logo
ГАК 2015 СО ответы 1-75

21. Конфликт: понятие, виды и способы разрешения.

  • Одной из проблем, с которой часто приходится сталкиваться руководителям, являются разного рода конфликты, возникающие в организации. Конфликт можно определить как противоречие, отсутствие согласия между двумя и более сторонами, каждая из которых стремится к принятию своей точки зрения.

  • Нельзя согласиться с позицией бесконфликтного развития организации, которая предполагает, что с помощью хорошего руководства можно достичь гармонии и согласия в коллективе и избегать конфликтов. Скорее руководителю следует обеспокоиться длительным отсутствием конфликтов, так как это может привести к удовлетворению достигнутым и застою.

  • Но бывают и деструктивные конфликты, дезорганизующие работу коллектива. В основном, они носят межличностный характер. Конфликтующие стороны меньше заботятся о деле, а больше — о борьбе. Даже если конфликтуют двое, то многие отвлекаются от работы для выяснения причин и преодоления противоречий. Производство терпит потери, люди затрачивают много нервно-психической энергии. У конфликтующих вырабатывается устойчивое отрицательное отношение к работе, возрастает заболеваемость.

  • Таким образом, конфликты бывают:

  • - конструктивные (функциональные)

  • - деструктивные (дисфункциональные)

  • По служебной направленности они разделяются на вертикальные (руководитель — подчиненный) и горизонтальные (между равными по положению работниками). Кроме того, по форме проявления конфликты бывают внутриличностные (человек поставлен в противоречивую ситуацию), межличностные, между личностью и группой и межгрупповые.

  • Виды конфликтов:

  • В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.

  • -Межиндивидуальные конфликты

  • -Межгрупповые конфликты и их типы:

  • -группы интересов

  • -группы этнонационального характера

  • -группы, объединенные общностью положения;

  • -конфликты между ассоциациями

  • -внутри и межинституциональные конфликты

  • -конфликты между государственными образованиями

  • -конфликты между культурами или типами культур

  • Виды конфликтов по характеру:

  • -объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;

  • -субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

  • Виды конфликтов по последствиям:

  • -конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;

  • -деструктивные, разрушающие организацию.

  • Управление конфликтами.

  • Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

  • -определить его вид конфликта

  • -его причины

  • -его особенности,

  • -а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

  • Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

  • если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.

  • если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

  • Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

  • Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.

  • Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.

  • В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.

  • Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом

  • Остыньте

  • Проанализируйте ситуацию

  • Объясните другому человеку, в чем состоит проблема

  • Оставьте человеку “выход”