35. Понятие социальной коммуникации (объект, предмет и методология теории коммуникации)
Коммуникация – информационное взаимодействие м\у людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных (естеств. св-ва человека), репрезентационных (искусственные ср-ва), технических средствах и распространяемые по определенным каналам в кодированной форме, т.е. в соответствии с выбранным кодом.
Объект ТК: часть объективно существующей реальности на которую направлен процесс познания. Социальная коммуникация.
Предмет ТК: некоторые особые аспекты, хар-ки и отношения, которые состовляют определенную сторону сущности и содержания объекта и на который направлен процесс познания данной научной дисциплины. Это психологические, социальные и семиотические явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией м\у социальными субъектами.
Методология ТК:
1. Используются общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение, экстраполяция, сравнительно-исторический метод;
2. В рамках ТК существует ряд собственных подходов: информационно-процессный (ключевое понятие информация), семиотический (гл. понятие – знак), системный или структурно-функциональный (система, структура, функция).
Коммуникация социальная – движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Социальная коммуникация представляет собой обмен информацией между социальными субъектами (индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами).
Две проблемы в определении соц. комм.:
1. Ограничение понятий социальная коммуникация и коммуникация
2. Не расширить понятие соц. комм. до соц. дея-ти в целом
Социальные коммуникации по критерию их цели и статуса передаваемого послания подразделяются на две большие группы – публичные и непубличные коммуникации.
Публичные коммуникации представляют собой вид коммуникаций, нацеленных на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. В рамках публичной коммуникации в качестве как источника информации (коммуникатора), так и её получателя (коммуниканта) могут выступать индивиды, социальные общности, социальные организации. Если мы имеем дело с коммуникацией, которая доносит сообщение до массового субъекта, то это массовая коммуникация. При этом первичным получателем публичного сообщения является индивид, выступающий и сам по себе, и как представитель какой-либо классической или неклассической социальной общности.
Непубличная коммуникация имеет дело с информацией, у которой нет публичного статуса. К этому виду коммуникации относятся привратные коммуникации, закрытые и секретные коммуникации, специализированные коммуникации.
2. Школа «научного управления» и классическая школа в коммуникационном менеджменте.
Школа научн. управления (Ф. Тейлор).
Осн. положения: 1. Рац. орг-ия труда; 2. Разработка формальных стр-р орг-ции: а) функц-ий тип (д. соответствовать осн. целям и задачам орг-ции), б) дивизионный (каждый след. уровень повторяет в уменьшенном виде стр-ру предыдущ.); 3. Четкое разграничение управленч. и исполнит. ф-ций; 4. Гл. мех-м упр-ия – мат. стим-ние. Осн. направления активности: 1. Подбор, расстановка и подготовка кадров; 2. Обучение персонала правильным приемам работы; 3. Четкое разграничение полномочий и обязанностей каждого исполнителя. Комм-ии: 1. Осн. внимание внутр. комм-ям; 2. Исп-ся односторонняя модель комм-ии (сверху вниз, обр. связи нет); 3. Во внеш. комм-ях формулир-ся принцип «одна орг-ция – один голос»; 4. Четкое определение ф-ций и перечня спикеров. Вывод: доменеджерский уровень, это управление произ-вом.
Классическая школа (администр.): Файоль, Форд, Эмерсон, Вебер. Осн. цель – создание универс. принципов упр-ия, реализация к-ых обязательно приведет к успеху и эффект-ти работы всей орг-ции. 2 осн. направления: рационализация произ-ва и исследование проблем управления. Эмерсон: 1. Впервые вплотную занялся проблемой эффект-ти деят-ти, к-ую понимал как максим. выгодное соотношение м/у совокупными затратами и эк. рез-тами; 2. Четкая установка целей и идеалов на всех уровнях упр-ия; 3. Принцип коллегиальности, необходимости компетентности консультации штаба; 4. «диспетчирование» - четкое, оперативное упр-ие деят-тью орг-ции; 5. Обзат. наличие норм, расписаний, письменных стандартных инструкций. Вебер: выделил 2 осн. типа орг-ции: 1) Традиц. – орг-ия как семья. Во главе хозяин. М. сделать карьеру, понравившись хозяину. В орг-ии много близких и родных, неофиц. субординация (склоки, сплетни, подсиживания). 2) Бюрократ. – Начальник всегда прав, работник защищен. Его карьера основывается на достижении формализованных показателей, четкое разделение уровней.
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью (в сша, Европе и России).
- 3. Понятия Общественность и общественное мнение.
- 4. Субъекты со
- 5. Определения и понятия со
- 7. Со как функция менеджмента (по Алёшиной)
- 8. Структурная модель психики субъекта pr.
- 10.Репутация и управление ей
- Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13 Технологии в со
- 14. Этика и право в со.
- Этический кодекс специалистов пресс-служб и служб «паблик рилейшнз»
- 15. Со, реклама, журналистика.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация».
- 18 Понятие «факт» «новость», разновидности новости
- 20.Понятие «жанр». Жанрообразующие факторы pr – текста.
- 21 Методы сбора информации в pr.
- 1. Анализ документов (в режиме контент-анализа)
- 2. Метод выборочного опроса.
- 22. Новостные жанры pr текста
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr-текстов
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr-тексты.
- 25. Группы общественности.
- 1. Внешняя и внутренняя
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью.
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- 28. Паблик рилейшенз: профессия и образование. Модель пр - специалиста
- 29. Исследования в pr
- 30. Планирование pr-деятельности
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 2.Знание и определение цел. Ауд-рии.
- 6. Предварительное иссл-ние и план действий после проведения мероприятия.
- 7. Персонал.
- 8. Работа со сми при подготовке, проведении и после мероприятия.
- 32. Модели иерархии результатов в pr.
- 33 Оценки эффективности pr.
- 2. Д. Бернет – с. Мориати
- 3. А. Чумиков
- 4. С. Катлип
- 5. Р. Хейвуд
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс.
- 35. Понятие социальной коммуникации (объект, предмет и методология теории коммуникации)
- 2. Школа «человеческих отношений» и новый менеджмент.
- 4. Организационная культура: понятия и определения.
- 9. По предмету.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям.
- 1. Модель Шеннона-Вивера
- 2. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба или модель авх
- 3. Модель Брюса Вестли и м. Маклина
- 4. Трансакционная модель Тана
- 2. Структурно-лингвистические модели коммуникации (Соссюр)
- 3. Современные модели.
- 39. Источники коммуникации, их характеристика (по Шишкину)
- 40. Аудитории коммуникации.
- 2. Аудитория как рынок:
- 3. Теория двойственности аудитории:
- 5. Основные подходы к исследованию аудитории:
- 6. Активность аудитории:
- 7. Реакция и обратная связь аудитории:
- 41. Коммуникационный менеджмент.
- 1. Школа научного управления (ф. Тейлор)
- 4. Сильные и слабые.
- 43. Методики измерения организационной культуры.
- 1. Важнейшая хар-ка:
- 2. Общий стиль лидерства:
- 3. Управление наемными работниками:
- 4. Связующая сущность организации:
- 5. Стратегические цели:
- 6. Критерии успеха:
- 44 .Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 46.Предмет и осн. Понят. Психологии массовой коммуникации
- 47. Современные психологические теории м.К.
- 1. Бихевиоризм.
- 2. Когнитивизм.
- 3. Гештальт психология.
- 4. Психоаналитическая теория.
- 48. Функции массовой коммуникации: обзор основных подходов.
- 50. Эффекты массовой коммуникации: обзор теоретических подходов.
- 51 Взаимод смк и власти: осн теорит подходы
- 53. Правовое регулирование деятельности сми.
- 54. Система жанров в журналистике
- 55. Джон Мильтон и концепция свободы печати.
- 57. Рынок смк в современной России.
- 58 Понятие и осн теории информационного общества
- 59. Маркетинговые исследования в связях с общественностью.
- 60. Сущность и основные принципы консалтинга в со.
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 63. Виды рекламы.
- 1. По предмету отражения.
- 64. Структура рекламного текста
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 1.Небольшая компания
- 2. Крупная компания
- II. Работа с менеджментом орг-ии
- III. Работа со сми:
- VIII. Отн-ие с обще-ми орг-ми ( и партнерами):
- 3. Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационных кампаний. Виды.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.