44 .Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
Массовая аудитория – особое соц. образование не классического типа, которое функционирует в соц. отношениях на основе простейших психолог. механизмов внушения, заражения, подражания и минимально опирается на когнитивные и рациональные механизмы восприятия.
Тем не менее в составе массовой аудитории могут присутствовать и общности классического типа, соц. группы объединенные идентичными и общими интересами. Эти группы в составе массы не составляют большинства. Они разнородны, но по определенным проблемам, темам, предметам они способны выступать определенными цензами вокруг которых образуется массовая аудитория.
Типы МА:
1.Толпа – массовая общественность, объединенная не только психологически, но и территориально. Особенность функционирования толпы образует то обстоятельство, что физическая дистанция м\у индивидами в толпе меньше дистанции психологической автономности субъекта. В результате индивид в толпе лишается психологической самозащиты и обретает способность практически мгновенного, безбарьерного восприятия и передачи эмоций. Основные причины поведения толпы и индивида в ней:
1.Предельная анонимность бытия индивида в толпе, она снимает соц. ограничения и контроль и на первый план выходят наиболее жестокие проявления базовой человеческой активности;
2. Эмоции и действия мгновенно распространяются в толпе посредством механизмов подражания и псих. заражения;
3. Под влиянием толпы мыслящая личность исчезает, индивид оказывается загипнотизированным коллективной волей толпы. Тард, Лебон.
2.Публика - общественность не классического типа, которую образуют индивиды, включенные в дискурс какой-либо значимой для них проблемы. Дискурс – это объединенная темой система в рамках которой обсуждение какой-либо темы. Общественность образует два основания – противостояние индивид. субъектов какой-либо проблеме и включенность этих субъектов в обсуждении. Как только дискурс разрушается общ-ть переходит либо в толпу, либо в массу. Т.о., актуальная проблема вынуждает людей к конкретным реакциям на нее, но ей не хватает традиции, норм, правил. Общ-ть представляет собой форму адаптации соц.субъектов, к новым для них проблемам и условиям существования. В процессе массовых коммуникаций и принятия решений общ-ть делиться на две кол-но и кач-но различные публики. Первичная публика – те субъекты, интересы которых затрагивает обсуждение проблемы и которые прямо вовлечены в дискуссию. Вторичная – не знакома с темой и не взаимодействует с ней своими интересами. Они наблюдают за дискуссией вовлеченной группы, воспринимают аргументы и формируют оценки. Они более многочисленны, чем 1 группа. Но парадокс в том, что вторич. публика и определяет в итоге все эффекты общ-го мнения. Блумер и Парк.
3.Масса – первичная или классическая масса. Она собрана из индивидов и хар-ся очень слабым взаимодействием и комм. м\у анонимными членами. Она предельно гетерогенна и включает в себя индивидов из разных общ-ых страд. Масса широко рассеяна географически, гораздо более слабее организована, чем толпа или публика, ее члены не способны к совместным действиям. Причины и факторы возникновения массы: 1. Распад традиционного общ-ва, наличие многочисл., пересекающихся сетей соц. контроля за индивидом. Эти сети создают такие институты, как семья, церковь, т.е. сеть стратификации или классового подчинения. Урбанизация и индустриализация – фактически разрушили традиционные системы соц. контроля.
Новая система отношений породила принципиально нового человека – человека отдельного, человека индивида, человека одинокого. Это и был строительный материал для нового массового общ-ва, функция которого и перешла в СМИ. Масса – форма адаптации маргинальных индивидов к новым неожиданным условиям жизни. Массу образует общий предмет влияния (не обязат. эмоция или интерес).
45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникации.
Ошибка обоснования оценки опирается на то, что концентрация внимания на характерных, индивидуальных особенностях субъекта или объекта, отодвигает полезную информацию о всём классе объектов или субъектов на задний план. Это связано с тем, что люди с гораздо большим трудом выводят частное из общего, чем делают обобщение из ярких жизненных примеров. Иллюзия контроля – ошибка коммуникации связанная с тем, что для людей свойственно воспринимать случайные события как взаимосвязанные, и с тем, что люди не замечают статистического феномена возврата к среднему.
Самореализующееся пророчество – такой способ работы с информацией, который способен преобразовывать реальность. Если убеждения человека не соответствуют реальности, то они заставляют человека действовать таким образом, чтобы изменить реальность в сторону своих убеждений. Наше мнение о других людях является самореализующимся пророчеством.
Иллюзорная корреляция – склонность человека видеть связь там, где её нет, или полагать связь между двумя феноменами более сильной, чем она есть. Мы выбираем подтверждающие суждение примеры не по критерию надёжности, а по степени доступности их в собственной памяти. Человеческой психологии свойственен объяснительный подход, опирающийся на поиск утверждения уже сложившегося убеждения.
Игра в свою пользу, благосклонное отношение к себе. Большинство людей считает себя выше среднего уровня. Эффект ложного консенсуса. Человек повышает самооценку, переоценивая количество людей, думающих так же, как и он, и недооценивает количество тех, кто думает наоборот. Эффект ложной уникальности – впечатление о собственных способностях, талантах и нравственном поведении как о чём-то качественно отличающемся от норм и даже уникальных. Если человеку не удаётся вытеснить из сознания негативный нежелательный поступок, он скорее всего найдёт форму его оправдания. Чем выше человек оценивает свои личностные качества, тем чаще эти качества он использует для оценки других людей. Чем более высока у человека самооценка, тем сильнее у него уверенность, что и другие относятся к нему таким же образом. Если источник информации льстит человеку, то человек не только ему верит, но и будет всячески его восхвалять и поддерживать. Фактор приобретённой беспомощности – психологическое состояние субъекта, приводящее к его фрустрации в ситуациях обыденной коммуникации, возникает когда в прошлом субъект испытал чувство бессилия, потерю контроля над ситуацией и этот момент интенсивно запечатлелся в сознании.
Препятствие для самооправдания порождается страхом индивида перед неудачей. Индивид сознательно переходит к поведению, создающему препятствия на пути достижения к поставленной цели.
Феномен ноги в дверях как способ выстраивания эффективной коммуникации в затруднённых или негативных условиях. Согласившись на маленькую уступку, человек вынужден развивать отношения, идентифицировать коммуникацию, делать ещё большие уступки.
Психологические помехи возникают как результат взаимоотношений между отправителем и получателем и приводят к тому, что получатель может «вычитать» в сообщении нечто иное, кроме того, что вкладывал в это сообщение отправитель. Типы психологических помех:
Области опыта – эффективная коммуникация между отправителе и получателем возможна только в тех областях, которые относятся к сфере общего для них опыта: чем больше общность взаимного опыта, тем выше вероятность эффективной коммуникации. Если отправитель правильно определит область опыта, к которой принадлежит получатель, и сможет закодировать свое сообщение так, что получатель сможет его правильно декодировать, коммуникационный барьер может быть преодолен.
Субъективные оценки – в том случае, если получатель не доверяет источнику информации или каналу, по которому он получает информацию, то он может оценить поступающее к нему сообщение как бесполезное, либо сообщение будет значительно искажено.
Рассогласование – в том случае, если передаваемое сообщение плохо согласуется со структурой того информационного канала, который используется для его передачи, или в том случае, когда выбранный отправителем информационный канал вообще не подходит для данного типа сообщения, передаваемое сообщение подвергается искажению.
Избирательность – человеку свойственна избирательность по отношению к вниманию, искажению, а также к ответной реакции. Для людей характерно не замечать того, чего они не хотят слышать, и воспринимать в получаемом сообщении только то, что они знали и во что они верили прежде.
Статусные различия – такие факторы, как классовые различия, различия в состоянии здоровья, разница в возрасте, в положении на иерархической лестнице и т.п., активно влияют на восприятие информации.
Перегрузка – число возможных сообщений может превосходить способности получателя к их восприятию. Следовательно, получатель будет отсеивать часть поступающих сообщений на основании имеющейся у него предварительной информации или просто потому, что слишком занят, чтобы уделить внимание их просмотру.
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью (в сша, Европе и России).
- 3. Понятия Общественность и общественное мнение.
- 4. Субъекты со
- 5. Определения и понятия со
- 7. Со как функция менеджмента (по Алёшиной)
- 8. Структурная модель психики субъекта pr.
- 10.Репутация и управление ей
- Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13 Технологии в со
- 14. Этика и право в со.
- Этический кодекс специалистов пресс-служб и служб «паблик рилейшнз»
- 15. Со, реклама, журналистика.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация».
- 18 Понятие «факт» «новость», разновидности новости
- 20.Понятие «жанр». Жанрообразующие факторы pr – текста.
- 21 Методы сбора информации в pr.
- 1. Анализ документов (в режиме контент-анализа)
- 2. Метод выборочного опроса.
- 22. Новостные жанры pr текста
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr-текстов
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr-тексты.
- 25. Группы общественности.
- 1. Внешняя и внутренняя
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью.
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- 28. Паблик рилейшенз: профессия и образование. Модель пр - специалиста
- 29. Исследования в pr
- 30. Планирование pr-деятельности
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 2.Знание и определение цел. Ауд-рии.
- 6. Предварительное иссл-ние и план действий после проведения мероприятия.
- 7. Персонал.
- 8. Работа со сми при подготовке, проведении и после мероприятия.
- 32. Модели иерархии результатов в pr.
- 33 Оценки эффективности pr.
- 2. Д. Бернет – с. Мориати
- 3. А. Чумиков
- 4. С. Катлип
- 5. Р. Хейвуд
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс.
- 35. Понятие социальной коммуникации (объект, предмет и методология теории коммуникации)
- 2. Школа «человеческих отношений» и новый менеджмент.
- 4. Организационная культура: понятия и определения.
- 9. По предмету.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям.
- 1. Модель Шеннона-Вивера
- 2. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба или модель авх
- 3. Модель Брюса Вестли и м. Маклина
- 4. Трансакционная модель Тана
- 2. Структурно-лингвистические модели коммуникации (Соссюр)
- 3. Современные модели.
- 39. Источники коммуникации, их характеристика (по Шишкину)
- 40. Аудитории коммуникации.
- 2. Аудитория как рынок:
- 3. Теория двойственности аудитории:
- 5. Основные подходы к исследованию аудитории:
- 6. Активность аудитории:
- 7. Реакция и обратная связь аудитории:
- 41. Коммуникационный менеджмент.
- 1. Школа научного управления (ф. Тейлор)
- 4. Сильные и слабые.
- 43. Методики измерения организационной культуры.
- 1. Важнейшая хар-ка:
- 2. Общий стиль лидерства:
- 3. Управление наемными работниками:
- 4. Связующая сущность организации:
- 5. Стратегические цели:
- 6. Критерии успеха:
- 44 .Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 46.Предмет и осн. Понят. Психологии массовой коммуникации
- 47. Современные психологические теории м.К.
- 1. Бихевиоризм.
- 2. Когнитивизм.
- 3. Гештальт психология.
- 4. Психоаналитическая теория.
- 48. Функции массовой коммуникации: обзор основных подходов.
- 50. Эффекты массовой коммуникации: обзор теоретических подходов.
- 51 Взаимод смк и власти: осн теорит подходы
- 53. Правовое регулирование деятельности сми.
- 54. Система жанров в журналистике
- 55. Джон Мильтон и концепция свободы печати.
- 57. Рынок смк в современной России.
- 58 Понятие и осн теории информационного общества
- 59. Маркетинговые исследования в связях с общественностью.
- 60. Сущность и основные принципы консалтинга в со.
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 63. Виды рекламы.
- 1. По предмету отражения.
- 64. Структура рекламного текста
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 1.Небольшая компания
- 2. Крупная компания
- II. Работа с менеджментом орг-ии
- III. Работа со сми:
- VIII. Отн-ие с обще-ми орг-ми ( и партнерами):
- 3. Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационных кампаний. Виды.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.