21 Методы сбора информации в pr.
Классификация методов
Прежде всего, по критерию характера применения в процессе разработки PR-кампании и анализа ее эффективности можно выделить основные и вспомогательные методы.
Основные методы – это методы, которые обеспечивают PR-специалиста базовой опорной информацией, без которой невозможно планирование кампании.
Вспомогательные методы – это такие методы, которые применяются совместно с основными, поставляя дополнительную важную для PR-деятельности информацию либо обеспечивая условия для эффективного применения основных методов.
Неосновные методы:
1. Наблюдение.
2. Эксперимент.
Наблюдение в PR-исследованиях представляет собой направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию значимых для разработки и оценки эффективности кампании фактов, явлений и процессов. Это метод сбора информации путем непосредственного изучения поведения целевых аудиторий, способов организации спецмероприятий конкурентами в естественных условиях. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода. Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателей, единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
Вторая разновидность методики наблюдения – неструктурированное или нестандартизированное наблюдение. В этом случае определяются лишь общие направления наблюдения, где результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Виды наблюдения рассматриваются также в зависимости от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и др. По первому основанию наблюдения делятся на включенные и невключенные. В первом случае аналитик непосредственно «включен» в наблюдаемый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации со стороны, когда аналитик не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. И то, и другое наблюдение может производиться как явно, открыто, так и неявно, инкогнито.
В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода времени, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.
Среди основных методов по критерию характера получаемой информации выделяются количественные и качественные методы.
Качественные методы исследования в PR-кампаниях.
В PR качественные методы используются, прежде всего, для изучения индивидуального аспекта восприятия PR-сообщений, имиджа базисных субъектов PR, отдельных PR-мероприятий и PR-кампании в целом отдельными членами целевых аудиторий. Первичные данные при этом собираются в ходе наблюдения за членами целевых аудиторий, обращения к их личным документам (обращениям, письмам, в том числе в адрес субъекта PR, дневникам и т.п.), глубинных интервью с ними.
Первичные результаты качественных исследований, как правило, представляются в виде неструктурированных текстовых материалов, содержащих "прямую речь", оценочные высказывания людей об их отношении к имиджу субъекта PR и отдельным его составляющим, об их реакции на какие-либо компоненты PR-кампании, PR-материалы и т.п. Эти тексты являются основным источником информации при последующем анализе.
Основные способы сбора первичной информации при применении качественных методов:
Наблюдение
Анализ личных документов
Глубинные интервью
Фокус-группы.
Глубинное интервью – это по форме непринужденная беседа двух людей – исследователя (интевьюера) и опрашиваемого (информанта, респондента), в которой интервьюер выступает в качестве профессионального исследователя, имитирующего роль равноправного собеседника. Глубинные интервью, как правило, характеризуются большой продолжительностью беседы (1,5 –2,5 часа). Стратегия глубинного интервью может допускать повторные встречи с информантом для уточнения каких-то вопросов, раскрытия тех позиций, которые остались за рамками беседы во время первой встречи.
Выделяются следующие основные виды глубинных интервью, используемых в PR-исследованиях: нарративное интервью, полуструктурированное интервью, диалоговое интервью.
Нарративное интервью (narrative –рассказ, повествование) представляет собой свободное повествование рассказчика о себе, своей жизни и проблемах без какого-либо вмешательства со стороны интервьюера. Интервьюер в начале беседы только задает ее русло, основную линию, а затем выступает только в роли слушателя, поддерживая рассказчика и стимулируя его речь жестами, выражением лица, междометиями.
Полуструктурированное интервью – это такой вид глубинного интервью, в котором интервьюер ведет свободную беседу с информантом, придерживаясь при этом определенного плана и в соответствии с этим планом задавая структуру разговора. Информант при этом свободен в выборе формы и содержания своего рассказа. План, которым пользуется интервьюер, называется путеводителем или гайдом. В нем содержится определенная, выстроенная в логическом порядке или произвольная последовательность тем, которые интервьюер хотел бы затронуть в беседе, подчеркнуты позиции, заслуживающие более пристального внимания. Сами вопросы интервьюер формулирует в свободной форме таким образом, чтобы это соответствовало контексту беседы и особенностям информанта. В целом полуструктурированное интервью с точки зрения информанта должно носить характер свободного разговора, разворачивающегося естественным образом.
Фокусированное интервью – это разновидность полуструктурированного интервью, в котором исследователь, изучающий ситуацию для планирования PR-кампании, нацелен на выявление как можно более детальной информации по какой-либо конкретной проблеме. Таким образом, в фокусе внимания при внешне свободной для информанта беседе постоянно находится данная проблема или сопряженные с нею аспекты его жизни. В рамках фокусированного интервью интервьюер задает дополнительные вопросы, углубляя заданную тему, направляя беседу в необходимое тематическое русло.
Диалоговое интервью – по форме является свободной беседой в форме диалога, в ходе которого, в отличие от рассмотренных выше методов, исследователь занимает более активную позицию, выявляя необходимую ему информацию. Данное интервью проводится в форме равноправного диалога, в ходе которого и представитель целевой аудитории и пиармен, выступающий в исследовательской роли, обмениваются своими взглядами, аргументами, оценками и т.п. При этом допустимым является сознательное высказывание позиции, противоречащей точке зрения информанта. Это может стимулировать его к более сильной аргументации, либо к изменению позиции. И тот и другой вариант могут дать неоценимые данные для планирования кампании, разработки креативных решений или оценки эффективности проведенных мероприятий.
Метод фокус-групп
Фокус-группа – это фокусированное интервью, проводимое не с одним информантом, а с группой, отобранной по специальным параметрам1. Отбираемая группа для исследований в PR должна представлять одну из целевых аудиторий.
Количественные методы исследования в PR-кампаниях
В PR количественные методы, как правило, используются для:
выявления и сегментирования целевых аудиторий;
выявления социальных и социально-демографических характеристик целевых аудиторий;
выявления параметров сознания целевых аудиторий, их интересов, ценностей, убеждений, стереотипов и т.п.;
изучения групповых и массовых аспектов восприятия PR-материалов, восприятия имиджей базисных объектов или субъектов PR-кампании;
оценки эффективности PR-кампаний в плане или влияния на параметры сознания и (или) поведения целевых аудиторий.
Первичные данные при этом собираются в ходе специально сконструированных и формально организованных и планомерно реализованных процедур сбора информации, имеющей, как правило, статистический характер. Первичные результаты количественных исследований представляются в виде статистических данных, процентных распределений, таблиц сопряженности, корреляционных графов и т.п.
Наиболее часто применяемыми при разработке PR-кампаний количественными методами являются:
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью (в сша, Европе и России).
- 3. Понятия Общественность и общественное мнение.
- 4. Субъекты со
- 5. Определения и понятия со
- 7. Со как функция менеджмента (по Алёшиной)
- 8. Структурная модель психики субъекта pr.
- 10.Репутация и управление ей
- Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13 Технологии в со
- 14. Этика и право в со.
- Этический кодекс специалистов пресс-служб и служб «паблик рилейшнз»
- 15. Со, реклама, журналистика.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация».
- 18 Понятие «факт» «новость», разновидности новости
- 20.Понятие «жанр». Жанрообразующие факторы pr – текста.
- 21 Методы сбора информации в pr.
- 1. Анализ документов (в режиме контент-анализа)
- 2. Метод выборочного опроса.
- 22. Новостные жанры pr текста
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr-текстов
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr-тексты.
- 25. Группы общественности.
- 1. Внешняя и внутренняя
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью.
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- 28. Паблик рилейшенз: профессия и образование. Модель пр - специалиста
- 29. Исследования в pr
- 30. Планирование pr-деятельности
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 2.Знание и определение цел. Ауд-рии.
- 6. Предварительное иссл-ние и план действий после проведения мероприятия.
- 7. Персонал.
- 8. Работа со сми при подготовке, проведении и после мероприятия.
- 32. Модели иерархии результатов в pr.
- 33 Оценки эффективности pr.
- 2. Д. Бернет – с. Мориати
- 3. А. Чумиков
- 4. С. Катлип
- 5. Р. Хейвуд
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс.
- 35. Понятие социальной коммуникации (объект, предмет и методология теории коммуникации)
- 2. Школа «человеческих отношений» и новый менеджмент.
- 4. Организационная культура: понятия и определения.
- 9. По предмету.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям.
- 1. Модель Шеннона-Вивера
- 2. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба или модель авх
- 3. Модель Брюса Вестли и м. Маклина
- 4. Трансакционная модель Тана
- 2. Структурно-лингвистические модели коммуникации (Соссюр)
- 3. Современные модели.
- 39. Источники коммуникации, их характеристика (по Шишкину)
- 40. Аудитории коммуникации.
- 2. Аудитория как рынок:
- 3. Теория двойственности аудитории:
- 5. Основные подходы к исследованию аудитории:
- 6. Активность аудитории:
- 7. Реакция и обратная связь аудитории:
- 41. Коммуникационный менеджмент.
- 1. Школа научного управления (ф. Тейлор)
- 4. Сильные и слабые.
- 43. Методики измерения организационной культуры.
- 1. Важнейшая хар-ка:
- 2. Общий стиль лидерства:
- 3. Управление наемными работниками:
- 4. Связующая сущность организации:
- 5. Стратегические цели:
- 6. Критерии успеха:
- 44 .Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 46.Предмет и осн. Понят. Психологии массовой коммуникации
- 47. Современные психологические теории м.К.
- 1. Бихевиоризм.
- 2. Когнитивизм.
- 3. Гештальт психология.
- 4. Психоаналитическая теория.
- 48. Функции массовой коммуникации: обзор основных подходов.
- 50. Эффекты массовой коммуникации: обзор теоретических подходов.
- 51 Взаимод смк и власти: осн теорит подходы
- 53. Правовое регулирование деятельности сми.
- 54. Система жанров в журналистике
- 55. Джон Мильтон и концепция свободы печати.
- 57. Рынок смк в современной России.
- 58 Понятие и осн теории информационного общества
- 59. Маркетинговые исследования в связях с общественностью.
- 60. Сущность и основные принципы консалтинга в со.
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 63. Виды рекламы.
- 1. По предмету отражения.
- 64. Структура рекламного текста
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 1.Небольшая компания
- 2. Крупная компания
- II. Работа с менеджментом орг-ии
- III. Работа со сми:
- VIII. Отн-ие с обще-ми орг-ми ( и партнерами):
- 3. Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационных кампаний. Виды.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.