logo search
госники[1]

12. Основные организационные стр-ры: типовое пр агенство.

Подразделение в структуре фирмы (организации, ведомства).Такая форма имеет ряд преимуществ. Находясь внутри фирмы, ПР-служба живет общими проблемами и участвует в разработке (концепции) и политики (программы) фирмы и реализует затем эту политику своими средствами. Сотрудники службы могут самостоятельно, без привлечения руководящих работников, сотрудничать со СМИ.

Структура же этого подразделения может быть различна: В Службе по PR комбината "Норильский никель" работают информационно-аналитическая группа, группа маркетинга и рекламы, пресс-служба, группа ярмарок и выставок. Она активно взаимодействует с соц. службой комбината.

Департамент по связям с государственными органами, общественностью и СМИ АО "Нефтяная компания "Луккойл" состоит из трех основных подразделений: отдел по работе с прессой и рекламе, отдел выставок и отдел по работе с гос. органами и общ. орг-ями.

ПР-структура внутри фирмы наряду с преимуществами имеет и свои недостатки. Она может оказаться замкнутой в круге сложившихся представлений, которые превалируют на фирме.

ПР-функции может выполнять отдельный сотрудник. Ведающий ПР сотрудник должен участвовать в анализе ситуации, в которой действует фирма, в выработке ее стратегии, в выборе средств реализации этой стратегии. Это позволит ему быть в курсе всего происходящего. При этом сотрудник ПР должен получать все повестки дня и протоколы заседаний руководящего органа, чтобы иметь возможность зара­нее предложить на рассмотрение соотв. вопрос.

Самостоятельная фирма (агентство) как юридическое лицо, как субъект предпринимательской деятельности. У этой формы со всеми присущими ей правами и обязанностями, есть свои и преимущества, и недостатки.

Руководители консультационных агентств независимы и могут дать непредвзятый и объективный совет, а к советам посторонних специалистов прислушива­ются, как правило, более внимательно, чем к советам своего штатного консультанта. Если же заказчика не устраивает рабо­та агентства, всегда можно отказаться от него.

Однако посторонняя фирма может не иметь достаточ­ной информации о политике и повседневной деятельности организации, и ее придется посвящать в суть каждого намеча­емого мероприятия. Возможно и непостоянство обслужива­ния, поскольку штат консультативных фирм более предраспо­ложен к текучести, чем собственные сотрудники.

Привлечение ПР-структуры со стороны избавляет со­тр-ов орг-ии и от выполнения несвойственных им ф-ий, да они к тому же и не обладают для этого опытом и знаниями. А в кризисных ситуациях необходимо управляемое распространение инф-ии, чего трудно добиться от внутренней структуры.

Работу в сфере ПР может выполнять самост. консультант как субъект предпринимательской дея­т-ти.

Профессиональные ПР-агентства имеют большее сходство с ПР-подразделениями коммерческих структур, чем с соответствующими государственными службами. Более того, располагая товаром, который должен быть продан (ПР-услуги) и ориентируясь на покупателя (клиента), который его потенциально может купить, они как бы заимствуют у коммерческих фирм необходимые для этих целей должности. Так, даже в среднем ПР-агенстве вы наверняка встретите должность финансового директора, планирующего финансовые операции и контролирующего движение средств. Общие функции организационного обеспечения -различного рода ПР-проектов выполняет в ряде случаев отдел (менеджер) по работе с клиентами; руководство проектами осуществляют директора специальных программ, а необходимую координационную деятельность — менеджеры проектов.

Интересно, что в крупных ПР-структурах имеются свои менеджеры или даже небольшие отделы рекламы и "паблик рилейшнз", обеспечивающие создание благоприятного рыночного облика ПР-фирмы во внешнем окружении.

Функциональное сходство и с государственными, и с коммерческими организациями заключается в том, что интенсивно работающее ПР-агентство располагает обычно группой внештатных консультантов и региональных представителей, которые не имеют фиксированной зарплаты, но получают гонорары за работу с конкретными проектами.

В ПР-агентстве существует и почти эксклюзивная должность, которая, возможно, является самой важной, — креативный директор. Довольно часто главным креатором является руководитель фирмы или его заместитель, иногда — стоящий "над" процессами специалист, в задачу которого входит исключительно продуцирование творческих решений; бывает, что названная должность специально не выделяется, однако креативные требования предъявляются ко всем ключевым сотрудникам.