6.1.2. Этапы разработки социального проекта
1 этап. Характеристика аудитории проекта, т.е. анализ проблем и ресурсов целевой и контактных групп.
Социальный проект всегда имеет аудиторию, которая задает всю логику проектирования. Причем, аудитория является здесь носителем специфических социально–культурных и личностных проблем. Характеризуя аудиторию, необходимо выявить наиболее сущностные личностные и социально–культурные проблемы; определить их источник и установить причинно–следственную зависимость; обосновать возможности разрешения (или предупреждения) в рамках разрабатываемого проекта1.
В технологии разработки социальных проектов весьма существенным является компетентная характеристика той целевой группы, которой адресованы основные мероприятия. При этом процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы изначально представляем себе типичные проблемы, потребности и интересы конкретных социальных групп и социально–культурных общностей, умеем использовать эту информацию в процессе инструментального оснащения проекта. Проблемное поле социального проектирования представляет собой некоторое множество групп и общностей, в которые включен человек в силу ряда жизненных обстоятельств и необходимости выполнения социальных ролей. Каждая из этих групп выступает носителем типичных жизненных проблем, отличающих ее от других групп, т.е. именно проблема выступает в качестве дифференцирующего признака аудитории проекта, позволяя четко очертить ее границы.
Основным параметром анализа аудитории являются личностные проблемы, которые возникают в системе «человек – среда» и носят характер субъективных переживаний. Именно они определяют, наряду с социально–культурной проблематикой, цели и задачи проекта, виды и содержание деятельности. Источником личностных проблем является неоптимальная жизненная ситуация, которая в субъективном плане может преобразоваться либо в задачу (в том случае, когда субъект видит перспективы и имеет ресурсы ее оптимизации), либо в неразрешимое противоречие, когда субъект признает невозможность средствами наличного знания и опыта разрешить возникшие трудности и противоречия.
При характеристике личностных проблем необходимо видеть различные аспекты и грани их содержания. Личностные проблемы отражают и характеризуют неоптимальное взаимодействие субъекта и его социально–культурного окружения. В таком случае их можно рассматривать как внутренние состояния человека, включенного в противоречивую по своему содержанию среду и испытывающего в ней определенные преграды, трудности (физические, биологические, психологические, социальные, культурные), возникающие в процессе удовлетворения потребностей человека, достижения значимых для личности ситуаций, благоприятных жизненных обстоятельств. Личностными проблемами являются также противоречия внутреннего мира человека, вызванные актуализацией противоположных целей, стремлений и ценностей, внутренней невозможностью реализации жизненного замысла (т.е. преграды и трудности, обусловленные рассогласованностью внутреннего мира человека). Проблема предстает еще и как переживаемое личностью психологическое состояние, вызванное неудовлетворенными потребностями и неосуществленными жизненными замыслами.
Осознание личностью или группой какого–либо противоречия как проблемы стимулирует социокультурную активность по изменению ситуации, ее порождающей, поиску новых форм, средств и способов взаимодействия с социальным и предметным миром, что позволяет рассматривать носителя проблем в качестве аудитории проекта.
Характеризуя аудиторию проекта, необходимо выделить наиболее актуальные социально–психологические и социально–культурные проблемы и обосновать средства и способы их разрешения (или предупреждения) в рамках разрабатываемого проекта. При этом средства оптимизации той неблагоприятной ситуации, в которой находится аудитория проекта (т.е. направления и виды социально–культурной деятельности), не связаны жестко с характером проблем – все зависит от замысла проектировщика, социально–педагогического потенциала тех видов социально–культурной деятельности, которые составляют его содержание, а также соответствующих ресурсов, необходимых для практической реализации проекта.
Причиной проблемной ситуации часто является неоптимальная с точки зрения личности средаее обитания. Среда в данном контексте рассматривается как доступное для личности окружение, поле реализации личностных возможностей, источник ресурсов для разрешения личностных проблем. Проблема может быть вызвана резким изменением жизненной среды (например, это характерно для мигрантов, беженцев, переселенцев, инвалидов). Причиной личностных проблем может стать неудовлетворенность человека основными сферами жизнедеятельности, вызванная неоптимальным функционированием социальных институтов, предназначенных содействовать адаптации личности к изменяющимся условиям (несоответствие потребностей и возможностей их удовлетворения в рамках существующих учреждений). Отсутствие соответствующих условий для своевременного получения необходимых знаний, освоения социально–культурных технологий не позволяет использовать личностные потенциалы и ресурсы для решения личностных проблем.
Приведем пример личностных проблем, типичных для категорий и социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию социально–педагогических программ: одиночество, отсутствие круга друзей, общения; непризнание ближайшим окружением; непонимание со стороны близких; потеря авторитета, невозможность влиять на других; социальная незащищенность личности; отсутствие условий самореализации в труде; невостребованность личностного потенциала; трудности в общении с противоположным полом; невозможность реализовать себя в рамках семейных ролей; невозможность отождествить себя с определенной этнокультурной, профессиональной, социальной, духовной общностью; ощущение личностной несостоятельности, собственной ненужности, сомнения в личностной ценности; утрата (переоценка) доминирующих жизненных ценностей; кризис смысла жизни (неудовлетворенность прошлым, смысловая и эмоциональная ненасыщенность настоящего, отсутствие целей в будущем); потеря самоуважения; комплекс неполноценности; низкая самооценка, неуверенность в себе; робость, боязнь быть отвергнутым; неудовлетворенность социальным статусом, профессией, сферой интимно–личностных отношений; неуверенность в завтрашнем дне; тревога, безнадежность, беспомощность; утрата личностной, социальной или национально–культурной идентичности и т.д.
Содержание и характер личностных проблем позволяет уточнить область тех изменений, которые необходимо осуществить в рамках социального проекта, при этом ситуация здесь включает как саму личность – носителя проблем, так и ее ближайшее социальное окружение – социально–психологическую среду.
В процессе выработки моделей проектного решения учитываются также социальные и социально–культурные проблемы, типичные для аудитории проекта. Они особенно важны для конкретизации целевой и содержательной части, для поиска социальных сил, заинтересованных в поддержке проекта – острота социально–культурных проблем повышает общественную значимость проекта и делает более реальным и эффективным привлечение дополнительных источников его финансирования. Ориентация на решение социальных проблем – это способ повышения общественной значимости проекта (а, следовательно, повышение статуса и формирование имиджа его инициаторов, привлечение внимания СМИ, властей, дополнительные возможности получения средств как из бюджета, так и внебюджетных источников).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Санкт–петербургский
- Содержание
- Введение. Проектная культура и профессиональная успешность специалиста
- 1 Раздел. Проектирование как социальная технология
- 1.1. Особенности проектирования
- 1.2. Генезис и этапы развития маркетингового проектирования
- 2 Раздел. Теоретические основы маркетингового проектирования
- 2.1. Структура проектной деятельности
- 2.2. Принципы маркетингового проектирования
- Проектирование строится также на технологических принципах, которые фиксируют возможности и границы самого метода:
- 2.3. Виды маркетингового проектирования
- 2.4. Этапы проектирования
- 1 Этап: анализ ситуации.
- 2 Этап: определение и характеристика аудитории проекта
- 3 Этап: целеполагание.
- 4 Этап: инструментальное оснащение проекта.
- 5 Этап: ресурсное обеспечение проекта.
- 3 Раздел. Проект как форма и модель маркетинговой коммуникации
- 3.1. Параметры маркетингового проекта
- 3.2. Предмет маркетинговой коммуникации как средство изменения ситуации
- 3.3. Виды маркетинговых коммуникаций
- 3.4. Текст как посредник маркетинговой коммуникации
- 3.4.1. Понятие «текст»
- 3.4.2. Письменные тексты в системе маркетинговых коммуникаций
- 3.5. Условия эффективности маркетинговых коммуникаций
- Практикум
- 4 Раздел. Проектные технологии
- 4.1. Технология анализа ситуации
- 4.1.1. Понятие и структура ситуации
- 4.1.2. Технология анализа проблем
- Практикум
- Проблемы сохранения историко–культурного наследия
- Социальные проблемы населения
- Проблемы нравственного воспитания
- 4.2. Технологии выявления, характеристики и формирования аудитории проекта
- 4.2.1. Этапы определения аудитории проекта
- 4.2.2. Социальные критерии сегментирования маркетинговой среды
- 4.2.3. Ситуация как модель анализа аудитории проекта
- 4.2.4. Нормативное потребительское поведение как цель и результат маркетинговых коммуникаций
- 4.2.5. Спрос как основная характеристика нормативного потребительского поведения: механизмы и технологии формирования
- 4.2.6. Психолого–поведенческие критерии выявления и характеристики аудитории
- Личностные проблемы как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- Потребности как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- Мотивы как критерий выявления и характеристики аудитории проекта
- 4.2.7. Социально–культурные критерии выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Ценности как интегральная характеристика социальной среды маркетинговых коммуникаций
- Жизненные стратегии как критерий выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Жизненный стиль как критерий выявления, формирования и характеристики аудитории проекта
- Учет жизненных стилей в процессе обоснования аудитории проекта
- 4.2.8. Технология формирования нормативных параметров аудитории (социальная категоризация)
- Практикум
- 4.3. Позиционирование как технология маркетингового проектирования
- 4.3.1. Задачи и возможности технологии.
- 4.3.2. Основания позиционирования
- 4.3.3. Позиционирование в системе формирования бренда
- 4.3.4. Методика определения маркетинговой позиции субъекта (техника «репертуарных решеток»)
- Практикум
- 4.4. Референтация как технология маркетингового проектирования
- 4.4.1. Сущность, задачи и возможности технологии
- 4.4.2. Референтность как атрибут социально–психологических взаимодействий
- 4.4.3. Виды референтов и критерии их определения
- 4.4.4. Области применения референтации
- 4.4.5. Технология референтации в системе массовых коммуникаций
- 4.4.6. Взаимосвязь жизненных стратегий аудитории и вербальных референтных символов
- Взаимосвязь жизненных стратегий и референтных символов
- 4.4.7. Социально–культурные особенности применения технологии референтации
- Практикум
- 5 Раздел. Виды маркетингового проектирования
- Содержание коммуникации (основные события)
- 5.1. Технология проектирования рекламной кампании
- 5.1.1. Понятие рекламы
- 5.1.2. Условия эффективности рекламных кампаний
- 5.1.3. Структура и этапы разработки проекта рекламной кампании
- 2 Раздел: Определение и характеристика аудитории:
- 3 Раздел: Определение целей и задач рекламной кампании.
- 4 Раздел: Разработка стратегии рекламной кампании
- 6 Раздел. План рекламной кампании:
- 7 Раздел. Бюджет рекламной кампании
- 5.1.4. Текст рекламного сообщения: структура и технология производства
- 5.1.5. Специфические приемы рекламы
- Практикум
- 5.2. Проектирование имиджевых кампаний организации
- 5.2.1. Актуальность формирования имиджа организации
- 5.2.2. Имидж: понятие, субъекты, требования
- 5.2.3. Этапы проектирования имиджевых кампаний организации
- 3 Этап: Определение имиджевых ресурсов.
- 4 Этап: Цели и задачи кампании.
- 5 Этап: Модель имиджа
- 6 Этап: Обоснование стратегии действий
- 5.2.4. Ресурсы проектирования имиджевых кампаний
- 5.2.5. Фирменный стиль как цель и ресурс имиджевой компании
- 5.3. Проектное обоснование акции
- 5.3.1. Виды акций
- 5.3.2. Формы акций
- 5.3.3. Основные события как средство маркетинговой коммуникации
- 5.3.4. Структурапроектного обоснования акции
- 3. Вид, цель и задачи акции.
- 5. Сценарный план акции:
- 6. Атрибутика акции.
- 8. Бюджет и источники финансирования акции.
- Практикум
- Вопрос 1 (2 очка). Верите ли вы, что первым товаром, который первым выпустила компания “ Филипс”, была электрическая лампочка? (Да / Нет)
- Вопрос 2 (1 очко). Правда ли что компания “Филипс” до сих пор производит утюги, нагрев которого производится не электричеством, а открытым пламенем? (Да / Нет)
- Вопрос 3 (1 очко). Правда ли, что название “Филипс” образовано из имени и фамилии ее отца – основателя – Филипп Ипсвич? (Да / Нет).
- Вопрос 5 (3 очка). В какой форме выстроено здание компании “Филипс”: а) Огромного телевизора; б) Старинного замка.
- 5.4. Проектное обоснование pr–кампаний
- 5.4.1.Особенности пр–акций
- 5.4.2.Структура и ресурсы pr–акций
- 5.4.3.Текст как средство pr–коммуникации
- 5.4.4. Этапы проектирования pr–кампаний
- 2 Этап: Определение аудитории pr–кампании.
- 3 Этап: Целеполагание.
- 5. Критерии оценки эффективности (планируемый результат).
- Практикум
- Обсудить следующие вопросы:
- 5.5. Технология проектирования бизнес–структур
- 5.5.1. Маркетинговые функции концепции бизнес–организации
- 5.5.2. Этапы разработки концепции организации
- 2. Обоснование маркетинговой стратегии организации.
- 3. Социальная политика организации:
- 4. Обоснование маркетинговых мероприятий организации:
- 5. Функционально–содержательная модель организации:
- 5.6. Политический маркетинг как область проектной деятельности
- 5.6.1. Виды политических технологий:
- 5.6.2. Особенности отечественного опыта использования политических технологий:
- 5.6.3. Проектирование избирательных кампаний предмет проектирования в избирательных кампаниях
- Этапы проектирования избирательных кампаний
- 4.1. Общая стратегия действий:
- 4.2. Презентация и продвижение имиджа:
- 5.6.4.Условия эффективности разработки и продвижения имиджа кандидата
- 5.6.5.Инструментарий избирательных кампаний
- Практикум
- 6 Раздел. Социально–культурные проекты в системе маркетинговых коммуникаций
- 6.1. Социальное проектирование: маркетинговый потенциал, технология
- 6.1.1. Функции маркетинга социальных программ
- 6.1.2. Этапы разработки социального проекта
- 2 Этап. Обоснование целей и определение задачи проекта.
- 4 Этап. Бюджет проекта.
- 5. Ресурсное обеспечение проекта.
- 6.1.3. Проблемное поле социального проектирования
- 6.2. Маркетинговый потенциал культурных программ
- 6.2.1. Специфика формирования культурных программ
- 6.2.2. Приоритеты и проблемное поле культурного проектирования
- 6.3. Праздник как культурный проект и маркетинговая акция
- 6.3.1. Праздник как социальное явление и форма маркетинговой коммуникации
- 6.3.2. Структура проекта праздника
- 1. Обоснование вида праздника.
- 5. Содержание праздничных событий.
- 6. План участия основных категорий аудитории праздника.
- 8. Программа маркетингового обеспечения праздника.
- Практикум
- 7 Раздел. Маркетинговые технологии и культура
- 7.1. Маркетинг и социальная ответственность
- 7.2. Маркетинг как инструмент глобальной идеологии
- 7.3. Постмодернистские истоки современного маркетинга
- 7.4. Подготовка специалиста в области маркетинговых технологий: конфликт нравственности и успешности
- 7.5. Национально–культурная специфика как этическая и содержательная основа маркетинговых коммуникаций
- 7.5.1. Взаимосвязь доминирующих культурных регуляторов и социальных технологий
- 7.5.2. Ценностно–нормативная специфика российской культуры
- 7.5.3. Содержание ценностно–нормативного ядра российской культуры
- 7.5.4. Психо–антропологический срез российской культуры (российская ментальность)
- 7.5.5. Идентификационные ресурсы отечественной духовности
- Словарьосновныхтерминов
- Предметныйуказатель
- Литература