logo search
от Стаса ответы

4. Трансакционная модель Тана

Культура – Стимул (восприятие) – Адресат – Цели – Кодир (шум)– Сообщ. – Канал (шум) – Получ. – Декодир (шум). Если декодир., то комм. – эффективна.

1. Комм. начинается, когда источник реагирует на стимул в окр. среде

2. Восприятие стимула опосредованно культурой источника, т.е. его способностями и возможностями воспринимать, кодировать, передавать имеющююся инфор-ию.

38. Семиотический подход к социальным коммуникациям.

Семиотический подход – это подход, когда в изучаемом объекте выделяются аспекты связанные со знаками. Семиотика – научная дисциплина, изучающая природу, виды и функции знаков, знаковые системы и дея-ть человека с целью построения общей теории знаков. Знак – чувственно-воспринимаемое явление, которое представляет или замещает в социально-коммуникат. процессах другое явление или его свойство, отношение.

Основные отличия от процессного подхода: комм. понимается прежде всего как процесс рождения и понимания новых смыслов, а не как передача информации; особое внимание уделяется тексту и реципиенту, в центре внимания проблемы декодирования; семиотические модели нелинейны, они показывают не шаги или этапы, а отношение; весьма большое внимание уделяется культурному контексту коммуникации.

Основные направлениями подхода являются:

1. Прагматические модели (Ч. Пирс, Ч. Моррис);

2. Модели, разработанные в рамках структурной лингвистики (Фердинанд де Соссюр и Николай Трубецкой);

3. Современные направления в семиотике (Ролан Барт (мифы как средство комммуникации), С. Огден, И. Ричардсон).

1. Прагматические модели коммуникации (Ч. Пирс и Ч. Моррис)

Ч. Пирс предлагает для анализа процесса комм. треугольную модель. Предлагает разделить знаки на объективные (общие) и субъективные, т.е. восприятие знаков отдельными субъектами. Пирс дает свое определение знака – это явление представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении.

Знак О Отношение объет - знак О

Субъект- Знак О

Знак S Объект Субъект-Объект

(субъект)

Коммуникации: 1. Прямая; 2. Виртуальная (человек не имеет представления об объекте).

Типы знаков: 1. Знаки-индексы (знаки-симптомы или наблюдаемые явления свидетельствующие о других, непосредственно не наблюдаемых явлениях); 2. Знаки-иконы (знаки-модели, схемы, картины); 3. Знаки-символы или собственно комм. знаки, не имеющие прямой связи с объектом и возникающие в процессе соглашения или договоренности м\у людьми.

Идеи Морриса. «Семиозис» - это система организации знаков состоящая из 3 параметров: 1. Семиотика-совокупность значений знаков; 2. Синтактика – совокупность правил построения сообщений, характерных для данного кода; 3. Прагматика – зависит от интерпретации текста, от конкретных практических параметров коммуникации.