4.1.2. Технология анализа проблем
Проблемы как основной критерий анализа ситуации – это объективно существующие факты неблагополучия в различных сферах социально–культурной; различного рода утраты и дефициты, препятствующие личностной самореализации и затрудняющие процесс развития субъекта; это субъективно переживаемое противоречие между сущим и должным, реальным и желаемым, целями и результатом; это несоответствие между реальным и нормативным в тех или иных сферах деятельности.
Алгоритм анализа проблем представляет собой следующую последовательность шагов:
1 шаг: характеристика проблемного поля. В зависимости от вида проектирования проблемное поле необходимо очертить так, чтобы оно не пересекалось с границами других профессиональных полей деятельности, но могло бы быть с ними соотнесено – в таком случае возможен поиск консолидированных проектных решений.
Основные методы анализа ситуации: опрос экспертов; деловые игры; контент–анализ; социологический опрос; метод репертуарных решеток; метод фокус–групп.
Сложность проблематизации определяется, прежде всего, тем, что семантическое поле каждой проблемы оказывается многокомпонентным и иерархизированным – каждая проблема представляет собой своеобразную «матрешку», содержащую в себе много других проблем, находящихся в сложной причинно–следственной зависимости.
2 шаг: Классификация проблем. Можно выделить несколько оснований для классификации проблем:
Первое основание: классификация по сферам их проявления (или по областям проектирования). В таком случае проблемы могут иметь отношение к сфере художественной, социально–психологической, духовно–нравственной культуры и т.д. В результате такой классификации мы определяем приоритетные области проектирования, т.е. наиболее значимые (в социальном плане, с точки зрения организации, личности) участки деятельности, нуждающиеся в корректирующих усилиях специалиста.
Второе основание: типология проблем по элементам ситуации. В итоге мы получаем группу проблем, имеющих отношение к социально–культурной среде, проблемы сфер жизнедеятельности и проблемы образа жизни личности.
Цель такой классификации – определить аудиторию проекта и наметить область проектных изменений.
Взять, например, проблему роста подростковой преступности. Если мы относим ее к среде, то носителем выступают те социальные группы, которые испытывают в этой связи определенные трудности; идея проекта – оснастить представителя данной группы способами выхода из возможной конфликтной ситуации. Если мы интерпретируем ее как проблему образа жизни, то носителем выступают сами подростки, а идея проекта – предупреждение противоправных форм поведения
Третье основание: классификация проблем по их характеру. Здесь мы получаем проблемы социальные; социально–культурные и личностные.
Социальные проблемы являются отражением фактов неблагополучия. Например: снижение уровня рождаемости; диспропорция в структуре населения; рост социальной напряженности и социальное расслоение общества; рост числа социально незащищенных групп населения; увеличение количества бездомных; снижение жизненного уровня населения и др.
Социально–культурные проблемы есть форма отражения субъективно воспринимаемого несоответствия между оптимальным (нормативным) и реальным состоянием. Острота переживания ситуации в данном случае профессионально и культурно обусловлена, она задается представлением о норме, эталоне и является результатом восприятия и оценки ситуации неким субъектом, который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами пытается оптимизировать ситуацию.
Личностные проблемы – это оценка субъектом (адресатом программы) своих жизненных условий, обстоятельств и процессов. Они переживаются человеком как внутренний дискомфорт, как дефицит чего–то субъективно значимого (одиночество, отсутствие круга друзей, непонимание со стороны близких), как обеспокоенность и неудовлетворенность (социальным статусом, профессией). Если социально–культурные проблемы не осознаются личностью (в данном случае человек или социальная группа, являясь носителями этих проблем, не всегда ощущает несоответствие или неблагополучие как проблему), то личностные проблемы – это характеристика ситуации прежде всего со стороны той социальной группы, которой будет адресован проект, а уж потом – со стороны проектировщика. Идентификация личностных проблем имеет особую значимость, ибо они во многом являются источником поведенческой мотивации. Сложность состоит в понимании и формулировке проблем, носителем которых выступает аудитория проекта, причем, тех, решение которых входит в зону профессиональной компетенции специалиста.
Проблемы всех трех групп связаны между собой: нерешенность социально–культурных проблем усиливает остроту личностной проблематики (например, отсутствие условий для профессионального самоопределения, для развития молодых дарований и др.). И наоборот, «точки напряжения» в субъективной плоскости ведут к трансформации личностных проблем в социально значимые проблемные ситуации: социально–психологическое аутсайдерство – в рост преступности, отсутствие условий для этнокультурного самоопределения – в межэтнические конфликты. Следовательно, в зависимости от точки отсчета та или иная группа проблем может выступать и как причина, и как следствие1.
Четвертое основание: классификация по радиусу действия (локализации). Она дает проблемы общенациональные; региональные; территориальные, характерные только для данного города, района; проблемы конкретной социальной общности или группы населения; проблемы учреждения, организации (отраслевые проблемы). Масштаб проблем определяет: радиус проекта (общесоциальные проблемы решаются в рамках федеральных программ развития культуры, туризма; территориальные проблемы актуализируют региональные программы и т.д.), а также его временной характер.
3 шаг: ранжирование проблем (по степени их актуальности) с последующим выбором тех, решение которых признается как первоочередное и возможное (с учетом имеющихся ресурсов). В качестве критериев оценки значимости проблемы можно рассматривать следующие характеристики:
личностная значимость (плоскость субъективного восприятия) или актуальность с точки зрения функционирования организации;
степень социальной значимости (т.е. возможность перерождения проблемы в зону масштабной напряженности);
радиус действия, масштаб проблемы;
динамика проблемной ситуации (тенденции сохранения или изменения, роста или сокращения проблематизирующих фактов и явлений).
4 шаг: установление причинно–следственной зависимости – из группы актуальных проблем составляются своеобразные модули, содержащие проблемы–причины и проблемы–следствия. В дальнейшем на их основе формулируются цели и задачи проекта.
5 шаг: позиционирование проблем, т.е. определение тех социальных субъектов и сил, которые являются носителями данных проблем или заинтересованы в их решении. На материале данной операции определяются: целевые и контактные группы, составляющие аудиторию любого проекта; ресурсы проектных решений (в том числе социальные силы, заинтересованные в решении проблем или поддержке проекта); потенциальные исполнители проекта.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Санкт–петербургский
- Содержание
- Введение. Проектная культура и профессиональная успешность специалиста
- 1 Раздел. Проектирование как социальная технология
- 1.1. Особенности проектирования
- 1.2. Генезис и этапы развития маркетингового проектирования
- 2 Раздел. Теоретические основы маркетингового проектирования
- 2.1. Структура проектной деятельности
- 2.2. Принципы маркетингового проектирования
- Проектирование строится также на технологических принципах, которые фиксируют возможности и границы самого метода:
- 2.3. Виды маркетингового проектирования
- 2.4. Этапы проектирования
- 1 Этап: анализ ситуации.
- 2 Этап: определение и характеристика аудитории проекта
- 3 Этап: целеполагание.
- 4 Этап: инструментальное оснащение проекта.
- 5 Этап: ресурсное обеспечение проекта.
- 3 Раздел. Проект как форма и модель маркетинговой коммуникации
- 3.1. Параметры маркетингового проекта
- 3.2. Предмет маркетинговой коммуникации как средство изменения ситуации
- 3.3. Виды маркетинговых коммуникаций
- 3.4. Текст как посредник маркетинговой коммуникации
- 3.4.1. Понятие «текст»
- 3.4.2. Письменные тексты в системе маркетинговых коммуникаций
- 3.5. Условия эффективности маркетинговых коммуникаций
- Практикум
- 4 Раздел. Проектные технологии
- 4.1. Технология анализа ситуации
- 4.1.1. Понятие и структура ситуации
- 4.1.2. Технология анализа проблем
- Практикум
- Проблемы сохранения историко–культурного наследия
- Социальные проблемы населения
- Проблемы нравственного воспитания
- 4.2. Технологии выявления, характеристики и формирования аудитории проекта
- 4.2.1. Этапы определения аудитории проекта
- 4.2.2. Социальные критерии сегментирования маркетинговой среды
- 4.2.3. Ситуация как модель анализа аудитории проекта
- 4.2.4. Нормативное потребительское поведение как цель и результат маркетинговых коммуникаций
- 4.2.5. Спрос как основная характеристика нормативного потребительского поведения: механизмы и технологии формирования
- 4.2.6. Психолого–поведенческие критерии выявления и характеристики аудитории
- Личностные проблемы как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- Потребности как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- Мотивы как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- 4.2.7. Социально–культурные критерии выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Ценности как интегральная характеристика социальной среды маркетинговых коммуникаций
- Жизненные стратегии как критерий выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Жизненный стиль как критерий выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Учет жизненных стилей в процессе обоснования аудитории проекта
- 4.2.8. Технология формирования нормативных параметров аудитории (социальная категоризация)
- Практикум
- 4.3. Позиционирование как технология маркетингового проектирования
- 4.3.1. Задачи и возможности технологии.
- 4.3.2. Основания позиционирования
- 4.3.3. Позиционирование в системе формирования бренда
- 4.3.4. Методика определения маркетинговой позиции субъекта (техника «репертуарных решеток»)
- Практикум
- 4.4. Референтация как технология маркетингового проектирования
- 4.4.1. Сущность, задачи и возможности технологии
- 4.4.2. Референтность как атрибут социально–психологических взаимодействий
- 4.4.3. Виды референтов и критерии их определения
- 4.4.4. Области применения референтации
- 4.4.5. Технология референтации в системе массовых коммуникаций
- 4.4.6. Взаимосвязь жизненных стратегий аудитории и вербальных референтных символов
- Взаимосвязь жизненных стратегий и референтных символов
- 4.4.7. Социально–культурные особенности применения технологии референтации
- Практикум
- 5 Раздел. Виды маркетингового проектирования
- Содержание коммуникации (основные события)
- 5.1. Технология проектирования рекламной кампании
- 5.1.1. Понятие рекламы
- 5.1.2. Условия эффективности рекламных кампаний
- 5.1.3. Структура и этапы разработки проекта рекламной кампании
- 2 Раздел: Определение и характеристика аудитории:
- 3 Раздел: Определение целей и задач рекламной кампании.
- 4 Раздел: Разработка стратегии рекламной кампании
- 6 Раздел. План рекламной кампании:
- 7 Раздел. Бюджет рекламной кампании
- 5.1.4. Текст рекламного сообщения: структура и технология производства
- 5.1.5. Специфические приемы рекламы
- Практикум
- 5.2. Проектирование имиджевых кампаний организации
- 5.2.1. Актуальность формирования имиджа организации
- 5.2.2. Имидж: понятие, субъекты, требования
- 5.2.3. Этапы проектирования имиджевых кампаний организации
- 3 Этап: Определение имиджевых ресурсов.
- 4 Этап: Цели и задачи кампании.
- 5 Этап: Модель имиджа
- 6 Этап: Обоснование стратегии действий
- 5.2.4. Ресурсы проектирования имиджевых кампаний
- 5.2.5. Фирменный стиль как цель и ресурс имиджевой компании
- 5.3. Проектное обоснование акции
- 5.3.1. Виды акций
- 5.3.2. Формы акций
- 5.3.3. Основные события как средство маркетинговой коммуникации
- 5.3.4. Структурапроектного обоснования акции
- 3. Вид, цель и задачи акции.
- 5. Сценарный план акции:
- 6. Атрибутика акции.
- 8. Бюджет и источники финансирования акции.
- Практикум
- Вопрос 1 (2 очка). Верите ли вы, что первым товаром, который первым выпустила компания “ Филипс”, была электрическая лампочка? (Да / Нет)
- Вопрос 2 (1 очко). Правда ли что компания “Филипс” до сих пор производит утюги, нагрев которого производится не электричеством, а открытым пламенем? (Да / Нет)
- Вопрос 3 (1 очко). Правда ли, что название “Филипс” образовано из имени и фамилии ее отца – основателя – Филипп Ипсвич? (Да / Нет).
- Вопрос 5 (3 очка). В какой форме выстроено здание компании “Филипс”: а) Огромного телевизора; б) Старинного замка.
- 5.4. Проектное обоснование pr–кампаний
- 5.4.1.Особенности пр–акций
- 5.4.2.Структура и ресурсы pr–акций
- 5.4.3.Текст как средство pr–коммуникации
- 5.4.4. Этапы проектирования pr–кампаний
- 2 Этап: Определение аудитории pr–кампании.
- 3 Этап: Целеполагание.
- 5. Критерии оценки эффективности (планируемый результат).
- Практикум
- Обсудить следующие вопросы:
- 5.5. Технология проектирования бизнес–структур
- 5.5.1. Маркетинговые функции концепции бизнес–организации
- 5.5.2. Этапы разработки концепции организации
- 2. Обоснование маркетинговой стратегии организации.
- 3. Социальная политика организации:
- 4. Обоснование маркетинговых мероприятий организации:
- 5. Функционально–содержательная модель организации:
- 5.6. Политический маркетинг как область проектной деятельности
- 5.6.1. Виды политических технологий:
- 5.6.2. Особенности отечественного опыта использования политических технологий:
- 5.6.3. Проектирование избирательных кампаний предмет проектирования в избирательных кампаниях
- Этапы проектирования избирательных кампаний
- 4.1. Общая стратегия действий:
- 4.2. Презентация и продвижение имиджа:
- 5.6.4.Условия эффективности разработки и продвижения имиджа кандидата
- 5.6.5.Инструментарий избирательных кампаний
- Практикум
- 6 Раздел. Социально–культурные проекты в системе маркетинговых коммуникаций
- 6.1. Социальное проектирование: маркетинговый потенциал, технология
- 6.1.1. Функции маркетинга социальных программ
- 6.1.2. Этапы разработки социального проекта
- 2 Этап. Обоснование целей и определение задачи проекта.
- 4 Этап. Бюджет проекта.
- 5. Ресурсное обеспечение проекта.
- 6.1.3. Проблемное поле социального проектирования
- 6.2. Маркетинговый потенциал культурных программ
- 6.2.1. Специфика формирования культурных программ
- 6.2.2. Приоритеты и проблемное поле культурного проектирования
- 6.3. Праздник как культурный проект и маркетинговая акция
- 6.3.1. Праздник как социальное явление и форма маркетинговой коммуникации
- 6.3.2. Структура проекта праздника
- 1. Обоснование вида праздника.
- 5. Содержание праздничных событий.
- 6. План участия основных категорий аудитории праздника.
- 8. Программа маркетингового обеспечения праздника.
- Практикум
- 7 Раздел. Маркетинговые технологии и культура
- 7.1. Маркетинг и социальная ответственность
- 7.2. Маркетинг как инструмент глобальной идеологии
- 7.3. Постмодернистские истоки современного маркетинга
- 7.4. Подготовка специалиста в области маркетинговых технологий: конфликт нравственности и успешности
- 7.5. Национально–культурная специфика как этическая и содержательная основа маркетинговых коммуникаций
- 7.5.1. Взаимосвязь доминирующих культурных регуляторов и социальных технологий
- 7.5.2. Ценностно–нормативная специфика российской культуры
- 7.5.3. Содержание ценностно–нормативного ядра российской культуры
- 7.5.4. Психо–антропологический срез российской культуры (российская ментальность)
- 7.5.5. Идентификационные ресурсы отечественной духовности
- Словарьосновныхтерминов
- Предметныйуказатель
- Литература