logo search
госники[1]

81. Лоббирование как форма корпоративной пр-деятельности в государственных органах.

В США современное понимание этого слова закрепилось с 1829 года. Лоббирование, или организация содействия прохождению тех или иных законопроектов, в развитых странах является вполне легальным видом профессии, которая сама регулируется соответствующими законами. Мы также сталкиваемся с проявлениями лоббирования в скрытой или открытой форме, когда те или иные профессиональные, общественные группы объединяются в целях защиты своих интересов, организуемые от имени чернобыльцев, шахтеров, учителей. Лоббирование означает представление проблемы перед политиками или государственными служащими. Россия в начале 1995 года тоже провела конференцию по обсуждению проекта закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Сегодня вариантами «цивилизованного лоббизма» считаются:

Персональные контакты с представителями власти.

Участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств.

Работа в экспертных группах по подготовке проектов документов правительства.

Съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти.

Участие в общественных слушаниях законопроектов.

Воздействие через общественное мнение и СМИ.

Доклады, послания со стороны бизнеса к властным структурам.

Встречи с высшими руководителями государства.

Позитивные аспекты лоббизма проявляются в том, что он позволяет узаконить некоторые пути воздействия на власть, уменьшая риск порождения коррупции. Экономическое содержание лоббизма заключается в предоставлении денег для законодателей, что им необходимо для переизбрания. Но, что более важно, лоббисты предоставляют информацию о происходящих в политике процессах, которую правительственным чиновникам часто невозможно получить от своих собственных структур. Выделяют 2 типа лоббирования: корпоративный, связанный с крупными организациями и их интересами, и «завоевательный», ориентированный на освоение новых пространств, изменение статусов. Другим вариантом классификации является разделение на вертикальное (направленное на «верхушку» власти – президента и его советников) и горизонтальное (направленное на лидеров общественного мнения). Распространенной формой организации лоббистских групп являются общественные, отраслевые и профессиональные объединения: например, Союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Международная ассоциация фармацевтических производителей (АIPM), Московская рекламная гильдия. Эти организации в качестве целей своей деятельности рассматривают отстаивание интересов своих членов перед властью и обществом. Таким образом, основной задачей лоббизма выступает перевод требований и интересов одной общественной группы на язык другой.