logo
от Стаса ответы

57. Рынок смк в современной России.

В 90-е гг. в экономике СМИ произошли серьезные перемены. Изменились отношения собственности. Наряду с государственными и общественными организациями СМИ владеют частные лица, структуры с разным организационно-правовым статусом: ЗАО, ОАО, ООО, совместные предприятия и др. В связи с существенным сокращением количества гос. СМИ уменьшилась доля бюджетного финансирования средств массовой информации. На место государственной монополии приходит конкурентный рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации. Вместе с тем значительное число СМИ существует не как средство извлечения прибыли, а как средство влияния в реализации корпоративных интересов коммерческих и иных структур. В этих условиях не прекращают свой выпуск многие убыточные СМИ, финансируемые заинтересованными в них организациями и лицами. Низкая платежеспособность населения как следствие экономического кризиса ограничила подписку на газеты и журналы, их розничную продажу. В результате в 90-е гг. разовые тиражи газет сократились в 1,5 раза, а журналов — в 5 раз. В к. XX в. в России многие СМК оказались под контролем бизнеса. Б. Березовский в 1999 г. владел 37% акций ТВ-6, приобрел контрольный пакет акций издательского дома «КоммерсантЪ», оказывал влияние на ОРТ, журнал «Огонек», «Независимую газету», «Новые известия», «Матадор». В. Гусинский владел холдингом «Медиа-Мост», в который входили телеканал НТВ, радиостанция «Эхо Москвы», телесеть ТНТ, печатные издания «Сегодня», «Караван истории», «Итоги», «7дней». К этому времени в стране действовало 12 частных холдингов, управлявших СМК. Банкиры закачивали в СМИ деньги, а те на выборах раскручивали нужных им кандидатов. В первую очередь их интересовала не прибыль, а возд-е на общест. мнение. В регионах же большая часть СМИ контролируется властью. Но есть и независимые, самофинансируемые СМИ. К этой группе относятся «АиФ», «Совершенно секретно», «МК» и др.