logo
ГАК 2015 СО ответы 1-75

70. Законодательное регулирование защиты прав потребителей.

  • Закон о защите прав потребителей

  • • Закон о защите прав потребителей (в последней редакции с внесенными изменениями) регламентирует отношения производителя (продавца) и потребителя. Цели и задачи настоящего закона: защита прав потребителей, регулирование отношений продавца и покупателя в рамках правового поля. Новая редакция закона «О защите прав потребителей», вступила в силу 1 августа 2011г.

  • Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей № 01/9766-1-23 от 02.08.2011 г. о внесении изменений в закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1, вводятся изменения в статью 40 закона РФ, которая теперь будет предусматривать осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителя.

  • Статьи закона о защите прав потребителей

  • Статья 1 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

  • Статья 2 Международные договоры Российской Федерации

  • Статья 3 Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

  • Статья 4 Качество товара (работы, услуги)

  • Статья 5 Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

  • Статья 6 Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара

  • Статья 7 Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

  • Статья 8 Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

  • Статья 9 Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

  • Статья 10 Информация о товарах (работах, услугах)

  • Статья 11 Режим работы продавца (исполнителя)

  • Статья 12 Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

  • Статья 13 Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

  • Статья 14 Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

  • Статья 15 Компенсация морального вреда

  • Статья 16 Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

  • Статья 17 Судебная защита прав потребителей

  • Статья 18 Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

  • Статья 19 Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

  • Статья 20 Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

  • Статья 21 Замена товара ненадлежащего качества

  • Статья 22 Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

  • Статья 23 Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя

  • Статья 23.1 Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю

  • Статья 24 Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

  • Статья 25 Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

  • Статья 26 Утратила силу

  • Статья 26.1 Дистанционный способ продажи товара

  • Статья 26.2 Правила продажи отдельных видов товаров

  • Статья 27 Сроки выполнения работ (оказания услуг)

  • Статья 28 Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

  • Статья 29 Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

  • Статья 30 Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

  • Статья 31 Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

  • Статья 32 Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

  • Статья 33 Смета на выполнение работы (оказание услуги)

  • Статья 34 Выполнение работы из материала исполнителя

  • Статья 35 Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя

  • Статья 36 Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок

  • Статья 37 Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)

  • Статья 38 Утратила силу

  • Статья 39 Регулирование оказания отдельных видов услуг

  • Статья 39.1 Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям

  • Статья 40 Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей

  • Статья 41 Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации органу государственного надзора

  • Статья 42 Утратила силу

  • Статья 42.1 Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей

  • Статья 43 Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

  • Статья 44 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

  • Статья 45 Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

  • Статья 46 Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

  • Отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования данного документа, и его положения к отношениям имущественного страхования не применяются (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.200 8).

  • Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

  • (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

  • Основные понятия, используемые в настоящем законе

  • потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

  • (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

  • изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

  • (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

  • исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

  • (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

  • продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ) абзац утратил силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ;

  • недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

  • (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

  • существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

  • (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

  • безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

  • уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

  • (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

  • импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

  • (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

  • Защита прав потребителей - юридическая сторона вопроса

  • Закон РФ «О защите прав потребителей» регламентирует формы и нюансы взаимоотношений между покупателями и продавцами, заказчиками и исполнителями, производителями и потребителями, включая права и обязанности сторон в процессе торговых, производственных и сервисных взаимоотношений. В этом основополагающем документе чётко определены все участники товарно-денежных операций, обозначены разнообразные варианты ответственности и описаны ситуации, в которых потребитель может воспользоваться защитой государства.

  • В этом законодательном акте в доступной пониманию форме расписан порядок возмещения за некачественный товар или услугу. В частности, Закон о защите прав потребителей позволяет в случае наличия заводского брака вернуть приобретённый товар с правом требования с продавца возврата денег или замены изделия на аналогичную модель. Это право может быть утрачено при отсутствии финансовых чеков, подтверждающих факт покупки и в результате несоблюдения сроков предъявления претензий. Аналогичные процедуры имеют место при наличии некачественных работ (услуг), за которые потребитель вправе требовать компенсацию в установленном Законом порядке.

  • Закон о защите прав потребителей предполагает решение конфликтных ситуаций, как в досудебном порядке, так и в рамках административного и гражданского судопроизводства. За соблюдением этого законодательного акта в большинстве населённых пунктов следят специальные службы, организованные при местных органах самоуправления – отделы по защите прав потребителя, предлагающие покупателям или заказчикам услуг юридическую помощь по специальной «горячей» линии при выявлении факта нарушения потребительских прав. Иногда в роли таких служб выступают частные юридические конторы, готовые оказывать бесплатные юридические консультации пострадавшим потребителям.

  • Закон о защите прав потребителей – это мировая практика регулирования рыночных отношений, которая свидетельствует о цивилизованном правовом подходе государства к правам и обязанностям физических и юридических лиц, вступающих между собой в различные финансовые, производственные и товарные отношения.