logo
ГАК 2015 СО ответы 1-75

49. Методы и критерии оценка эффективности pr-деятельности.

  • Критерии оценки эффективности

  • Согласно классической теории коммуникации Г. Лассуэла, схема акта коммуникации выглядит следующим образом: КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ. Для любой структурной составляющей коммуникации могут быть выработаны критерии, посредством которых можно измерить результаты PR-действий, но только измерение эффектов дает полное действительное представление об эффективности PR. Таким образом, анализ совокупности всех элементов акта коммуникации позволяет провести комплексную оценку эффективности PR.

    1. Структурный элемент

    1. Примеры критериев

    1. КТО

    • выбор спикеров

    • цитаты ньюсмейкеров

    • развитие индивидуальности ньюсмейкера

    1. ЧТО

    • тон публикации (позитивная/негативная/нейтральная)·

    • частота присутствия "дружественных" ключевых посланий

    • характер информационных поводов

    1. КАНАЛ

    • упоминаемость в СМИ (coverage)·

    • характер публикации (аналитическая/фактологическая статья, интервью, рейтинг и пр.)

    • расширение числа каналов

    • создание дополнительных каналов коммуникации (например, учреждение профессиональных ассоциаций, конкурсов и пр.)

    1. КОМУ

    • расширение целевых аудиторий

    • характер воздействия на целевые аудитории

    • число участников мероприятия (к примеру, журналистов, пришедших на пресс-конференцию)

    1. ЭФФЕКТ

    • развитие образа компании

    • динамика месседжей (посланий) и др.

  • Одним из наиболее распространенных критериев эффективности PR-кампаний является упоминаемость в СМИ. При этом следует учитывать, что упоминаемость имеет как количественное, так и качественное измерение. Кроме увеличения количества упоминаний всегда имеется в виду задача улучшения качества упоминаемости (переход от региональной к центральной прессе, выход на страницы ведущих деловых изданий).

  • В данный момент в российской практике принято рассматривать четыре основных подхода к оценке эффективности деятельности в области развития связей с общественностью, которым соответствуют критерии:

  • · достижение поставленных целей (задач);

  • · конкретные результаты работы: количество публикаций, количество журналистов на пресс-конференции, наличие резонанса в прессе и общественном мнении и т.п.);

  • · итоги (отсроченные результаты): как деятельность специалистов системно повлияла на общественное мнение в целом, изменились ли представления о данной организации, как это сказалось на ее репутации и т.п.;

  • · бизнес-результаты: обороты компании, количество проданных после акции товаров, заключенных договоров, прибыли, стоимости торговой марки на бирже и т.п.

  • Также в качестве критериев при оценке эффективности общественных связей рассматриваются следующие показатели:

  • · степень изменения среды в позитивном для организации контексте и роль в этом ее усилий в сфере ОС;

  • · адекватность восприятия имиджа организации;

  • · уровень информирования целевых аудиторий и общественности в целом, способствующий продвижению услуг, товаров и т.д.;

  • · расширение двусторонних коммуникативных каналов;

  • · креативный (эффектный и эффективный) характер акций;

  • · качество обратной связи;

  • · конкурентоспособность организации.

  • Методы оценки эффективности

  • 1. Количественные методы. К ним можно отнести, например, отношение опубликованных пресс-релизов к разосланным, число журналистов, пришедших на пресс-конференцию, количество позитивных и негативных публикаций за период, процент узнаваемости организации среди опрошенных, определение значений типа GRP (Gross Rating Point - сумма рейтингов общей аудитории) и TRP (Target Rating Point - сумма рейтингов целевой аудитории) и долю информации об организации во всей массе публикаций о данном рынке.

  • Эта группа методов обеспечивает наглядные результаты, но они, как правило, страдают некоторой однобокостью, так как учитывают только сам факт наличия различных объектов исследования (информация, мероприятия и т.п.), не отражая их содержательных характеристик.

  • 2. Качественные методы. Они основаны на субъективной оценке конкретных текстов, мероприятий и других объектов исследования, причем полученные с их помощью выводы в меньшей степени поддаются обработке и систематизации. Тем не менее, применение подобных методов необходимо для получения представления о сущности эффектов общественных связей.

  • Виды методов оценки PR

  • 1 метод. Эффективность PR-кампании оценивается, исходя из реализации всех поставленных на этапе планирования целей и задач. Необходимо учитывать, кем были поставлены эти цели — PR-менеджером, главой компании, клиентом и т.д.

  • 2 метод. Измерение и подсчет количественных показателей PR-деятельности. Проще говоря, сколько было подготовлено информационных материалов, сколько реализовано звонков, в скольких СМИ были размещены статьи и т.д. Минус этого метода в том, что он не учитывает качественные показатели проведенной кампании.

  • 3 метод. Подсчет так называемой «обратной связи». То есть, насколько увеличилась осведомленность аудитории о компании или товаре/услуге; удалось ли отвлечь внимание общественность от негативной информации или слухов; как изменилось общественное мнение о PR-объекте; сколько было получено откликов и т.д.

  • 4 метод. Измерение показателей дохода. Насколько выросли продажи, каков рост прибыли, захват новых целевых аудиторий и т.д.

  • Оценка эффективности отдельных PR-инструментов

  • методы по оценке эффективности инструментов PR:

  • Распространение пресс-релизов компании

  • Подходы:

  • - оценка количества подготовленных и опубликованных пресс-релизов в СМИ. Можно подсчитать точный процент опубликованных пресс-релизов. Например, было разослано 30 пресс-релизов, а опубликовано — 20. Таким образом, эффективность рассылки составила примерно 66%;

  • - «обратная связь». Какая реакция была получена после рассылки пресс-релизов: количество комментариев журналистов, количество звонков и писем представителей целевой аудитории и т.д.;

  • Проведение пресс-конференций

  • Подходы:

  • - формирование круга необходимых СМИ.

  • - сравнение показателей «целевые СМИ» и «аккредитованные СМИ». То есть процентное соотношение этих двух показателей;

  • - сравнительный анализ показателей «аккредитованные СМИ» и «пришедшие на пресс-конференцию журналисты». Оптимально присутствие на конференции 80-90% аккредитованных журналистов от общего числа.

  • - подсчет количества вопросов журналистов;

  • - анализ заданных журналистами вопросов и ответов на эти вопросы;

  • - подсчет и анализ количества публикаций после проведенной пресс-конференции.

  • Корпоративные СМИ, корпоративные мероприятия, специальные мероприятия — выступление руководства на конференции

  • Подходы:

  • - Массовые опросы/анкетирование;

  • - Публикации в СМИ.

  • Использование СМИ для публикаций (качественная методика)

  • Основной применяемый здесь метод — это мониторинг СМИ, то есть отслеживание информации о компании в печатных изданиях.

  • Подходы:

  • - разновидность публикации — анонс, новость, статья, обзор, аналитика и т.д.;

  • - объем публикации — целая полоса, 1 полосы и т.д. (в кв.см.);

  • - тираж издания; характер публикации — позитивный, нейтральный, негативный;

  • - количество публикаций;

  • - стоимость публикации (USD);

  • - изучение аудитории СМИ.

  • Проанализировав все эти категории, можно получить полную картину о публикациях компании.

  • После проведения оценки эффективности конкретных инструментов PR, обязательно следует проанализировать изменения во мнениях и установках вашей целевой аудитории. Основными методиками здесь служат: массовые опросы и анкетирование общественности до и после PR-кампании.

  • При оценке экономической составляющей PR, очень часто используют такие методы как: массовый опрос, фокус-группы, маркетинговые исследования и т.д.

  • В зависимости от аудитории применяются разные PR-технологии. Часто эффективность PR-кампании может быть измерена лишь с применением внутренних ресурсов. Например, специалисты сами могут оценить эффективность рассылки пресс-релизов или PR-сотрудничества с партнерами/инвесторами/акционерами; провести мониторинг СМИ и т.д. Единственное, что не в силах оценить специалисты, так это эффективность PR-воздействия на широкую общественность. В таком случае, обычно требуется проведение общего исследования с достаточно большими затратами.

  • Проблема оценки эффективности PR-кампаний и PR-акций всегда была очень дискуссионной в профессиональной среде. Возможна ли объективная оценка результатов кампании и эффективности вложенных в нее средств? Требования представителей науки измерять эффективность PR деятельности в цифрах, долях, процентах, сумме доходов не всегда возможно применить на практике. Результат PR-кампании лишь отчасти может быть измерен количественными показателями, другая же часть сводится к субъективной оценке исполнителя или заказчика о проделанной работе и результатах. Именно совокупность этих двух показателей (количественной и «неколичественной» оценки) может служить золотой серединой в измерении эффективности деятельности PR.

  • По мнению Нормана Стоуна, исчислению поддаются следующие показатели результативности PR:

  • 1. Процентное изменение "обеспокоенности" (озабоченности, интереса и др.) можно вычислить путем социологического опроса.

  • 2. Рост числа полученных запросов.

  • 3. Сокращение числа получаемых жалоб.

  • 4. Частота упоминания в прессе.

  • 5. Возможности видеть или слышать определенное мнение (вычисляется путем опроса).

  • 6. Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам (маркетинговое исследование).

  • 7. Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке (занятие определенной доли рынка).

  • Вывод: Оценивая эффективность PR-деятельности, необходимо рассматривать ее в контексте данной конкретной кампании, учитывая при этом аудиторию, на которую она направлена, а так же применяемые PR-инструменты. Тогда оценка эффективности будет носить более объективный характер.