logo search
госники[1]

84. Социология массовой коммуникации и история ее изучения.

Социология МК - область социологии, предмет к-рой - закономерности массовых инф-ых пр-сов и деят-ти соц. ин-тов, производящих и распространяющих массовую инф-ию. Толчок к развитию СМК в рамках социологии дало развитие радиовещания в 20-х гг. XX в.

Рождение тоталитарных гос-в с их мощной системой массовой пропаганды сделало актуальными проблемы эф-ти пропаганды и контрпропаганды. Поэтому осн. задачей, к-рую решала СМК в начальный период своего развития в 30-40-е гг., было изучение условий эф-го пропагандистского воздействия, а соответственно содержания пропаганды. С решением  этой задачи  связаны имена представителей амер. школы СМК Г. Лассуэляа, К. Ховланда. В тот же период складывался методический арсенал иссл-й МК: разрабатывались процедуры массового выборочного опроса  и панельного иссл-ия аудит. (П. Лазарсфельд), контент-анализа  (Г. Лассуэлл и Б. Берельсон), экспериментов (К. Левин и К. Ховланд). В этих исследованиях эф-ть  ком-ии рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия и выяснились факторы,  усиливающие или ослабляющие его.

В 50-х гг. структурный функционализм  внес изменения в теоретическую ориентацию СМК в к-рой понятие  эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система  соц. связей, в к-рых протекает и на к-рые влияет процесс массовой коммуникации. Влияние  массовой коммуникации объяснялось не столько воздействием на установки или знания отдельных реципиентов, сколько расширением определенных институционализированных стандартов восприятия действительности, культурных норм, эталонов поведения. Объектом исследования наряду с пропагандой и рекламой все чаще становится взаимосвязь массовой коммуникации с культурой; популярными становятся различн. теории массовой культуры, от апологетич. до критических. Структурно-функциональная ориентация  СМК в 60-е гг. проявилась также в обилии теоретич. схем, раскрывающих системные связи как внутри процесса массовой коммуникации, так и между средствами массовой коммуникации. Одновременно отчетливо проявляется склонность  теоретиков массовой коммуникации к замене обществ.-политич. анализа  развития системы массовой коммуникации изучением ее технологич. факторов. Крайним проявлением  технологич. детерминизма  была концепция  Г. М. Маклуэна о влиянии технич. способов коммуникации на всемирную историю. Острая критика позитивизма  и структурного функционализма  усилила влияние на СМК марксистского подхода  к явлениям. На этой почве возникает т. н. радикальное критич. направление СМК, во многом опирающееся также на работы представителей франкфуртской школы Т. Адорно  и Ю. Хабермаса. Главным объектом критики становится манипуляция массовым сознанием,  распространение идеологии средствами массовой коммуникации. Обостряется интерес  к междунар. коммуникации, к глобальным проблемам  распространения информации, к-рые рассматриваются исходя из концепции "культурного империализма"  (X. Шиллер).