logo search
госники[1]

67. Деловое общение как форма конструктивного сотрудничества

Традиции ПР рассматривают деловую беседу как возм-ть убедить собеседника не только силой аргументов, но и воздействием благопр. имиджа, излучающего доброжелательность, открытость, стремление к сотрудничеству.

Искусство беседы, выдержанное в этих традициях, соединяет сухую, деловую инф-ию с обаянием межличн. общения (неподдельный интерес к собеседнику, теплота интонации, живая реакция на возражение и готовность переступить через неловкости и невольно обидные оценки партнера и пр.).

Подготовка к беседе вкл. строгую формулировку осн. вопросов обсуждения. При этом нужно знать, какое знач. имеет предстоящая встреча для “своей” ф., для партнера. Лучше всего - записать перечень вопросов предстоящей беседы. Костюм д. соответствовать событию: строгий, деловой стиль одежды настраивает собеседника на серьезный лад.

Первый этап беседы - создание благопр. обстановки, рабочего настроения. Важно с первой фразы установить равноправные отношения. Дистанция общения должна настраивать на открытость, раскованность суждений. Разговаривать через письменный стол - значит невольно придерживаться офиц. стиля отнош. и общения. Оптим. дистанция общения - расстояние вытянутой руки.

Три табу делового общения: не курить; не крутить бесцельно в руках авторучку или какую-то безделушку; не рисовать геометр. и проч. фигур на бумаге, приготовленной для рабочих записей.

Умение слушать - залог успеха, непременное правило беседы. Не опровергайте с ходу собеседника: внимание к словам собеседника д. светиться на лице слушающего, подразумеваться в его ответных репликах. Умение смотреть в глаза собеседнику обеспечивает благопр. впечатление на собеседника (если глаза “бегают” - собеседник подозревает неискренность партнера; если неотступно взирать на своего визави - он воспримет это как “давление на психику”).

Решающая стадия беседы связана с аргументацией позиций сторон. Здесь нужна мера в приведении доказат-в. Если аргументов много, партнер перестает воспринимать их как доводы разума, он теряет их смысловое наполнение и видит только неуемное желание “уговорить” его во что бы то ни стало.

Несогласие с мнением собеседника выражается бесстрастно. Ответная фраза отдает должное словам партнера и в то же время содержит в мягкой форме несогласие. Ирония, сарказм исключаются для выражения несогласия.

Согласие с мнением собеседника не требует аффектации; следует только заметить, что достигнутый результат создает отличную базу дальнейшего сотрудничества и взаимопонимания.

Неуместная реплика только настораживает партнера, он ищет какой то “подтекст” в невольной оговорке, утрачивает доверие к партнеру. Завершающая стадия беседы отводится уточнению наиболее существенных результатов обмена мнениями. Стороны договариваются о дальнейших контактах и условиях сотрудничества.