logo
ресурсы / ресурсы) / марк-в / уч

5.6.2. Особенности отечественного опыта использования политических технологий:

1. Избирательные технологии носят явный манипулятивный характер. Дело в том, что в России пока еще не сформировался политический институт выборов, поэтому каждый раз население нуждается в значительной активизации. Следовательно, если нет потребности в «товаре», то ее надо создать, совершив насилие над общественным сознанием. Поэтому в политических технологиях преобладают негативистские тенденции (компромат, «черный пиар»), значительное место занимает мифотворческая составляющая2.

Для манипулирования массовым сознанием используются различные информационно–психологические технологии:

Метод фрагментации – на сознание аудитории обрушивается непрерывный поток разнородных сообщений, создающих мелькающую и разрозненную картину мира.

Метод отвлечения, переключающий внимание аудитории с неугодного события с помощью информации о другом событии, поданной в максимально сенсационной форме.

Метод «объективного подхода» – подбор фактов и умелое их комментирование с целью выявления и закрепления в общественном сознании нужной тенденции3.

Популизм – создание и эксплуатация нереалистичных ожиданий путем многомерных (а по сути – обманных) обещаний.

2. Высокую значимость в избирательной мотивации имеют эмоциональные и нравственные аспекты взаимоотношений кандидата и электората. В политических технологиях значительно шире в сравнении с коммерческой рекламой эксплуатируются моральные настроения и ожидания аудитории (в форме проблемного акцентирования, предвосхищения ожиданий, популистских обещаний и т.д.). Беспроигрышным ходом кандидата становится обращение к теме социальной справедливости.

3. В ситуации равных возможностей большую популярность получают харизматические лидеры, которым нередко отдается предпочтение вопреки их инструментальной несостоятельности. Часто условием эффективности избирательной кампании становится тот психологический синдром кандидата, который называется харизмой (обаяние, умение вести за собой, искра божья, гениальность).

4. Преимущественным доверием избирателей пользуется мнение референтных лидеров. Если известная личность выражает свои симпатии в адрес того или иного кандидата, то его шансы на успех значительно возрастают.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4