logo
Метод пособие для госов по СО

Тема 6. Социальная организация. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальные отношения. Понятие социального статуса. Формирование позитивного имиджа средствами pr

Социальная организация общества – это система социальных групп и отношений между ними. Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных,  зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии (социум), можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Социальная структура общества – это часть социальной системы (совокупность социальных явлений), объединяющей в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. Социальный состав  - это набор элементов, составляющих социальную структуру. Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально - территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное поло­жение людей по  отношению друг к другу. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как группо­вая, классовая, общностная, стратификационная, институциональ­ная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между  его основными элементами.

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социаль­ном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и орга­низации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы и общества располагаются выше или ни­же других. А это значит, что они обладают большим или меньшим бо­гатством, властью, имеют ряд преимуществ и привилегий по сравне­нию с другими. Исходя из принципа неравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность распо­ложенных в вертикальном иерархическом порядке социальных об­разований (групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом, стра­тификация представляет собой дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе.

Неравенство людей — социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В со­временной западной социологии господствует мнение, что социаль­ная стратификация вырастает из естественной потребности обще­ства в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их дея­тельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологиче­ских школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых раз­личными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соот­ветствующих жизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормально­го функционирования общественного организма необходимо опти­мальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складыва­ется соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняю­щих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддер­живать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государ­ства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия - основу меж профессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важность занятия (профессия) для выживания и функционирования организма в целом; 2. уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально – значимые профессии – это те, которые связаны с функциями организации и контроля.

Следовательно, высокие статусы и занима­ющие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измере­ния стратификации — доход, власть, образование, престиж. А по­тому что они исчерпывают круг соци­альных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не са­мих благ (их как раз может быть много), а каналов дос­тупа к ним. Последние при­обретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу об­щественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. со­циальных благ.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения. Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой со­циального статуса, места, занимаемого в стратификационной струк­туре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в соци­ологию в 1927 году П.А. Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение наверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в дру­гой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

   Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда пере­мещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как пра­вило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно – технической революцией, гражданскими войнами, реформами и т.д.

  Индивидуальная мобильность означает социальное переме­щение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильно­сти относятся продвижения по служебно - профессиональной лестни­це, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, за­нятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана с полити -ческой и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опуска­ются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух глав­ных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном на­правлении за определенный промежуток времени. Дистанция мобильности — это количество ступеней, по кото­рым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной -  неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию. Многочисленные исследования показы­вают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переход­ных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем вы­ше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к со­циальной закрытости присуща всем обществам.

Строение общества – ключ к пониманию его устройства.

Связующим элементом любой социальной структуры являются социальные отношения. Социальные отношения – отношения между людьми (группами людей), которые устанавливаются в соответствии с законами социальной организации общества.

Структура любого социального отношения : несколько субъектов, потребности, значимый для них объект, система ценностей. Социальные отношения – порождение общества и сами поддерживают его существование.

Роль регуляторов социальных отношений выполняют социальные институты (установление, устройство). Любой институт – система правил общественных отношений. Социальный институт – специфическое общественное устройство, созданное для удовлетворения общественных потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Можно выделить пять основных групп институтов: экономические, политические, институты стратификации (распределение социальных позиций, общественных ресурсов), институты родства, институты культуры, образования. Назовем условия появления социальных институтов: возникновение потребности, наличие необходимых ресурсов, наличие особой культурной среды. Институты и сами формируют субкультуру.

Институциональная структура общества – многомерный лабиринт: потребности порождают институты, те – новые потребности и т.п.

Если потребность не признана обществом, то возникают подпольные институты. Они формируют свою субкультуру – тоже не признанную.

Институционализация – признание обществом ранее нелегальных социальных отношений и соответствующих им институтов.

В обществе переходного типа меняется социальная структура.

Социальная мобильность – движение, приводящее к изменению статусных позиций. Затухание мобильности порождает кризис общества.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре. У каждого человека множество статусов, т.к. он участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов индивида называется статусным набором. Всегда есть главный статус, с которым его идентифицируют другие люди. Для мужчины главный статус как правило определяется его работой. Для женщины дот недавнего времени главный статус определялся семейным положением.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус и характеризуемая предписанными правилами поведения (социальные нормы).

Существуют статусный набор и ролевой набор. Роль – шаблон поведения индивида в обществе. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или малое – дистанцированием от роли. У каждого свой ролевой набор, но не со всеми ролями он идентифицирует себя одинаково.

Помимо статуса человек имеет имидж, сформировавшийся либо сознательно, путем целенаправленных усилий, либо стихийно. Разумеется, имидж корпораций, государственных и иных структур формируют с помощью PR-средств. Деловой имидж специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенности деятельности, внутренних и внешних качеств.

Имидж (от англ. image - «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Имидж объекта — это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта.