logo
от Стаса ответы

39. Источники коммуникации, их характеристика (по Шишкину)

Источник комм.:

1. Создатель сообщения, которому принадлежит возможность выбора канала и, таким образом, выбора аудитории;

2. В качестве источника может выступать лицо, организация или целая группа;

3. Обычно источник имеет представления о том, как бы он хотел, чтобы источник интерпретировался получателем. Однако важен результат интерпретации, т.е. толкование сообщения получателем.

Источник коммуникации – это лицо или организация, генерирующая сообщение. В качестве источника может выступать президент компании или страны, пресс-секретарь, информационное агентство, компания – рекламодатель, агент по личным продажам и т.д.

В современных теориях коммуникации выделяют 3 основных характеристики источника коммуникации:

1. «правдоподобие»

2. привлекательность

3. власть

Правдоподобие состоит из 2 компонентов: компетентность и надёжность (способность вызвать доверие, оцениваемое аудиторией как мера способности знать правильный ответ на поставленный вопрос или владеть истинным положение вещей)

В компетентности выделяют следующие составляющие:

- подготовка, опыт, интеллект, способности, профессиональные навыки и социальный статус.

Надёжность или потенциал доверия, мера отсутствия у источника предвзятости в глазах аудитории.

Привлекательность.

А) Подобие в теории функционализма и теории социального научения показывает, что взаимоотношения с похожими людьми обеспечивает комфортное психологическое «сожитие», так как в большей степени предсказуемо.

Подобие бывает 2 видов: демографическое (раса, национальность, возраст); идеологическое (то есть общие аттитюды, ценности, мнения).

Б) известность, знакомость.

Знакомые источники более привлекают, поскольку их поведение более предсказуемо и понятно. Существует формула, характеризующая известность : « известность усиливает симпатию».

В) Симпатия связана с подобием, известностью.

Симпатия усиливает эффективность коммуникатора, так как декларирует феномен подкрепления. Симпатия выполняет функцию психологического вознаграждения. Во-первых, снижается уровень беспокойства, стресса; во-вторых, возникает чувство близости, родства, чувство социальной поддержки и поощрения; в-третьих, обеспечение возможности сотрудничества с другими людьми.

Чем больше симпатия, тем чаще контакты, чем больше потенциальных вознаграждений, тем больше симпатия.

Г) близость. Коммуникация должна осуществляться лицом к лицу, близость создаёт хорошие условия для информационного обмена и интеракции, поэтому малая физическая дистанция усиливает эффект коммуникации.

Физическая привлекательность также имеет значение.

Физическая внешность далеко не главная коммуникативная составляющая, но мы способны судить о партнёре по содержательным параметрам. Результаты исследований показывают, что при первичных контактах физическая привлекательность – главный фактор. Аудитория приписывает лучшие личностные качества физической привлекательности. Основной механизм в эффективности физической привлекательности заключается в том, что происходит перенос впечатлений от внешности на деловые качества. Если эффективность физической привлекательности не поддерживается другими личностными характеристиками, то этот эффект может работать в обратном направлении.

Власть.

Источники власти:

Насилие, традиция, профессиональная компетентность, деньги, информация, харизма, связи.

Принято выделять 3 хар-ки власти коммуникатора над аудиторией:

1. параметр воспринимаемого контроля или возможность коммуникатора управлять поощрениями и наказаниями аудитории.

2. параметр воспринимаемой связанности или оценка аудитории меры озабоченности источника тем, что подчиняется ему аудитория или нет.

3. параметр взыскательного внимания или мера, в которой источник способен наблюдать, как аудитория реагирует на пожелание источника.

Результативность комм. оценивается по реакции получателя, которая в свою очередь зависит от способности получателя к декодированию, т.е. способности распознавать и интерпретировать коды.