logo search
от Стаса ответы

46.Предмет и осн. Понят. Психологии массовой коммуникации

МК – это технологическое институционально организованное произ-во и распределение широко распространяемых продолжительных потоков сообщений в индустриальных обществах. Т. к. источником и получателем потоков сообщений является человек, необходимо учитывать психологические аспекты данного процесса.

Реальная психология личности складывается из 4 типов базовых процессов: когнитивный (познание), аффективный (эмоции), мотивационный (готовность к действию), коммуникационный (взаимодействие с др. субъектами).

Продуктами данных процессов в конечном итоге являются: установки, аттитюды, соц. представления.

Установка – обозначение психологических процессов, опосредующих восприятие сообщений и реакцию на них в коммуникативном взаимодействии. Это психологическое образование, носящее подсознательный характер, предшествующее любым, в т.ч. психологическим актам субъекта, готовность осуществлять именно те действ., которые адекватны данной ситуации. Согласно концепции установки (введена грузинск. психологом в 60-е 20 века) реакция субъекта на ситуацию обусловлена: самой ситуацией и внутренним (м\б несознат.) предрасположением субъекта реагировать на эту ситуацию определ. образом. Выделяют 3 иерархических уровня регуляции дея-ти: смысловые установки (выражают проявляющиеся в дея-ти личности ее отношение к тем объектам, которые имеют для не личностный смысл), целевые установки (определяют устойчивый хар-р дея-ти личности и создают для нее систему целей, по стремлению к завершению действия), операциональные установки (направленность индивида на решение задач в рамках реализации целевых установок, на основании прошлого опыта).

Аттитюды – явление сознания, реализуемое в вербальном поведении, выражающее готовность к действию и основанное на базе прошлого опыта. Аттитюды регулируют соц. поведение, ориентир-ет на объект/ситуацию в случае информационного дефицита. Типы аттитюда: 1. Ситуационный, связанный с реагированием на ситуацию определенного типа. 2. Объектный аттитюд связан со стандартизированной реакцией на привычный объект.

Аттитюды имеют место в соц. поведении индивида, проходят ч\з сознание и способны к вербализации, а Установки – в структуре психики индивида, носит неосознанный характер.

Социальное представление – результат освоения аудиторией информации, взаимодействие ее с аттитюдами и в целом с собственной когнитивной дея-тью членов аудитории. Базовые механизмы формирования соц. предст.: 1. Объективация-осуществл. в соц. представл. конкретизация абстракции; 2. Укоренение-обретение смысла объектов для субъекта, ориентирующее последнего на практическ. поведение в отношении объекта.