16. Позиционирование торговой марки. Способы и этапы выбора позиции.
Выбор стратегии позиционирования
Позиционирование – разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателей достойное место, отличающееся от положения конкурентов.
Целью позиционирования является придание товару отличительного признака и смысла в глазах потребителей.
Филип Котлер: «позиционирование товара на рынке – это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к аналогичным товарам».
Конкурентное преимущество товара – это те характеристики товара, которые создают для предприятия определённое превосходство над своими конкурентами, а для потребителя оптимальное сочетание потребительских характеристик товара.
Позиция торговой марки должна быть значима для целевой аудитории. Если позиция торговой не предлагает потребителю никакой выгоды от её использования (аргумент оправданного выбора), то потребитель или проигнорирует это позиционирование, или быстро его забудет. То, что важно для производителя, зачастую бывает ненужным для потребителей.
-Позиция должна быть простой и понятной с точки зрения банальной эрудиции потребителя и должна легко формулироваться. Иначе потребитель ничего не запомнит или не поймет и не сможет сформулировать для себя «аргумент оправданного выбора». То, что важно для производителя, зачастую бывает непонятным для потребителей.
-Позиция должна быть уникальной. Иначе потребитель запутается в торговых марках с аналогичными «аргументами оправданного выбора».
-Позиция должна не противоречить потребительским стереотипам. Иначе аргумент оправданного выбора будет отвергнут и забыт потребителем.
Основные способы позиционирования
1. Цена, качество или соотношение «цена/качество»
2. Широта ассортимента
3. Положение на рынке (лидерство в категории)
4. Страна происхождения
5. Ситуация (способ) потребления
6. Наследие - традиции - год рождения бренда
7. Владение атрибутом (свойством)
8. Эмоциональная атмосфера потребления (персонаж марки)
9. Авторитетные потребители или эксперты
10. По целевой аудитории
11. Узкая специализация
12. Реальное отличие товара или услуги
13. Новейшая разработка
14. По товарной группе
Возможные этапы разработки позиционирующей идеи для торговой марки и соответствующего ей товара:
-анализ потребностей и запросов ключевых потребительских групп (стратегический маркетинг). Например, «Grameen Bank» (Бангладеш) – позиционирование «банк для бедных». Суть бизнеса этого банка в том, что он дает микрокредиты, начиная с нескольких долларов;
-определение и дифференциация конкурентных преимуществ товара (стратегический маркетинг). Например, торговая марка чистящего средства «Cif», которая при выводе на российский рынок была названа чистящим кремом, что подчеркивало отличительную особенность марки по сравнению с обычными чистящими порошками;
-выбор сегмента рынка для продвижения торговой марки и соответствующего ей товара (операционный маркетинг). Например, косметика «Маленькая фея» для девочек;
-НИОКР (инновационный менеджмент) и ОТПП (производственный менеджмент). На этих этапах возможны разработки позиционирующих идей на основе технологий производства.
-подготовка сервисного и гарантийного обслуживания потребителей (производственный менеджмент). Например, агентство недвижимости «Жилфонд» (г. Новосибирск) предлагает бесплатное оформление ипотеки;
-определение ценностей выбранного сегмента (операционный маркетинг). Например, позиционирование пива «Тинькофф» реализованное в рекламном лозунге «Он один такой!»;
-система идентификации торговой марки (бренд-менеджмент). Например, вывод на российский рынок торговой марки конфет «Коркунов» только с помощью высокого качества упаковки, что позволило этой торговой марке занять позицию престижной российской марки конфет.
- 1. Маркетинговые исследования: понятие, предмет, объект и направления.
- 2. Маркетинговая информация: понятие,виды и методы сбора.
- 3. Маркетинг: понятие,виды,функции и задачи маркетинга.
- 4. Поведение потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителя.
- 5. Этапы развития маркетинга. Концепции маркетинга. Современная концепция маркетинга.
- 6. Модели потребительского поведения
- Индивидуальный потребитель
- 7. Ценовая политика фирмы: методы ценообразования и ценовые стратегии.
- 8. Понятие и критериии сегментирования рынка.
- 9. Товарная политика фирмы: цели и основные составляющие.
- 10. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) и характеристика его элементов.
- 11. Сбытовая политика фирмы: понятие, цели и задачи.
- 12. Интегрированные маркетинговые коммуникации: понятие и инструменты
- 13. Социологические исследования в деятельности pr- специалиста.
- 14. Особенности маркетинговой деятельности в Интернет-среде.
- 15. Стимулирование сбыта в системе маркетинговых коммуникаций.
- 16. Позиционирование торговой марки. Способы и этапы выбора позиции.
- 17. Понятие и функции коммуникационного менеджмента.
- 18. Современный менеджмент: понятие, функции и принципы.
- 19. Коммуникационный процесс: понятие, виды и модели.
- 20. Стили управления и их характеристика.
- 21. Конфликт: понятие, виды и способы разрешения.
- 22. Модель безубыточности производства.
- 23. Понятие спроса и предложения. Управление спросом и предложением.
- 24. Понятие и виды конкуренции в современной экономике.
- 25. Связи с общественностью: понятие, функции, направления pr-деятельности.
- 26. Этапы становления и развития pr в России и мире.
- 27. Инструменты pr-деятельности в интернет-пространстве.
- 28. Профессиональные обязанности специалиста по связям с общественностью.
- 29. Методы и критерии оценки эффективности деятельности отдела по связям с общественностью.
- 30. Понятие, структура и характеристика элементов корпоративного имиджа.
- 31. Управление имиджем и формирование репутации организации.
- 32. Управление корпоративной культурой организации.
- 33. Взаимодействие pr-служб с органами государственной власти.
- 34. Спонсорство и фандрайзинг как инструменты pr-деятельности.
- 35. Организация специальных мероприятий для сми.
- 36. Особенности pr- деятельности на выставках и ярмарках.
- 37. Особенности взаимодействия pr-структур со сми. Медиапланирование как стратегия взаимодействия.
- 38. Общественное мнение: понятие и управление общественным мнением.
- 39. Pr-бриф: понятие, структура и его содержание.
- 40. Структура и направления деятельности pr-отдела.
- 41. Антикризисный pr. Особенности работы pr-структур в условиях кризиса и по его предупреждению.
- 42. Инструменты pr-деятельности и их характеристика.
- 43. Консалтинг в pr-деятельности: понятие и виды.
- 44. Организация специальных pr-мероприятий: цели и этапы.
- 45. Особенности и направления pr-деятельности в крупных корпорациях.
- 46. Социальные медиа и их место в pr-деятельности.
- 47. Формирование корпоративной культуры.
- 48. Pr в некоммерческой сфере.
- 5 Основных причин, почему связи с общественностью используются в некоммерческом секторе:
- 7 Функций pr в некоммерческой организации:
- 49. Методы и критерии оценка эффективности pr-деятельности.
- 50. Пресс-служба: структура и направления деятельности.
- 51. Pr-материалы: понятие, виды и характеристика
- 1. По степени их "подготовленности" к публикации:
- 2. По жанрам:
- 52. Pr-кампания: понятие, цели и этапы
- 53. Особенности деятельности pr–отделов в государственных структурах
- 54. Корпоративные издания: понятие, цели и формы
- 55. Медиапланирование в pr-деятельности
- 56. Особенности и направления pr- деятельности в организациях среднего и малого бизнеса
- 57. Целевые аудитории в деятельности pr-специалиста
- 58. Методы и критерии оценки эффективности рекламной кампании.
- 59. Виды и средства рекламы и их характеристика.
- 60. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.
- 63. Авторское право в связях с общественностью и смежных видах деятельности.
- 64. Правовое регулирование деятельности сми.
- Глава 1.Общее положение. Где описаны понятия о сми
- 65. Правовое регулирование избирательной кампании.
- 66. Этические нормы в pr- деятельности.
- 67. Защита репутации юридическими средствами.
- 68. Правовое регулирование средств индивидуализации.
- 69. Основные положения Федерального закона рф «о рекламе».
- 4. Саморегулирование в сфере рекламы
- 5. Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
- 70. Законодательное регулирование защиты прав потребителей.
- 71. Публицистические жанры журналистики.
- 2 Аналитические:
- 3 Художественно-публицистические:
- 72. Особенности деятельности информационных агентств.
- 73. Виды и характеристика сми.
- 74. Стилистические особенности информационных жанров
- 75. Психологические эффекты массовой коммуникации.