ОМ гласность, присоединяет к нему свой авторитет. СМИ предоставляет всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля за их реализацией. Сами печать, ТВ, радио находятся под воздействием ОМ, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории. Аудитория воздействует на СМИ и через руководящие органы страны. Проведенные исследования ОМ указывают на то, насколько сильно СМИ завладели сознанием людей. С одной стороны это радеет, т.к. люди получают всю необходимую информацию из достоверных источников, но с др стороны СМИ являются своеобразным регулятором ОМ и общественного сознания.