logo search
от Стаса ответы

48. Функции массовой коммуникации: обзор основных подходов.

Лассвел

информационная (удовлетворяет потребность людей в информационном обеспечении их базовых интересов);

аналитическая (связана с объяснением и интерпретацией происходящих событий);

воспитание и социализация (привитие аудитории культуры);

рекреационная (нужно дать аудитории отдохнуть, реализовать эмоции).

Функции СМК по-разному определяются с т.зр. различных теорий: общей теории систем, системной теории управления, информационной теории, когнитивного и феноменологического подходов, критической теории, спектрального подхода.

В зарубежной литературе: основные функции – информирование и развлечение массовой аудитории. Отечественные авторы выделяют три основные функции СМИ.

1. Информационная.

2. Аналитическая.

3. Развлекательная.

Д. Маккуэйл выразил функции медиа в виде метафор:

-окно в окружающий мир;

-носитель информации;

-справочник;

-средство интерактивного общения;

-советник, помогающий понять суть проблем;

-зеркало, отражающее нас самих;

-фильтр, пропускающий то, на чем фокусируется внимание;

-барьер, блокирующий истину.

Дж. Меровица 20метафор функций телевидения, объединенных в несколько групп:

-большой брат, компаньон, учитель, детская няня, кафедра для проповедей, электронный сосед

-окно в мир, сеть социальных отношений, новый язык, новая религия, общая арена, электронная газета, антология текстов;

-культиватор, распорядок дня, утолитель жажды;

-белый шум, пожиратель времени, наркотик, инструмент для террора.

И.П.Яковлев Функции СМК могут быть определены на основе общих теорий коммуникаций:

1.Системная теория рассматривает коммуникации как совокупность определенных элементов и связей между ними => системная функция МК – наблюдение за внешней и внутренней средой и использование результатов этого наблюдения во внешней и внутренней политике.

2.Общая теория управления системами: а функцию участия в управлении на основе учета обратной связи. Позитивная обратная связь требует усиления действий, а негативная - их корректировки или реформирования. Иначе, функции участия МК в управлении социальной макросистемой.

3. Из информационной теории– ф-ция информирования.

4. Семиотикой - функция МК как создание знаков, несущих определенные значения в СМК. Знаки: изобразительные и символические, которые воздействуют на читателей и зрителей как формой, так и содержанием.

5. Когнитивный, интерпретативный и феноменологический подходы к МК Функция независимого позиционирования и оценки + пропагандистская ф-ция.

6. В дискурсивном, нарративном и драматургическом подходах - основы культурно-развлекательной функции МК – передачи текстов, бесед, рассказов, историй, шоу, спортивных состязаний, художественных фильмов и театральных постановок всех видов и типов.

7. Из критических теорий вытекает функция критики и защиты от критики.

8. Из структурализма и спектрального подхода вытекает спектральность МК (столкновение индивидуальных и общих интересов у любого элемента и системы). Спектральный характер МК имеет минимум три слоя:

-спектр событий, которые имеют позитивную или негативную направленность;

-спектр СМК, выражающих позиции противоположных сил;

-спектр аудитории (слои, по-разному относящиеся к реальным событиям и их освещению в СМК).

49. Теории и процессы массовой коммуникации: теория привратника, теория повестки дня, теория кульивации.Фрейминг, мейнстриминг.

Теории МК:

3) культурологич. теории.

1) МК понимается как ф-ция политич. контроля, как выр-ие концентрации политич. власти. Два подвида:

1) теории политич. контроля;

а) теории масс. об-ва (исходит из положения о том, что в совр. масс. об-ве СМК интегрируются в с-му властных институтов, переплетаются с ними. Т.о. СМК стан-ся неотъемлимым эл-том с-мы управления об-вом, реальной «4 властью». СМИ участвуют в управлении об-вом. Элита СМИ – часть элиты политич. СМК выполняют двоякую ф-цию: помогают управлять, манипулировать обществ. мнением; обеспечивают психологич. релаксацию ауд-ии. Сторонники: К. Мангейм, В. Парето.

б) Политико-эк. теория. Опирается на марксизм. Выводит базовые ф-ции СМК в об-ве из отношений собственности на осн. фонды СМИ. Т.е. политич. ф-ции СМИ напрямую вытекают из их баланса. Сторонники: Мердок, Голдинг. (Т.е. СМИ=завод).

2) теории опосредованного дух. контроля;

2) Теории опосред. дух. контроля включ.:

1.Критич. теория (Адорно, Маркузе, Хаймер). СМИ как институт опосред. дух. контроля господствующего класса над трудящимися классами (раб.класс). Ж-сты, иные члены медиа сообщества не рассматриваются, т.к. они простые наемные рабочие капиталистов, владельцев СМИ. (т.е. СМИ=контролер).

2. Теория гегемонии СМИ. СМИ - ф-р сохранения и преобразования об-ва, мех-м, способный управлять соц. динамикой. Сторонники: Альтюссер, Пулантсас.

3. Совет. соц. школа. СМИ выполняет ф-цию выр-ия классовых интересов своих владельцев, при социализме – своих МА. МК реализуется только тогда, когда люди осознают общность своих интересов.

4. Структурный функционализм Парсонса. Т.о. СМИ – самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, ф-нирующая в рамках установленных политич. правил. Иделогич. ф-ры (ж-кие и этич. нормы) не существенны. Важнейшие ф-ции МК: инф-ая, интегрирующая, ф-ия культурного наследования, развлекательная, мобилизирующая.

3) культуральный подход – а)Концепция поздней Франкфуртской школы – негатив. ф-ции, внешнеориентир. ч-к.

б) Т. репрессивного влияния СМИ;

в) Бирмингемская школа – СМИ выполняют интегрир. ф-цию; г) социо-культ. Т.

5. Т. информац. общ-ва:сстема опасностей и угроз.

Теория привратника: уровни отбора I, агенты влияния.

Теория привратника: общие подходы, методы исследования процесса отбора новостей.

этап отбора сообщений (теория привратника)

1947 г., К. Левин предложил понятие «привратник» для обозначения субъекта отбора.

Д. Уайт (ученик Левина) стал применять это понятие. В 1950 г. Он произвел исследование в одной из еженедельных газет, были сделаны следующие выводы – 90% инф-и, приходящей в редакцию отсеивается.

Причины отсеивания: 1) по субъективным причинам: личное отношение редактора, корреспондента. 2) по техническим причинам: нет мнста, отсутствие новизны.

Уровни отбора: 1) индивидуальный – связан с интересом и вкусом издателя и редактора; 2) технологический – технические факторы и сложившаяся рутина практики; 3) организационный – когда вмешивается орг-ция с ее нормами и правилами (политика орг-ции); 4) соц-я среда – правительство, рынок, группа интересов, рекламисты и т.д.; 5) уровень соц. системы с ее нормами культуры, распространямые на все об-во (что можно показать, рассказать, а что нет) → процесс отбора инф-и носит групповой хар-р → агенты влияния.

Агенты влияния – индивиды и группы, влияющие на процесс пр-ва новостей и сообщений в СМК. Агенты влияния – гос. чиновники, законодатели, владельцы компаний, силовые структуры, ньюсмейкеры, руководители СМК.

Рычаги возд-вия на сообщение с позиций агентов влияния:1) прямое администрирование, 2) подбор кадров, 3) рекламные и спонсорские деньги, 4) чиновники с помощью санкций, 5) информационные агентства – влияние на процесс пр-ва новостей и т.д. и т.п.

Цензура – одна из форм привратничества. Цензура – контроль офиц-х властей за содержанием выпускаемой в свет массовой инф-и с целью недопущения или ограничения распростр-я идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными и вредными.

Теория привратника: объясняет из чего появляются новости (сообщения отбираются привратником и после чего направляются в головы потребителей).

Предложил теорию амер психолог Левин: наибольшее влияние имеют те, кто предлагает, принимает решение, покупает.

Приминил д.Уайт и наблюдал в газете как влияет эта теория: 90% новостей не попадает в газету (1/3 не пропустил редактор, 1/3 не понравились новости, 1/3 не хватило места).

Основные методы исследования привратника:

1.анализ документов (все и выпущенные)

2.контент-анализ пришедших и опубликованных

3.анализ цензурных документов

4.экспертные опросы, интервью с «привратниками»

5.эксперименты с аудиторией.

Теория формирования повестки дня: общие подходы.

Основоположник – У. Липпманн, 1922 г., «Общ. мнение», глава «Внешний мир и его образ в нашей голове». Этот образ созд-ся СМК, часто этот образ искажен.

1963 г., Коген: между структурой новостей или повесткой дня в СМК и их важностью для конкретного чел-ка сущ-т определенная степень соответствия; чем она выше, тем сильнее возд-е СМК на отн-е людей к определенным событиям.

Осн. положения теории повестки дня (ПД): 1) стр-ра новостей в СМК влияет на стр-ру представлений об этих сообщениях у общ-ти; 2) подходы к событиям в СМК, точки зрения журналистов влияют на оценки события общ-тью.

ПД – набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными в тот или иной отрезок времени.

Выдел-т разл. уровни и виды ПД. Уровни1 – 1) личная и внутр. ПД – наиболее важные для самого индивида соц. и политич. проблемы; 2) межличностн. ПД – приоритетные проблемы для группы, обсуждаемые между друзьями. 3) публичн. или общ. ПД – наиболее важные проблемы для сообщества. 4) глобальн. ПД. Уровни2: 1) человеч. ПД – сущ-т независимо от того, освещ-ся она в СМИ или нет. 2) медиа-повестка – та, что обсужд-ся в СМИ. Ее опр-т политические элиты.

Виды ПД – политич., экон., культ., соц., и т.д.

В теории ПД речь идет о 2 взаимосвязан. аспектах.: 1) установл-е конструирования ПД; 2) влияние ПД на людей и иссл-е аспектов.

В 70-80 годах были проведены эксперименты по ПД, были сделаны выводы.: 1) ПД сильнее дейст-т на нац. уровне и слабее на региональном. 2) наиболее сильное возд-вие оказывает обсуждение проблем в СМК, если оно продолж-ся в течение 8-10 недель, первый эф-т появл-ся через 5-7 недель. 3) обсуждение проблемы в течение месяца может пожнять интерес к ней с нулевого уровня до очень высокого. 4) последнее по времени сообщение играет более важную роль. 5) чем значимей проблема, тем больше она обсужд-ся в СМК.

Осн-е выводы по теории ПД: 1) люди не явл-ся автоматами, программируемыми СМК. Наиболее подвержены влиянию СМК те, кто нуждается в ориентации. 2) приоритеты интересов аудитории форм-ся ПД. Бол-во людей концентрируют свое внимание на 3-5 новостных темах. 3) СМК эф-но возд-т на аудиторию тогда, когда работают с ненавязанными проблемами и сюжетами, по отн-нию к которым у людей нет личного опыта и СМК выступают в кач-ве единств-го ист-ка сведений и учителя. Возд-вие СМК менее эф-но, когда для ч\ка эта проблема повседневная.

Теория культивации.

распространение сообщений (теория культивации)

Дж.Гербнер, Америк.уч в 70 гг ХХ в. Исследовал структуры сознания аудиторий СМИ и особенностей ТВ, выявил, что ТВ и в целом средства МК насаждают в сознании аудитории некоторые культурные образцы, схемы восприятия, понимание и объяснение реальности.

Главный способ культивации т.н. нарративное управление. Нарратив – завершенное повествование.

Изучался «профиль насилия»→ обнаружены культурные индикаторы, в кот. они выявляли устойчивые образы в содержании СМК и сравнивали их с реальностью.

Т.к. рассматривают СМК как систему повторяющихся образов и представлений, воздействующих на людей. Длительное воздействие приводит к усвоению общих представлений как норм культуры.

Осн-й метод СМК – рассказывание истории.

5 осн-х положений, выдвинутых Гебнером при исследовании СМК: 1) TV коренным образом отличается от других форм МК, это ср-во ком-ции, с кот. ч/к взаимод-т всю жизнь. 2) TV – это основное культурное орудие об-ва, 3) суть сознания, культивируемого TV, не столько в конкретных установках и мнениях, сколько в базовых понятиях о фактах жизни, нормах и суждениях. 4) культурная ф-ция TV стабилизации соц. моделей, культивация сопротивления к изменениям. 5) TV оказывает реальное и существенное возд-вие на коллективное чув-во действ-ти.

Теоретики ТК выдвинули 2 способа процесса культивации: 1) магистральный – наблюд-ся у тех, кто проводит перед экраном достаточно много времени, когда телев-е символы стан-ся всевластными и подавляют др. ист-ки инф-и об окруж-м мире. 2) резонанс – возникает, когда зрители на экране видят то, что больше всего совпадает с их повседневной реальностью, опытом.

Вопросы, кот. рассм-сь в ТК: 1) влияние образов насилия на ТВ на телезрителей; 2) вопросы гендерных различий; 3) здоровье; 4) религия и т.д. и т.п.

Вывод: СМК (ТВ) дают социально сконструированную версию реальности в виде игр, кино, программ новостей, телешоу стандартизируя, упрощая и делая общими для всех доминирующие нормы жизни. Особое место в этом процессе занимает культивирование силы. Сила и связанное с ней насилие предстают как самое простое, доступное ср-во и правило в жизненной борьбе. В итоге ТВ-жизнь и реальная жизнь стандартизируется и упрощаются. Появляются универсальные нормы. Тв и в целом СМК производят взамен реальности т.н. символическую реальность.

Общие принципы формирования повестки дня СМК. Фрейминг.

дополнительный этап, находящийся между 1 и 2 – создание сообщения (теория повестки дня).

Фрейминг – технология о формировании дизайна сообщения, т.о. чтобы вырезать из него только те аспекты, которые нужны источнику.

Медиа фрейминг – искусственная трансформация реальности.

Медиафрейминг – метод отбора некоторых аспектов воспринимаемой реальности и превращения их таким образом в более значимое.

Механизм фрейминга:

-определение сути проблемы

-объясняется причины ее появления

-дается моральная оценка

-предлагаются пути решения проблемы

ФРЕЙМИНГ приводит к тому, что СМК не только привлекает внимание к вопросам, но и формир-т точки зрения на них, а также способ решения.

Основные приемы технологического оформления повестки дня:

-событие, вынесенное на 1 страницу, в анонс, влияет сильнее

-большой материал значимее материала малого

-на внимание и запоминание влияют шрифты, графическое решение, фото, заголовки и т.д.

-повторен6ие сообщения повышает их значимость и влияние к ним

-существуют некоторые сенситивные сюжеты, которые всегда привлекают повышенное внимание и увеличивают возможности концентрации и запоминания.

-процесс пр-ва сообщений вкл-т в себя отбор из массовой культуры некоторых событий, их драматизация для привлечения внимания с обязательным включением эл-тов секса, стрельбы и т.д.

Свойства символической реальности. Понятие мейнстриминга.

Свойства символической реальности:

1. Свойство доменантности. Доменанта – не сумма вариантов действия, а основной поток образов, представляющих основные смыслы и значения. Процесс распространения и усвоения значений при условии уменьшения различий м/у людьми в мыслях и поведении. Чем больше люди взаимодействуют со СМИ, тем ближе м/у собой их смысловые системы, тем меньше различий м/у полом, возрастом, образованием.

2. Несоответствие м\у смыслом СМК, реальностью СМК и тем, что происходит в реальной жизни. СМК культивируют нечеткую реальность, но многие верят в нее как в истину.

3. Резонанс – кто больше взаимодействует с СМК, на того больше они и влияют.

4. Дифференциация – степень влияния от степени потребления СМК. Разделение на «лекгих», «тяжелых» и «промежуточных» телезрителей.

Мейнстриминг – процесс распространения и усвоения значений при условии уменьшения различий между людьми в мыслях и поведениях. Происходит сглаживание различий в связи с длительностью просмотра передач.

2) несоответствие того, что показано на экране ТВ с тем, что происходит в реальной жизни. Т.е. создание и культивация неточной реальности (виртуальной реальности); 3) кто больше читает и смотрит сообщения СМК, тот чаще попадает под своеобразное облучение массовой инф-ей и резонирует, т.е. обуч-ся жить по законам массовой культуры.

Резонанс бывает: пассивный (эф-т страха), активный (эф-т насилия), негативный, позитивный.

4) различное отн-е людей к символической реальности.

Группы телезрителей разл-ся по времени общения с ТВ: а) те, кто сидит менее 2 часов в день (легкие телезрители), б) те, кто проводит больше 4 часов (тяжелые телезрители); в) телезрители от 2 до 4 часов.

После исслед-я 2 первых групп был предложен дифференциал культивации, он проявл-ся в 4 различиях:

1) легкие телезрители оценивают вероятность стать жертвой насилия как 1 из 100, тяжелые – 1 из 10 (реальные показатели 1 из 10000);

2) тяжелые испытывают больший страх перед ночной улицей и боятся ночных прогулок.

3) по мнению тяжелых представители правоохранительных органов составляют 5 % населения, а легких – 1%;

4) тяжелые с большими подозрениями отн-ся к окруж-м людям, их целям и мотивам.

Вывод: те, кто больше смотрит ТВ, стан-ся благодатной почвой для сеяния.