logo search
госники[1]

83. Эффективность коммуникаций. Коммуникация в различных сферах социальной жизни.

Ком-ия - это пр-с обмена сообщениями, инф-ей между различн. личностями, их соц. гр., общностями, орг-ми. Без коммуникац. пр-са невозможно ни становление, ни развитие и тем более функционирование соц. с-м, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу соц. опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, орг-ию совместной деят-ти, трансляцию культуры. Именно посредством ком-ии осущ-ся упр-ие, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и соц. механизм, с помощью кот-го возник. и реализуется власть в общ-ве.

Ком-ия представляет собой сложный пр-с. Осн. его компонентами явл-ся:

Ком-ия в пр-се своего осущ-ия решает 4 осн. взаимосвязанных задачи:

  1. интеграцию отд. индивидов в соц. гр. и общности, а последних - в единую и целостную с-у общ-ва;

  2. внутр. дифференциацию общ-ва, составляющих его гр., общностей, соц. орг-ий и институтов;

  3. отделение и обособление общ-ва и разл. гр., общностей др. от др. в пр-се их общ. и взаимод., что приводит к более глубок.осознанию ими своей специфики, к более эффект.выполнению присущих им ф-ий;

  4. создание предпосылок и осн. компонентов для подготовки, принятия и осущ-ия управленч. решения.

Эф-ть СМК есть отнош. достигнутого результ. и предварит. намеченной цели. Если в результате деят-ти СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положит. результату, то м. говорить об их эф-ти.

Осн. целями адресанта (СМК) явл-ся: возм-ть влияния на общ-ые пр-сы, формир-ие ОМ, соответствующих взглядов на соц. действительность, на оценку возникающих в общ-ве проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудит. на опред. действия и др. 2 осн. группы критериев эф-ти деятельности СМК:

СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако гл. остается их воздействие на с-му ценностей личности, превращение инф-ии в часть этой с-мы. Эта проблема приобретает особое знач. в соврем. условиях, когда в общ-ве идет пр-с коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деят-ти СМК в значит. степени зависит формир-ие нового видения соц. действительности.

Общепризнанной характ-кой эф-ти СМК считается численность аудит., кот-ую данное ср-тво охватывает своим инф-ным воздействием. Для печатного издания эта характ-ка условно оценивается через тираж, а для ТВ, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими тер-ии вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возм-ти по охвату населения, но и потенц. возм-ти этого населения (н-р, возм-ти включиться в коммуникац. пр-с, потр-ть в общении и интерес аудит. к данному печатн. матер. или передаче и т.д.).

Эф-ть СМК необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а также изменение в поведении соц. гр. под воздействием той или иной инф-ии; удовлетворение потр-ти в соц. инф-ии аудит. и возм-ть практич. применения данной инф-ии.

Прямо или косвенно СМК изменяют не только общ-во как соц. с-му, но и саму человеч. личность, и не просто как соц. единицу, а во многом и как психологический и биологический организм.