logo
ГАК 2015 СО ответы 1-75

4. Поведение потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителя.

Потребитель и его покупательское поведение – объект самого пристального внимания товаропроизводителя, работающего на основе принципов и методов м-га.

Положение, в котором оказывается типичный потребитель, экономисты описывают следующим образом:

Разумное поведение. Средний потребитель – это вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», или, выражаясь языком экономистов, максимизировать совокупную полезность.

Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке, прекрасно представляя себе, какую именно предельную полезность он извлечет из каждой последующей единицы различных продуктов.

Бюджетное сдерживание. Поскольку существует проблема ограниченности ресурсов, постольку денежный доход типичного потребителя имеет ограниченную величину. За рядом возможных исключений – семейство Рокфеллеров, король Саудовской Аравии и др. – все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета.

Цены. На все товары и услуги, предлагаемые потребителю, установлены цены, что объясняется их редкостью по отношению к спросу на них. Иначе говоря, производство товаров и услуг требует затрат редких, и следовательно, ценных ресурсов.

Факторы, влияющие на поведение потребителя:

  1. Факторы культурного порядка:

  • Социальные факторы:

    • Референтные группы

    • Семья

    • Роли и статусы

  • Личностные факторы:

    • Возраст и этап жизненного цикла семья

    • Род занятий

    • Экономическое положение

    • Образ жизни

    • Тип личности и представление о самом себе

  • Психологические факторы:

    • Мотивация

    • Восприятие усвоение

    • Убеждения и отношения