logo
Метод пособие для госов по СО

Методы научного познания

Научный метод – это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности, генерируется новое знание. Методы в науке складываются в результате рефлексии над уже полученными теоретическими результатами в освоении определенной предметной области исследования. Рассмотрим более подробно общенаучные методы, которые можно разделить на три класса: общелогические методы и приемы; и методы эмпирического и теоретического исследования.

Общелогические методы и приемы

Абстрагирование – интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации.

Анализ и синтез – традиционные и универсальные мыслительные операции, которые применяются поистине в каждой познавательной ситуации. Анализ – метод познания, состоящий в мысленном разделении исходного объекта на составляющие его части. Синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.

Обобщение – метод познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений предметов. Тесно связано с абстрагированием гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного

Дедукция и индукция. Дедукция – умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. Он играет ведущую роль в логико-математических науках. Индукция – умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение – это «восхождение» от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям. В научном познании индуктивные и дедуктивные моменты постоянно переплетаются, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

Аналогия (от греч. analogia – сходство, соответствие) – метод познания (способ рассуждения), основанный на том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой менее изученный и менее доступный для исследования объект.

Моделирование – метод исследования, состоящий в создании и изучении модели, заменяющей исследуемый объект (оригинал), с последующим переносом полученной информации на оригинал.

Методы эмпирического исследования

Эмпирическое исследование выявляет и фиксирует относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры. Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию. К основным формам эмпирического знания относятся научные факты, эмпирические обобщения и закономерности. Основные методы эмпирического уровня – наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание.

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающихся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскоп, телескоп, фото- и кинокамера и т.д.).

Эксперимент (лат. experimentum – опыт, проба, испытание) – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующие изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или становится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования.

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Описание – фиксация разнообразных сведений, полученных в ходе наблюдения, измерения (сравнения) или эксперимента с помощью искусственных языков науки. С помощью описания происходит закрепление результатов эмпирического исследования и трансляция их в процессе научных коммуникаций.

Методы теоретического исследования

В отличие от эмпирического, теоретическое исследование, стремясь к раскрытию глубинной сущности изучаемых процессов и явлений, преследует цель не описать, а объяснить выявленные научные факты и эмпирические закономерности. Этому способствует обращение к разнообразным познавательным процедурам, исходное место среди которых принадлежит методу идеализации.

Идеализация – это метод, позволяющий сконструировать особые абстрактные (идеализированные) объекты, которыми оперирует теоретическое познание, создавая модельные представления об изучаемой предметной области (частные или фундаментальные теоретические схемы). По сути идеализация есть разновидность процедуры абстрагирования, конкретизированной с учетом потребностей теоретического исследования.

Формализация – отображение знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мысли с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты); все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

Гипотетико-дедуктивный метод – способ построения научной теории, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Исторический подход предполагает изучение возникновения, формирования и развития объектов. Следует сразу подчеркнуть, что исторический подход используется не только в истории. Это группа общенаучных теоретических методов, направленных на воспроизведение динамических аспектов того или иного явления, процесса. Они выявляют этапы его развития, хронологию, излагают взаимосвязь и последовательность тех или иных событий.

Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функции) относительно друг друга. Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.п.).

Научные революции

Представление о научных революциях, которое сформировалось в философии науки XX века, стало неотъемлемой частью общего понимания процесса развития научного знания. Как и любая другая сфера культуры, наука со временем направленно и необратимо изменяется, т.е. развивается. В развитии науки выделяют два относительно автономных этапа: эволюционный (экстенсивный) и революционный (интенсивный). В модели историко-научного процесса, обоснованной Т. Куном, они интерпретируются как фаза «нормальной науки и период научной революции». Эволюционное развитие не предполагает радикального обновления существующего фонда теоретических знаний. Революционное развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее концептуально-теоретической базы. Научная революция – это разрешение многогранного противоречия между старым и новым знанием, сопровождающееся кардинальными изменениями в основаниях и содержании науки на определенном этапе её исторического развития. Наличие двух фаз в развитии науки есть выражение принципиальной нелинейности роста научного знания, так как в ходе научных революций происходит перерыв непрерывности, выражающийся в выборе одних стратегий и программ исследования и отбрасывании других.

В ходе научных революций происходит качественное преобразование фундаментальных оснований науки, замена старых теорий новыми, существенное углубление научного понимания окружающего мира, в виде становления новой научной картины мира, так как последняя содержит все базовые компоненты научного знания в обобщенной форме.

Роль науки в эпоху постиндустриального общества

Переход к постиндустриальной, информационной цивилизации – одна из ярко выраженных тенденций в развитии современного мира, которая неразрывно связана с достижениями науки и их внедрением в производство и человеческую жизнь. Основные функции науки в жизни современного общества:

  1. познавательная (троякий корень познавательной деятельности: описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений);

  2. культурно-мировоззренческая (формирование научной картины мира, стремление осмыслить общие принципы мироустройства);

  3. инструментальная функция включает в себя два уровня:

    • наука как непосредственная производительная сила общества (соединение науки с технологией и современным производством);

    • наука как социальная сила (широкое применение науки в социальной сфере при решении глобальных проблем современного общества).

Фундаментальным направлением науки, которое во многом определяет приоритеты развития постиндустриального общества является общая ориентация мировой науки на глобальную проблематику, которая становиться ведущей стратегией развертывания научно-технологических разработок.

Стратегические приоритеты развития социума и его культуры, является информатизация и медиатизация общества, появление новых технологий (нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, космических и др.), создание новых материалов с заданными свойствами (композитов) и др.

Информатизацией называют быстрый и всеобъемлимый процесс создания и рассмотрения информационно-телекоммуникационных технологий, который выступает объективной основой современных цивилизациионных изменений общества, культуры и человека. Информатизация – объективная предпосылка формирования информационного (постиндустриального) общества. Отметим основные тенденции, характеризующие процесс информатизации:

  1. Формирование нового информационного окружения человека, которое проявляется в современном обществе повсеместно: реклама, радио, телевидение, газеты, журналы, персональные компьютеры и т.д.;

  2. Информатизация деловой сферы, которая привела к тому, что сегодня профессиональная деятельность по своей организации и содержанию выполняемой работы все в большей мере связывается с различными процессами приема, передачи и анализа деловой информации с использованием средств современной информационной техники. Развитие информационных коммуникаций при помощи средств вычислительной техники повысило оперативность деловых контактов между людьми, что сказалось на эффективности их профессиональной деятельности. Современный специалист должен иметь достаточно полные представления о информатизационно-коммуникативных системах и практические навыки использования сети Интернет.

  3. «Информационный взрыв», сопровождаемый новым витком укрепления «четвертой власти» или масс-медиа – средств массовой информации (СМИ) и коммуникации. Бесспорное преимущество новых информационных технологий – оперативность, высокая скорость коммуникаций, достаточно широкая база данных практически по всем сферы жизни и деятельности человечества и уникальная возможность построения бесцензурной культурной среды. Масс-медиа приобретают все более явный культуротворческий характер, становятся одним из факторов политической, экономической, социальной и культурной интеграции мирового сообщества.

Таким образом, сегодня возникает принципиально новая ситуация, когда информация становится важнейшим ресурсом общества, рациональное использование которого открывает возможности построения социальных отношений на научных основах. Пути и методы использования новых информационных технологий становятся одним из показателей уровня развития общества.