logo
от Стаса ответы

35. Понятие социальной коммуникации (объект, предмет и методология теории коммуникации)

Коммуникация – информационное взаимодействие м\у людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных (естеств. св-ва человека), репрезентационных (искусственные ср-ва), технических средствах и распространяемые по определенным каналам в кодированной форме, т.е. в соответствии с выбранным кодом.

Объект ТК: часть объективно существующей реальности на которую направлен процесс познания. Социальная коммуникация.

Предмет ТК: некоторые особые аспекты, хар-ки и отношения, которые состовляют определенную сторону сущности и содержания объекта и на который направлен процесс познания данной научной дисциплины. Это психологические, социальные и семиотические явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией м\у социальными субъектами.

Методология ТК:

1. Используются общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение, экстраполяция, сравнительно-исторический метод;

2. В рамках ТК существует ряд собственных подходов: информационно-процессный (ключевое понятие информация), семиотический (гл. понятие – знак), системный или структурно-функциональный (система, структура, функция).

Коммуникация социальная – движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Социальная коммуникация представляет собой обмен информацией между социальными субъектами (индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами).

Две проблемы в определении соц. комм.:

1. Ограничение понятий социальная коммуникация и коммуникация

2. Не расширить понятие соц. комм. до соц. дея-ти в целом

Социальные коммуникации по критерию их цели и статуса передаваемого послания подразделяются на две большие группы – публичные и непубличные коммуникации.

Публичные коммуникации представляют собой вид коммуникаций, нацеленных на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. В рамках публичной коммуникации в качестве как источника информации (коммуникатора), так и её получателя (коммуниканта) могут выступать индивиды, социальные общности, социальные организации. Если мы имеем дело с коммуникацией, которая доносит сообщение до массового субъекта, то это массовая коммуникация. При этом первичным получателем публичного сообщения является индивид, выступающий и сам по себе, и как представитель какой-либо классической или неклассической социальной общности.

Непубличная коммуникация имеет дело с информацией, у которой нет публичного статуса. К этому виду коммуникации относятся привратные коммуникации, закрытые и секретные коммуникации, специализированные коммуникации.

2. Школа «научного управления» и классическая школа в коммуникационном менеджменте.

Школа научн. управления (Ф. Тейлор).

Осн. положения: 1. Рац. орг-ия труда; 2. Разработка формальных стр-р орг-ции: а) функц-ий тип (д. соответствовать осн. целям и задачам орг-ции), б) дивизионный (каждый след. уровень повторяет в уменьшенном виде стр-ру предыдущ.); 3. Четкое разграничение управленч. и исполнит. ф-ций; 4. Гл. мех-м упр-ия – мат. стим-ние. Осн. направления активности: 1. Подбор, расстановка и подготовка кадров; 2. Обучение персонала правильным приемам работы; 3. Четкое разграничение полномочий и обязанностей каждого исполнителя. Комм-ии: 1. Осн. внимание внутр. комм-ям; 2. Исп-ся односторонняя модель комм-ии (сверху вниз, обр. связи нет); 3. Во внеш. комм-ях формулир-ся принцип «одна орг-ция – один голос»; 4. Четкое определение ф-ций и перечня спикеров. Вывод: доменеджерский уровень, это управление произ-вом.

Классическая школа (администр.): Файоль, Форд, Эмерсон, Вебер. Осн. цель – создание универс. принципов упр-ия, реализация к-ых обязательно приведет к успеху и эффект-ти работы всей орг-ции. 2 осн. направления: рационализация произ-ва и исследование проблем управления. Эмерсон: 1. Впервые вплотную занялся проблемой эффект-ти деят-ти, к-ую понимал как максим. выгодное соотношение м/у совокупными затратами и эк. рез-тами; 2. Четкая установка целей и идеалов на всех уровнях упр-ия; 3. Принцип коллегиальности, необходимости компетентности консультации штаба; 4. «диспетчирование» - четкое, оперативное упр-ие деят-тью орг-ции; 5. Обзат. наличие норм, расписаний, письменных стандартных инструкций. Вебер: выделил 2 осн. типа орг-ции: 1) Традиц. – орг-ия как семья. Во главе хозяин. М. сделать карьеру, понравившись хозяину. В орг-ии много близких и родных, неофиц. субординация (склоки, сплетни, подсиживания). 2) Бюрократ. – Начальник всегда прав, работник защищен. Его карьера основывается на достижении формализованных показателей, четкое разделение уровней.