7.1. Маркетинг и социальная ответственность
Маркетинговые коммуникации в идеологическом и технологическом плане прошли в своем развитии несколько этапов1. При этом общим вектором динамики стало наращивание ресурсов воздействия на сознание и поведение аудитории.
С момента усиления «психо–центрированной» направленности маркетинг развивается в конфликте с традиционными культурами, ценностно–нормативная основа которых формировалась на этической базе мировых религий. Существенное обострение конфликта маркетинга и нравственности произошло на этапе формирования мирового хозяйства и мирового рынка. Транснациональные хозяйственные корпорации (обслуживающие, в основном, «золотой миллиард» человечества) в борьбе за рынки сбыта сформировали гигантские маркетинговые «сети», которые стали средством утверждения тоталитарной власти мировой информационно–финансовой олигархии. Укажем лишь некоторые зоны противостояния маркетинга и нравственности.
Маркетинг активизирует и поощряет антикультурные ценности – те, которые всегда табуировались, вытеснялись традиционной культурой. И это становится одним из условий эффективности маркетинговых технологий2. Это особенно видно на примере рекламы, которая почти открыто использует весь набор «запрещенных приемов», исповедуя цинизм, кощунство, демонстрируя откровенные сексуальные сцены, давая саркастическую оценку нравственности, морали и культуры, насмехаясь и издеваясь над духовными идеалами1. Видя это ежедневно, обычный человек не может не почувствовать себя изгоем по причине своей «нормальности», либо вынужден будет принять правила игры, чтобы не испытывать культурный дискомфорт.
Современные маркетинговые коммуникации внесли существенный вклад в десакрализацию индивидуального и массового сознания2. В СМИ путем специального подбора и интерпретации фактов осуществляется своеобразная «зачистка» сознания в результате дискредитации национальных героев, святынь, истории, традиций. Разновидностью этого приема можно считать профанацию проблемы (например, когда политический лидер с имиджем клоуна говорит об актуальных социальных проблемах, но предлагает анекдотичные способы решения – демографический кризис решить путем введения многоженства или колонизации России восточными народами и т.п.). В структуре тотальной обработки сознания сформировалась даже своеобразная «индустрия комплекса вины» – вид массового духовного производства, порождающий нежелание жить, провоцирующий национальное самоубийство как единственный выход из тупикового положения3.
Маркетинг, используя самые изощренные технологии для продвижения табака, спиртных напитков, наркотиков, сформировал целые поколения людей, исповедующих разрушающий тело и душу образ жизни4. Многие телевизионные ток–шоу, используя мощнейшие технологии психологического воздействия и работая на огромные аудитории, формируют позитивное отношение к употреблению наркотиков1.
Главный антагонист маркетинга – этические ценности, сформировавшиеся в недрах мировых религий. И это естественно – его идеология не смогла бы утвердиться в мире, где «блаженны нищие духом», в мире, где человек знает, что «творя милостыню, не труби перед собою», что надо прощать долги и «не собирать себе сокровищ на земле, но собирать их на небе». При этом игнорируется не только мораль, но и закон. В частности, откровенно и повсеместно нарушается предъявляемое к рекламе законом РФ «О рекламе» требование благопристойности. Самые различные товары рекламируются с помощью обнаженных женских тел, постельных сцен или крайне неприличных слоганов.
Важнейший раздел маркетинговой деятельности организации – PR–коммуникации открыто эксплуатируют нравственные ценности, превращая их в средство достижения коммерческих целей (например, использование благотворительности как средства формирования позитивного имиджа и т.д.)2. Если рынок игнорирует нравственный принцип милосердия, но PR–технологи его окончательно девальвируют, переводя в потребительскую стоимость3.
Маркетинг в значительной мере разрушил традиционные институты нравственного воспитания, претендуя на их место в регуляции социальной и индивидуальной жизни. Сегодня он формирует общественную идеологию, корректирует через активно продвигаемые жизненные стили ценностно–нормативную структуру общества. При этом зоной его повышенного интереса является душа человека, его ценности, сокровенные мечты и чаяния.
Работая со словом, маркетинговые технологии (и особенно реклама) эксплуатируют его глубинные смыслы, выхолащивая его подлинное содержание и оставляя пустоту словесных оболочек. Как известно, вначале было Слово. Поэтому, создавая соответствующую себе ценностную среду, маркетинг разрушает семантическое и аксиологическое поле языка. Уничтожая смысл и святость слова, он способствует десакрализации духовного ядра культуры1.
Маркетинг предельно эгоистичен и «money–центричен». Запуская в мир свои коммуникативные щупальца (в СМИ, Internet, масскультуру), он всю свою колоссальную энергию направляет на достижение производственной эффективности, максимизацию прибыли, игнорируя при этом принцип разумности человеческих потребностей. Смысл труда (и его результатов) уже не определяется естественной целесообразностью, он подчинен общей стратегии экспансии рыночного пространства. Во имя повышения потребительского спроса в маркетинговых коммуникациях эксплуатируются самые человечные ценности – семья, здоровье, дети, любовь. Даже социальная реклама и та все чаще выходит в связке с коммерческим роликом или с откровенно маркетинговыми намерениями.
Маркетинг руководствуется представлением о человеке как предмете манипуляций. Он исповедует и утверждает модель человека как существа одномерного, примитивного, поведение которого детерминировано стремлением удовлетворить элементарные потребности – в удовольствиях, впечатлениях, развлечениях и т.п. Более того, маркетинговые технологии существенно расширили список «разрешенных» потребностей – сегодня производитель предлагает товары и услуги, удовлетворяющие и актуализирующие самые низменные человеческие инстинкты и страсти.
Маркетинг предельно тоталитарен, с помощью новейших технологий и глобальных коммуникативных систем он осуществляет информационное насилие, лишающее человека свободы выбора. Манипуляция служит одним из главных его инструментов. Контроль над информационными потоками и аппаратом формирования идей гарантируется простым механизмом рыночной экономики – контроль осуществляет тот, в чьих руках капитал. Радио и телевизионные станции, газеты и журналы, киноиндустрия и издательства принадлежат корпоративным системам и информационным конгломератам. В итоге электронные сетевые структуры формируют силовое поле необходимости, в котором свобода принятия решений у человека ограничивается до минимума. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной – ее успех гарантирован в том случае, когда человек воспринимает происходящее как естественное и неизбежное. Не случайно именно маркетинг взял на вооружение самые эффективные и скрытые психологические методы обработки сознания («25 кадр», нейро–лингвистическое программирование и др.)2. При этом идеологи маркетинга и не скрывают своих намерений. Президент Европейской конфедерации маркетинга Луи Делькарт, выступая в Москве на семинаре «Основные тенденции развития маркетинга и рекламы в Европе», посвятил свою речь технологии управления лояльностью клиента, которая, как можно понять из доклада, основана на идее тотального контроля сознания личности, учета самых интимных его желаний и импульсов (при этом докладчик в качестве перспективной технологической находки назвал метод получения максимально полной информации о клиенте по радужной оболочке глаз, которую мгновенно будет считывать компьютер с помощью телекамер, расставленных на улицах, в офисах фирм, супермаркетах и т.д.).
В современном маркетинге все зримее обнаруживается разрыв между декларируемым и реальным, словом и делом. Многие рекламные сообщения не только игнорируют моральные ценности, но и идут на откровенную ложь. Прямой обман относительно потребительских свойств и качества товара особенно характерен для компаний, занимающихся прямыми и дистанционными продажами. Распространенным приемом является блеф, когда публике представляются несуществующие свойства и качества предмета маркетинговой коммуникации1. Это особенно характерно для идеологии PR, для избирательных кампаний, которые стали своеобразной фабрикой производства лжи, легко просматриваемой сквозь лицемерную риторику общественной пользы, блага. Здесь имидж (организации, политика) делается либо ценой подкупа избирателей, либо путем циничной эксплуатации человеческих проблем, надежд, чаяний, нравственных ценностей.
В перспективе, с расширением зоны «виртуальных» каналов маркетинга, ложь как принцип будет лишь усиливаться – она будет касаться не только потребительских свойств услуг и товаров, но и самой формы маркетинговой коммуникации, которая будет представлять собой коллаж из фрагментов реальных событий и спроектированных с помощью компьютерных технологий сюжетных маркетинговых «вставок», маскирующихся под реальные явления и события1.
В социальном плане маркетинг позиционирует себя с позитивной стороны. В частности, в рамках философии социально–этического маркетинга декларируется необходимость социальной ответственности производителя и требований сбалансированной увязки трех факторов: прибыли организации, уровня удовлетворения запросов потребителей и учета интересов общества.
Однако концепция социальной ответственности маркетинга (как и бизнеса) является, на наш взгляд, пиаровским мифом2. Чтобы убедиться в этом, надо провести аналогию с правовой, юридической ответственностью. Как известно, условиями последней являются: во–первых, кодифицированная система права (т.е. наличие законов, в которых прописаны санкции на ненормативное поведение); во–вторых, вменяемость субъекта. Субъект правовой ответственности – это личность, самосознающая свою идентичность, удерживающая как целостность события собственной биографии, признающая себя как субъекта деятельности, «автора» собственных поступков, способная предвидеть результаты своих действий (т.е. связывать в сознании «я–действующее» и «я–ответствующее»). Иными словами, субъект права – это субъект самосознания, действия и ответственности.
В современной модели бизнеса эти условия отсутствуют, что не дает нам даже логических оснований говорить о его социальной ответственности. С одной стороны, субъект бизнеса не ориентирован на анализ и просчет возможных социально–нравственных последствий от реализации своих бизнес–планов1. С другой стороны, сегодняшнее общество не может выступать в роли института, предъявляющего какие–либо санкции (даже моральные) по отношению к субъектам бизнеса. Более того, общество не в состоянии отрефлексировать возможные нравственные, культурные, экологические и иные последствия того или иного проекта – это требует особых знаний и профессиональной деятельности.
Конечно, социально–ответственные специалисты, понимающие пагубную сущность тех или иных бизнес–проектов, могут попытаться донести свое знание до общественности. Но у бизнеса есть финансовые возможности и есть ПР–технологии, чтобы полностью дискредитировать вредную с его позиции точку зрения. Поэтому применительно к бизнесу говорить о социальной ответственности как реальном феномене можно лишь весьма условно. Тем более, что даже в системе права простой факт осознания возможной ответственности сам по себе не гарантирует морально ответственные поступки – как правило, преступник просчитывает возможные варианты карательных санкций и субъективно готов к ним. Субъект ответственности – это прежде всего субъект культуры, морали. Это личность, способная к духовно–мотивированным поступкам, выбору, признанию своих действий как собственных и готовности нести ответственность за последствия совершенного.
Таким образом, проблема в данном случае переходит в другую плоскость: какова степень соответствия моделей маркетинга (бизнеса, рынка в целом) ценностно–нормативной природе той культуры, внутри которой он функционирует. Именно при условии такого соответствия субъект бизнеса и субъект морали – это единый субъект, профессиональное дело которого нравственно обусловлено и оправданно. Способность к ответственности здесь задается не столько просчетом возможных карательных санкций, предусмотренных кодифицированным правом, сколько осознанием степени соответствия (или несоответствия) человеческого поступка нравственному идеалу.
Моральная ответственность гораздо сложнее и фундаментальнее иных форм ответственности – здесь уже на этапе свободного выбора человек предвидит его нравственные результаты2. В моральной плоскости образным аналогом общественного мнения или института судебной власти является совесть – как духовно–нравственное переживание разрыва реального и должного, индикатор соответствия свершившегося и возможного, как внутренняя со–настроеннность на голос–весть другого. Суд совести для человека морального по глубине переживаний не сравним, с каким либо «внешним» судом (судом чести, судом старейшин и т.д.). Признаком высокой нравственности и духовной зрелости человека является согласие действий, ответственности и вменяемости. Но для личности такого уровня развития понятие социальной ответственности исчезает из актуального поля самосознания.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Санкт–петербургский
- Содержание
- Введение. Проектная культура и профессиональная успешность специалиста
- 1 Раздел. Проектирование как социальная технология
- 1.1. Особенности проектирования
- 1.2. Генезис и этапы развития маркетингового проектирования
- 2 Раздел. Теоретические основы маркетингового проектирования
- 2.1. Структура проектной деятельности
- 2.2. Принципы маркетингового проектирования
- Проектирование строится также на технологических принципах, которые фиксируют возможности и границы самого метода:
- 2.3. Виды маркетингового проектирования
- 2.4. Этапы проектирования
- 1 Этап: анализ ситуации.
- 2 Этап: определение и характеристика аудитории проекта
- 3 Этап: целеполагание.
- 4 Этап: инструментальное оснащение проекта.
- 5 Этап: ресурсное обеспечение проекта.
- 3 Раздел. Проект как форма и модель маркетинговой коммуникации
- 3.1. Параметры маркетингового проекта
- 3.2. Предмет маркетинговой коммуникации как средство изменения ситуации
- 3.3. Виды маркетинговых коммуникаций
- 3.4. Текст как посредник маркетинговой коммуникации
- 3.4.1. Понятие «текст»
- 3.4.2. Письменные тексты в системе маркетинговых коммуникаций
- 3.5. Условия эффективности маркетинговых коммуникаций
- Практикум
- 4 Раздел. Проектные технологии
- 4.1. Технология анализа ситуации
- 4.1.1. Понятие и структура ситуации
- 4.1.2. Технология анализа проблем
- Практикум
- Проблемы сохранения историко–культурного наследия
- Социальные проблемы населения
- Проблемы нравственного воспитания
- 4.2. Технологии выявления, характеристики и формирования аудитории проекта
- 4.2.1. Этапы определения аудитории проекта
- 4.2.2. Социальные критерии сегментирования маркетинговой среды
- 4.2.3. Ситуация как модель анализа аудитории проекта
- 4.2.4. Нормативное потребительское поведение как цель и результат маркетинговых коммуникаций
- 4.2.5. Спрос как основная характеристика нормативного потребительского поведения: механизмы и технологии формирования
- 4.2.6. Психолого–поведенческие критерии выявления и характеристики аудитории
- Личностные проблемы как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- Потребности как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- Мотивы как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- 4.2.7. Социально–культурные критерии выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Ценности как интегральная характеристика социальной среды маркетинговых коммуникаций
- Жизненные стратегии как критерий выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Жизненный стиль как критерий выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Учет жизненных стилей в процессе обоснования аудитории проекта
- 4.2.8. Технология формирования нормативных параметров аудитории (социальная категоризация)
- Практикум
- 4.3. Позиционирование как технология маркетингового проектирования
- 4.3.1. Задачи и возможности технологии.
- 4.3.2. Основания позиционирования
- 4.3.3. Позиционирование в системе формирования бренда
- 4.3.4. Методика определения маркетинговой позиции субъекта (техника «репертуарных решеток»)
- Практикум
- 4.4. Референтация как технология маркетингового проектирования
- 4.4.1. Сущность, задачи и возможности технологии
- 4.4.2. Референтность как атрибут социально–психологических взаимодействий
- 4.4.3. Виды референтов и критерии их определения
- 4.4.4. Области применения референтации
- 4.4.5. Технология референтации в системе массовых коммуникаций
- 4.4.6. Взаимосвязь жизненных стратегий аудитории и вербальных референтных символов
- Взаимосвязь жизненных стратегий и референтных символов
- 4.4.7. Социально–культурные особенности применения технологии референтации
- Практикум
- 5 Раздел. Виды маркетингового проектирования
- Содержание коммуникации (основные события)
- 5.1. Технология проектирования рекламной кампании
- 5.1.1. Понятие рекламы
- 5.1.2. Условия эффективности рекламных кампаний
- 5.1.3. Структура и этапы разработки проекта рекламной кампании
- 2 Раздел: Определение и характеристика аудитории:
- 3 Раздел: Определение целей и задач рекламной кампании.
- 4 Раздел: Разработка стратегии рекламной кампании
- 6 Раздел. План рекламной кампании:
- 7 Раздел. Бюджет рекламной кампании
- 5.1.4. Текст рекламного сообщения: структура и технология производства
- 5.1.5. Специфические приемы рекламы
- Практикум
- 5.2. Проектирование имиджевых кампаний организации
- 5.2.1. Актуальность формирования имиджа организации
- 5.2.2. Имидж: понятие, субъекты, требования
- 5.2.3. Этапы проектирования имиджевых кампаний организации
- 3 Этап: Определение имиджевых ресурсов.
- 4 Этап: Цели и задачи кампании.
- 5 Этап: Модель имиджа
- 6 Этап: Обоснование стратегии действий
- 5.2.4. Ресурсы проектирования имиджевых кампаний
- 5.2.5. Фирменный стиль как цель и ресурс имиджевой компании
- 5.3. Проектное обоснование акции
- 5.3.1. Виды акций
- 5.3.2. Формы акций
- 5.3.3. Основные события как средство маркетинговой коммуникации
- 5.3.4. Структурапроектного обоснования акции
- 3. Вид, цель и задачи акции.
- 5. Сценарный план акции:
- 6. Атрибутика акции.
- 8. Бюджет и источники финансирования акции.
- Практикум
- Вопрос 1 (2 очка). Верите ли вы, что первым товаром, который первым выпустила компания “ Филипс”, была электрическая лампочка? (Да / Нет)
- Вопрос 2 (1 очко). Правда ли что компания “Филипс” до сих пор производит утюги, нагрев которого производится не электричеством, а открытым пламенем? (Да / Нет)
- Вопрос 3 (1 очко). Правда ли, что название “Филипс” образовано из имени и фамилии ее отца – основателя – Филипп Ипсвич? (Да / Нет).
- Вопрос 5 (3 очка). В какой форме выстроено здание компании “Филипс”: а) Огромного телевизора; б) Старинного замка.
- 5.4. Проектное обоснование pr–кампаний
- 5.4.1.Особенности пр–акций
- 5.4.2.Структура и ресурсы pr–акций
- 5.4.3.Текст как средство pr–коммуникации
- 5.4.4. Этапы проектирования pr–кампаний
- 2 Этап: Определение аудитории pr–кампании.
- 3 Этап: Целеполагание.
- 5. Критерии оценки эффективности (планируемый результат).
- Практикум
- Обсудить следующие вопросы:
- 5.5. Технология проектирования бизнес–структур
- 5.5.1. Маркетинговые функции концепции бизнес–организации
- 5.5.2. Этапы разработки концепции организации
- 2. Обоснование маркетинговой стратегии организации.
- 3. Социальная политика организации:
- 4. Обоснование маркетинговых мероприятий организации:
- 5. Функционально–содержательная модель организации:
- 5.6. Политический маркетинг как область проектной деятельности
- 5.6.1. Виды политических технологий:
- 5.6.2. Особенности отечественного опыта использования политических технологий:
- 5.6.3. Проектирование избирательных кампаний предмет проектирования в избирательных кампаниях
- Этапы проектирования избирательных кампаний
- 4.1. Общая стратегия действий:
- 4.2. Презентация и продвижение имиджа:
- 5.6.4.Условия эффективности разработки и продвижения имиджа кандидата
- 5.6.5.Инструментарий избирательных кампаний
- Практикум
- 6 Раздел. Социально–культурные проекты в системе маркетинговых коммуникаций
- 6.1. Социальное проектирование: маркетинговый потенциал, технология
- 6.1.1. Функции маркетинга социальных программ
- 6.1.2. Этапы разработки социального проекта
- 2 Этап. Обоснование целей и определение задачи проекта.
- 4 Этап. Бюджет проекта.
- 5. Ресурсное обеспечение проекта.
- 6.1.3. Проблемное поле социального проектирования
- 6.2. Маркетинговый потенциал культурных программ
- 6.2.1. Специфика формирования культурных программ
- 6.2.2. Приоритеты и проблемное поле культурного проектирования
- 6.3. Праздник как культурный проект и маркетинговая акция
- 6.3.1. Праздник как социальное явление и форма маркетинговой коммуникации
- 6.3.2. Структура проекта праздника
- 1. Обоснование вида праздника.
- 5. Содержание праздничных событий.
- 6. План участия основных категорий аудитории праздника.
- 8. Программа маркетингового обеспечения праздника.
- Практикум
- 7 Раздел. Маркетинговые технологии и культура
- 7.1. Маркетинг и социальная ответственность
- 7.2. Маркетинг как инструмент глобальной идеологии
- 7.3. Постмодернистские истоки современного маркетинга
- 7.4. Подготовка специалиста в области маркетинговых технологий: конфликт нравственности и успешности
- 7.5. Национально–культурная специфика как этическая и содержательная основа маркетинговых коммуникаций
- 7.5.1. Взаимосвязь доминирующих культурных регуляторов и социальных технологий
- 7.5.2. Ценностно–нормативная специфика российской культуры
- 7.5.3. Содержание ценностно–нормативного ядра российской культуры
- 7.5.4. Психо–антропологический срез российской культуры (российская ментальность)
- 7.5.5. Идентификационные ресурсы отечественной духовности
- Словарьосновныхтерминов
- Предметныйуказатель
- Литература