logo
Метод пособие для госов по СО

1. Психология процесса коммуникации

С операциональной точки зрения систему массовой коммуникации рассматривают как коммуникационный процесс, базирующийся на последовательном ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал (анализ управления коммуникационным процессом), что передал (анализ содержания сообщения), по какому каналу (анализ средства), кому (анализ аудитории) и с каким эффектом (анализ результата воздействия на сознание и/или поведение получателя). Автор этой модели системы массовой коммуникации американский политолог Гарольд Лассуэлл. Он в 1967 году дополнил ее новыми элементами: кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории, с каким результатом. Эта модель, в отличие от первой, линейной, описывающей однонаправленный процесс, является двунаправленной за счет введения обратной связи от получателя к источнику. Это уже не монологическая, а диалогическая, не субъект – объектная, а субъект – субъектная модель.

Вторая модель стала хрестоматийной, поскольку стала теоретически и практически востребованной для описания различных видов массовых коммуникаций, в том числе – пропагандистских, рекламных, маркетинговых, политического пиара, пиар-кампаний, рассчитанных на массовую аудиторию. Она весьма широко использовалась в практике СМК, СМИ и в социологии массовой коммуникации.

В соответствии с этой моделью, ставшей схемой для построения учебных курсов и хрестоматий по массовой коммуникации, изучаются:

  1. источник коммуникации (коммуникатор);

  2. коммуникационное сообщение (контент) массовой коммуникации;

  3. аудитория массовой коммуникации (ее количественно описываемые социальные и социально – психологические характеристики);

  4. средства массовой коммуникации;

  5. эффективность (изменения в сознании и поведении людей).

Психологические аспекты источника (коммуникатора) включают с себя:

Психологические аспекты сообщения коммуникации составляют социально – психологические особенности сообщений: