logo search
от Стаса ответы

54. Система жанров в журналистике

Журналистика – особый соц институт, система различных учреждений (изд-ва газет, журналов, ТВ, радио, пресс-центры, типографии). (система видов деятельности, совокупность профессий, система произведений, комплекс каналов, необх для функционир-я этого соц института)

Журна­листские жанры - устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными признаками по форме и содержанию - жанрообразующими факторами. В совр. теории журналистики выделяются в качестве основ­ных, как правило, следующие жанрообр-е факторы: предмет отображения, це­левая установка (функция) отображения, метод отображения. Предмет - событие, процесс, ситуация, личность. Це­л. установки – описание предмета, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз развития, программа действий. Методы – эмпирические, теоретические и художественные.

Инф-ые жанры: заметка: небольшие размеры, краткое изложение результата изучения предмета, должна выступать для ауд-ии как «новость». Разновидн-ти: Событийная заметка. Анонс - о будущих мероприятиях. Аннотация: предмет отображения - уже состоявшееся информационное явление (книги, статьи). Цель - кратко описать качества, сообщить об основных моментах (название, автор, тема, содержание, время появления, цели создания). Мини-рецензия - оценка информационного явления (книги, кинофильма, пьесы и т.д.), сообщить о впечатлении автора. Блиц-портрет: краткие сведения о человеке. инф-ая корреспонденция: отличается от заметки более детальным и широким освещением предмета. Предмет - событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя элементы оценки, предписания, прогноза и пр. сообщить некоторые параметры отображаемого явления. инф-ый отчет: предмет - события в форме обмена информацией (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр). В ходе их выраб-ся «продукция» - различные планы, заявления, намерения, решения и т.д., и воспроизводящая потенциальный объект интереса аудитории СМИ. инф-ое интервью: ряд публикаций, в которых был применен метод интервью, акцент сделан на вопросах: что? где? когда? блиц-опрос: ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. вопрос-ответ: вопрос читателя и ответна него либо самого журналиста либо какого-то компетентного лица. репортаж: результат «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Создать «эффект присутствия». некролог: извещают аудиторию о смерти людей (прежде всего — известных данной аудитории), содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда говорится о причине смерти, месте похорон, прощальные слова, выражение скорби по умершему.

Аналитические жанры: анализ, исследование, истолкование происходящих событий, про­цессов, ситуаций. аналитический отчет: предмет - выступления, доклады, речи уч-ков всевозможных собраний, заседаний, съездов, сле­тов, конференций и т.п., показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, вы­водов, предложений, сод-ся в речах выступавших, с ре­альными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, рай­она, страны, развернутые рассуждения автора. аналит. корресп-ия: предмет - события, явления, феномены. Близ­ка жанрам репортаж, отчет, информаци­онная корреспонденция. Истолкование предмета: выясн-е причин события, явления, опр-е его значим-ти, ценн-ти, прогноз-е его развития. аналит. интервью, опрос, беседа, комментарий: оценка, прогноз развития события, необходимые аргументы в пользу излагаемой позиции. социологическое резюме: краткое изложение итогов каких-либо социо­логических исследований. анкета.

Худ-публиц-ие жанры: повышенная требователь­ность к языку, художественная образность, эмоциональная насыщенность текстов, глуби­на авторского обобщения действительности. очерк: найти подходящий предмет выступления, успеш­но собрать материал, проанализировать его. портрет.очерк: предмет - личность. Суть в том, чтобы дать аудитории опре­д-е представление о герое выступления, показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. проблемный, путевой очерк, фельетон – средство осмеяния какого-л. зла, памфлет – осмеяние человеч. пороков, пародия, житейская история и т. д.