logo search
госники[1]

77. Опросы ом. Мониторинги.

ОМ явл-ся совокупностью мнений индивидов относительно общей проблемы, затрагивающей интересы какой-либо группы людей.

Социологические исследования общественного мнения: Выборка. Одна из гл. задач иссл-ля ОМ закл-ся в том, чтобы определиться, кого именно необходимо опрашивать. Т.е. речь идет о выборке, представляющей собой отобранную гр. единиц опроса, призванную репрезентовать ту генер. совок-ть людей (объект иссл-ия), мнение кот-х стремится узнать ис-ль. Эта репрезентативная выборка явл-ся гр. респондентов, в результате опроса кот-ой будет собрана инф-ия. В пр-се отбора выборки нужно учитывать как минимум два фактора: 1) определение метода вероятностного отбора выборки и 2) соблюдение принципа объективности. Учет этих факторов обусловливает формир-ие двух след. осн. методов отбора респондентов: случайного и неслучайного (квазислучайного). Первый метод является более научным, второй - менее формальным. Случайный отбор дает кажд.представителю населения возм-ть быть включ. в выборку. Тут срабатывает гл. обр.правило случ. отбора некот. репрезентативного кол-ва респондентов, базирующееся на критериях матем. статистики.

Анкета. Прежде чем разработать и написать анкету, необходимо определить для себя цель ис-ия и метод, кот-ый будет использован. Затем следует подумать над построением анкеты. В анкету необходимо вкл. только те вопросы, кот-ые помогут в достижении поставленной цели. Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление. Во вступит. части необходимо разъяснить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденц. инф-ей. Не следует объединять два разных вопроса в один. Групповые интервью. Фокус-группы. Пр-с интервьюирования предоставляет возм-ть лично, как говорится, «из первых рук» узнать ОМ. Существует несколько видов интервью, начиная с персональных, телефонных и заканчивая групповыми по типу фокус-групп. Учитывая, что такой способ коллективного интервью в нашей практике используется пока недостаточно часто, рассмотрим его подробнее. В практике ПР фокусированные групповые интервью являются наиболее распространенной формой исследовательской работы, базирующейся на выяснении мнения людей по тем или иным проблемам. В отличие от персонального интервью это — интервьюирование целой группы людей одновременно. С помощью техники фокус-групповых интервью опытный координатор (модератор) организовывает обмен мнениями по выбранному вопросу или точке зрения и руководит этим процессом. Члены фокус-группы почти всегда получают вознаграждение за участие в проведении дискуссии от организаторов исследования. Процесс обмена мнениями часто записывают на аудио- или видеопленку, анализируя и используя как исходный материал для разработки более основательной, специальной социологической анкеты. Мониторинг – система сбора и обработки информации, вызывающий исследовательский интерес. Мониторинг позволяет отследить содержание информации, в том числе и о самой организации.