70. Законодательное регулирование защиты прав потребителей.
Закон о защите прав потребителей
• Закон о защите прав потребителей (в последней редакции с внесенными изменениями) регламентирует отношения производителя (продавца) и потребителя. Цели и задачи настоящего закона: защита прав потребителей, регулирование отношений продавца и покупателя в рамках правового поля. Новая редакция закона «О защите прав потребителей», вступила в силу 1 августа 2011г.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей № 01/9766-1-23 от 02.08.2011 г. о внесении изменений в закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1, вводятся изменения в статью 40 закона РФ, которая теперь будет предусматривать осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителя.
Статьи закона о защите прав потребителей
Статья 1 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Статья 2 Международные договоры Российской Федерации
Статья 3 Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
Статья 4 Качество товара (работы, услуги)
Статья 5 Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Статья 6 Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
Статья 7 Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Статья 8 Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
Статья 9 Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
Статья 10 Информация о товарах (работах, услугах)
Статья 11 Режим работы продавца (исполнителя)
Статья 12 Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
Статья 13 Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
Статья 14 Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
Статья 15 Компенсация морального вреда
Статья 16 Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
Статья 17 Судебная защита прав потребителей
Статья 18 Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
Статья 19 Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
Статья 20 Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
Статья 21 Замена товара ненадлежащего качества
Статья 22 Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Статья 23 Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
Статья 23.1 Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
Статья 24 Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
Статья 25 Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Статья 26 Утратила силу
Статья 26.1 Дистанционный способ продажи товара
Статья 26.2 Правила продажи отдельных видов товаров
Статья 27 Сроки выполнения работ (оказания услуг)
Статья 28 Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
Статья 29 Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 30 Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 31 Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Статья 32 Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Статья 33 Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Статья 34 Выполнение работы из материала исполнителя
Статья 35 Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
Статья 36 Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
Статья 37 Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 38 Утратила силу
Статья 39 Регулирование оказания отдельных видов услуг
Статья 39.1 Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
Статья 40 Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
Статья 41 Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации органу государственного надзора
Статья 42 Утратила силу
Статья 42.1 Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
Статья 43 Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Статья 44 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
Статья 45 Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
Статья 46 Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования данного документа, и его положения к отношениям имущественного страхования не применяются (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.200 8).
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
Основные понятия, используемые в настоящем законе
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ) абзац утратил силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ;
недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Защита прав потребителей - юридическая сторона вопроса
Закон РФ «О защите прав потребителей» регламентирует формы и нюансы взаимоотношений между покупателями и продавцами, заказчиками и исполнителями, производителями и потребителями, включая права и обязанности сторон в процессе торговых, производственных и сервисных взаимоотношений. В этом основополагающем документе чётко определены все участники товарно-денежных операций, обозначены разнообразные варианты ответственности и описаны ситуации, в которых потребитель может воспользоваться защитой государства.
В этом законодательном акте в доступной пониманию форме расписан порядок возмещения за некачественный товар или услугу. В частности, Закон о защите прав потребителей позволяет в случае наличия заводского брака вернуть приобретённый товар с правом требования с продавца возврата денег или замены изделия на аналогичную модель. Это право может быть утрачено при отсутствии финансовых чеков, подтверждающих факт покупки и в результате несоблюдения сроков предъявления претензий. Аналогичные процедуры имеют место при наличии некачественных работ (услуг), за которые потребитель вправе требовать компенсацию в установленном Законом порядке.
Закон о защите прав потребителей предполагает решение конфликтных ситуаций, как в досудебном порядке, так и в рамках административного и гражданского судопроизводства. За соблюдением этого законодательного акта в большинстве населённых пунктов следят специальные службы, организованные при местных органах самоуправления – отделы по защите прав потребителя, предлагающие покупателям или заказчикам услуг юридическую помощь по специальной «горячей» линии при выявлении факта нарушения потребительских прав. Иногда в роли таких служб выступают частные юридические конторы, готовые оказывать бесплатные юридические консультации пострадавшим потребителям.
Закон о защите прав потребителей – это мировая практика регулирования рыночных отношений, которая свидетельствует о цивилизованном правовом подходе государства к правам и обязанностям физических и юридических лиц, вступающих между собой в различные финансовые, производственные и товарные отношения.
- 1. Маркетинговые исследования: понятие, предмет, объект и направления.
- 2. Маркетинговая информация: понятие,виды и методы сбора.
- 3. Маркетинг: понятие,виды,функции и задачи маркетинга.
- 4. Поведение потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителя.
- 5. Этапы развития маркетинга. Концепции маркетинга. Современная концепция маркетинга.
- 6. Модели потребительского поведения
- Индивидуальный потребитель
- 7. Ценовая политика фирмы: методы ценообразования и ценовые стратегии.
- 8. Понятие и критериии сегментирования рынка.
- 9. Товарная политика фирмы: цели и основные составляющие.
- 10. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) и характеристика его элементов.
- 11. Сбытовая политика фирмы: понятие, цели и задачи.
- 12. Интегрированные маркетинговые коммуникации: понятие и инструменты
- 13. Социологические исследования в деятельности pr- специалиста.
- 14. Особенности маркетинговой деятельности в Интернет-среде.
- 15. Стимулирование сбыта в системе маркетинговых коммуникаций.
- 16. Позиционирование торговой марки. Способы и этапы выбора позиции.
- 17. Понятие и функции коммуникационного менеджмента.
- 18. Современный менеджмент: понятие, функции и принципы.
- 19. Коммуникационный процесс: понятие, виды и модели.
- 20. Стили управления и их характеристика.
- 21. Конфликт: понятие, виды и способы разрешения.
- 22. Модель безубыточности производства.
- 23. Понятие спроса и предложения. Управление спросом и предложением.
- 24. Понятие и виды конкуренции в современной экономике.
- 25. Связи с общественностью: понятие, функции, направления pr-деятельности.
- 26. Этапы становления и развития pr в России и мире.
- 27. Инструменты pr-деятельности в интернет-пространстве.
- 28. Профессиональные обязанности специалиста по связям с общественностью.
- 29. Методы и критерии оценки эффективности деятельности отдела по связям с общественностью.
- 30. Понятие, структура и характеристика элементов корпоративного имиджа.
- 31. Управление имиджем и формирование репутации организации.
- 32. Управление корпоративной культурой организации.
- 33. Взаимодействие pr-служб с органами государственной власти.
- 34. Спонсорство и фандрайзинг как инструменты pr-деятельности.
- 35. Организация специальных мероприятий для сми.
- 36. Особенности pr- деятельности на выставках и ярмарках.
- 37. Особенности взаимодействия pr-структур со сми. Медиапланирование как стратегия взаимодействия.
- 38. Общественное мнение: понятие и управление общественным мнением.
- 39. Pr-бриф: понятие, структура и его содержание.
- 40. Структура и направления деятельности pr-отдела.
- 41. Антикризисный pr. Особенности работы pr-структур в условиях кризиса и по его предупреждению.
- 42. Инструменты pr-деятельности и их характеристика.
- 43. Консалтинг в pr-деятельности: понятие и виды.
- 44. Организация специальных pr-мероприятий: цели и этапы.
- 45. Особенности и направления pr-деятельности в крупных корпорациях.
- 46. Социальные медиа и их место в pr-деятельности.
- 47. Формирование корпоративной культуры.
- 48. Pr в некоммерческой сфере.
- 5 Основных причин, почему связи с общественностью используются в некоммерческом секторе:
- 7 Функций pr в некоммерческой организации:
- 49. Методы и критерии оценка эффективности pr-деятельности.
- 50. Пресс-служба: структура и направления деятельности.
- 51. Pr-материалы: понятие, виды и характеристика
- 1. По степени их "подготовленности" к публикации:
- 2. По жанрам:
- 52. Pr-кампания: понятие, цели и этапы
- 53. Особенности деятельности pr–отделов в государственных структурах
- 54. Корпоративные издания: понятие, цели и формы
- 55. Медиапланирование в pr-деятельности
- 56. Особенности и направления pr- деятельности в организациях среднего и малого бизнеса
- 57. Целевые аудитории в деятельности pr-специалиста
- 58. Методы и критерии оценки эффективности рекламной кампании.
- 59. Виды и средства рекламы и их характеристика.
- 60. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.
- 63. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности.
- 64. Правовое регулирование деятельности сми.
- Глава 1.Общее положение. Где описаны понятия о сми
- 65. Правовое регулирование избирательной кампании.
- 66. Этические нормы в pr- деятельности.
- 67. Защита репутации юридическими средствами.
- 68. Правовое регулирование средств индивидуализации.
- 69. Основные положения Федерального закона рф «о рекламе».
- 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- 5. Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
- 70. Законодательное регулирование защиты прав потребителей.
- 71. Публицистические жанры журналистики.
- 2 Аналитические:
- 3 Художественно-публицистические:
- 72. Особенности деятельности информационных агентств.
- 73. Виды и характеристика сми.
- 74. Стилистические особенности информационных жанров
- 75. Психологические эффекты массовой коммуникации.