28. Паблик рилейшенз: профессия и образование. Модель пр - специалиста
На сегодняшний день в России 46% специалистов в СО имеют журналистское образование. По данным опроса американских членов Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов выяснилось, что 36,1% имеют журналистское образование, 19,7% - филологическое, 16,1% - PR и коммуникаций, 4,2% - экономическое, 3,1% - искусствоведческое, 2,6% - политологическое и 7,5% - другое.
Осн. виды профес-ой деят-ти: инф-но-творческая, социально-псих-ая, инфор-но-ком-тивная, рекламно-инф-ная, инф-но-аналитическая, инф-но-референтская, инф-но-управленческая, куль-но-просветительская, организационно-рекламная, инф-но-социологическая, научно-исследовательская.
PR-профессия имеет зависимое положение от внешних обстоятельств: социально-экономического фона, состояния массового сознания, нравственных и этических принципов, присущих конкретному обществу или историческому отрезку.
Основные профессиональные задачи:
построение позитивного диалога базисного субъекта ПР с целевой общественностью путем объективного информирования о деятельности фирмы, организации, конкретного лица, анализа и изучения общественного мнения, личных контактов и тд.
разрешение спорных и конфликтных ситуаций между субъектом ПР и общественностью через диалог, поиск согласия или компромисса, согласование противоречивых мнений и интересов
помощь гражданам в получении достоверной экономической, политической, социальной и иной инфо
продвижение новых прогрессивных социально важных идей, технологий, товаров и услуг способствующих снижению социальной напряженности и росту общественного согласия
установление и поддержание интереса и равновесия между различными общественными группами, государственными, политическими и бизнес-структурами пр ориентации на интересы базисного субъекта ПР.
Профессиональные качества специалиста:
- широкая эрудиция и культура речи
- вербальная активность
- навыки письменной коммуникации
- социальная смелость и уверенное поведение
- общительность как способность к интенсивным и многочисленным коммуникациям
- стремление к новым контактам
- организованность и деловитость
- интуиция и сензитивность
- оперативность и креативность мышления
- презентабельный внешний облик и культура поведения
- мастерство презентации и публичный выступлений
- дар убеждения и личное обаяние
- эмоциональная устойчивость в проблемных (стрессогенных) ситуациях
- физическая выносливость и работоспособность
- понимание социальной ответственности за совершаемые действия,
- осознание общественного резонанса, вызванного PR-информацией и соответствующими технологиями.
Основные профессиональные хар-ки пр-спец
должны владеть знаниями о рынке средств МИ, его структуре, принципах управления, содержательной ориентации, типовых и видовых характеристиках, технологии печатного, телерадиопроизводства, рейтинге изданий и программ, ценовой рекламной политике и т.д.
обладать необходимыми журналистскими навыками: сбор и обработка первичной инфо, воплощение ее в наиболее распространенных жанрах. Владение техническими средствами: диктофоном, фотокамерой, компьютером и др. в зависимости от поставленных задач
быть достаточно осведомленным об отраслевой специфике своего субъкта ПР, сферах его деятельности и содержании работы, совмещая все это со знанием профессионально-ориентированных СМИ, конкретных журналистов.
Учебный план специальности был разработан в 1997 году на базе СПбГУ+ накапливаемый методический опыт и тесная взаимосвязь с практиками PR, участие кафедры в профессиональных акциях, обмен научным опытом внесли существенные изменения в общеобразовательную модель.
Образование.
Специалистов по СО готовят сегодня не только в Санкт-Петербурге и Москве, география высшего PR-образования стремительно расширяется. Однако ведущие центры обучения по-прежнему находятся в Санкт-Петербурге и Москве (СпбГУ, ЛЭТИ, СпбГПолитехническийУ, МГИМО, МГУ, ГУ ВШЭ и некоторые другие вузы). Часто это не отдельная специальность, а курс в рамках другой программы.
В ведущих вузах страны распространена практика привлечения к преподавательской работе специалистов из агентств и фирм. Система привлечения к преподаванию практиков приближает студента к полю его будущей деят-ти, позволяет и более эффективно организовать его стажировку в агентствах, вплоть до непосредственного участия в реализации тех или иных проектов.
Академические программы PR-образования на сегодняшний день весьма различаются по содержанию, длительности, приоритетным формам обучения. Объясняется это не только новизною, «неотработанностью» курсов PR, но и естественным размежеванием программ в зависимости от специфики вуза, контингента студентов и других факторов.
Существующий гос-ый стандарт специальности оправданно дает лишь общие ориентиры курсов. Следует ожидать дальнейшего развития вузовского PR-образования по двум основным направлениям. Академические программы, рассчитанные на несколько лет обучения, где в комплексной форме студенты будут изучать «СО» и смежные с этим предметом дисциплины. Второе направление предполагает краткосрочные курсы – автономные или интегрированные в программы по другим предметам.
В провинции с преподаванием PR сложилась весьма противоречивая ситуация. В одних городах возникли учебные центры краткосрочного обучения, а в институтах и универ-ах – кафедры и отделения PR. Но при этом бурное развитие на «местах» образовательной деят-ти по специальности нередко происходит в отрыве от конкретной предпринимательской или гос-ой деят-ти.
Несмотря на опред-ые успехи профес-ого PR-образования, в нем существует немало проблем.
1. многие программы ориентированы не столько на саму новую дисциплину, сколько на предыдущие знания преподавателей того учебного заведения, где в связи с естественной переориентацией стали готовить специалистов по СО.
2. в методике преподавания часто наблюдаются две крайности: либо только академические лекции, либо бесконечные и непонятные по целям и задачам так модные ныне тренинги.
3. далеко не все специалисты-практики охотно идут на контакт с вузами.
4. краткосрочные курсы часто бывают далеки от провозглашенных их создателями целей, а некоторые в лучшем случае служат источником легкого дохода.
Сегодня система ПР-образования предлагает подготовку специалистов по 3 основным направлениям:
- краткосрочные формы обучения лиц, занятых в сфере ПР или желающих связать судьбу с этой деят-ю
- изучение профильных дисциплин в рамках других специальностей, оформленное как специализация
- обучение специальности 022000 «СО», правом на которое наделены более 40 российских вузов.
Наиболее ярко ситуация в ПР-образовании проявляется в Санкт-Петербурге, за последнее время ставшем своеобразным лидером по числу соответствующих образовательных центров. На сегодняшний день около 10 вузов в Питере готовы предложить своим выпускникам диплом специалиста по СО. Первыми были: Электротехнический университет, Академия гос.службы, Университет телекоммуникаций, СПбГУ. Они все отличаются базовым уровнем, приоритетом гуманитарной или естественнонаучной сфер.
В содержательном плане ПР-образование характеризуется рядом проблем. Первые из них связаны с неразработанностью методик и технологий преподавания, недостаточным кадровым обеспечением учебного процесса, отсутствием соответствующих учебному плану и адаптированным к практике учебников и пособий. Шишкина призывает признать междисциплинарность за основу любой образовательной деят-ти в сфере ПР. Исходя из того, что СО – это комплексная деятельность, перевести её в комплекс образования, что осуществимо только при наличии междисциплинарного подхода. Без солидных гуманитарных знаний деятельность современного пиармена представляется невозможной.
Опыт подготовки специалистов по СО в петербургских вузах позволяет выделить условно 4 модели образования: «интегрально-коммуникационную», «экономико-технически ориентированную», «управленческую», «журналистскую».
Подготовка должна строится на комплексной гуманитарно ориентированной основе. Эту основу определяют следующие составляющие:
1. фундаментальная база
2. комплексность и мультидисциплинарность, обозначающая высокую степень равноправия и сочетаемости различного рода обязательных дисциплин
3.гуманитарная ориентация. Приоритет гуманитарных знаний
4.инновационность, адаптивность, модульность. Адаптация знаний на практике. Модульность учебного плана позволяет вузам в достаточной степени обеспечить ту специфику подготовки специалиста, в которой они чувствуют себя наиболее сильными и уверенными
5. технологичность и креативность.
6.исследовательская ориентированность.
7. баланс теории и практики. Теория и практика в пропорции 1:3.
Идеальная модель обучения
В самую малую, центральную окружность включены предметы, имеющие особое значение для практики в области ПР.
Теория и парктика паблик рилейшнз
Во втором по величине круге – предметы, связанные со сферой человеческого общения.
Подготовка материала для СМИ
Редакторская работа
Изобраз.ср-ва для котактов и общения
Анализ ср-в инфо
Научные исследования
Законод. База средств инфо и этики
Реклама
Теория и процесс общения
В третьем и самом большом круге представлены предметы общего и гуманитарного характера, имеющие большое значение при подготовке высококлассного профессионала. Языки
Оргнаниз-я стр-ра и правила поведения Администр в бизнесе Экономика Политология Стр-ра правителсьтва Общ-я администрация Наука управления Управление персоналом Гуманитарные науки Обществ-е науки Естеств-е науки
статистика
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью (в сша, Европе и России).
- 3. Понятия Общественность и общественное мнение.
- 4. Субъекты со
- 5. Определения и понятия со
- 7. Со как функция менеджмента (по Алёшиной)
- 8. Структурная модель психики субъекта pr.
- 10.Репутация и управление ей
- Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13 Технологии в со
- 14. Этика и право в со.
- Этический кодекс специалистов пресс-служб и служб «паблик рилейшнз»
- 15. Со, реклама, журналистика.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация».
- 18 Понятие «факт» «новость», разновидности новости
- 20.Понятие «жанр». Жанрообразующие факторы pr – текста.
- 21 Методы сбора информации в pr.
- 1. Анализ документов (в режиме контент-анализа)
- 2. Метод выборочного опроса.
- 22. Новостные жанры pr текста
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr-текстов
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr-тексты.
- 25. Группы общественности.
- 1. Внешняя и внутренняя
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью.
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- 28. Паблик рилейшенз: профессия и образование. Модель пр - специалиста
- 29. Исследования в pr
- 30. Планирование pr-деятельности
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 2.Знание и определение цел. Ауд-рии.
- 6. Предварительное иссл-ние и план действий после проведения мероприятия.
- 7. Персонал.
- 8. Работа со сми при подготовке, проведении и после мероприятия.
- 32. Модели иерархии результатов в pr.
- 33 Оценки эффективности pr.
- 2. Д. Бернет – с. Мориати
- 3. А. Чумиков
- 4. С. Катлип
- 5. Р. Хейвуд
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс.
- 35. Понятие социальной коммуникации (объект, предмет и методология теории коммуникации)
- 2. Школа «человеческих отношений» и новый менеджмент.
- 4. Организационная культура: понятия и определения.
- 9. По предмету.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям.
- 1. Модель Шеннона-Вивера
- 2. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба или модель авх
- 3. Модель Брюса Вестли и м. Маклина
- 4. Трансакционная модель Тана
- 2. Структурно-лингвистические модели коммуникации (Соссюр)
- 3. Современные модели.
- 39. Источники коммуникации, их характеристика (по Шишкину)
- 40. Аудитории коммуникации.
- 2. Аудитория как рынок:
- 3. Теория двойственности аудитории:
- 5. Основные подходы к исследованию аудитории:
- 6. Активность аудитории:
- 7. Реакция и обратная связь аудитории:
- 41. Коммуникационный менеджмент.
- 1. Школа научного управления (ф. Тейлор)
- 4. Сильные и слабые.
- 43. Методики измерения организационной культуры.
- 1. Важнейшая хар-ка:
- 2. Общий стиль лидерства:
- 3. Управление наемными работниками:
- 4. Связующая сущность организации:
- 5. Стратегические цели:
- 6. Критерии успеха:
- 44 .Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 46.Предмет и осн. Понят. Психологии массовой коммуникации
- 47. Современные психологические теории м.К.
- 1. Бихевиоризм.
- 2. Когнитивизм.
- 3. Гештальт психология.
- 4. Психоаналитическая теория.
- 48. Функции массовой коммуникации: обзор основных подходов.
- 50. Эффекты массовой коммуникации: обзор теоретических подходов.
- 51 Взаимод смк и власти: осн теорит подходы
- 53. Правовое регулирование деятельности сми.
- 54. Система жанров в журналистике
- 55. Джон Мильтон и концепция свободы печати.
- 57. Рынок смк в современной России.
- 58 Понятие и осн теории информационного общества
- 59. Маркетинговые исследования в связях с общественностью.
- 60. Сущность и основные принципы консалтинга в со.
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 63. Виды рекламы.
- 1. По предмету отражения.
- 64. Структура рекламного текста
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 1.Небольшая компания
- 2. Крупная компания
- II. Работа с менеджментом орг-ии
- III. Работа со сми:
- VIII. Отн-ие с обще-ми орг-ми ( и партнерами):
- 3. Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационных кампаний. Виды.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.