logo
Метод пособие для госов по СО

Тема 2. Гражданское общество и государство. Государственный pr

Гражданское общество и правовое государство - это парные категории политологии. Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества, или, как говорил французский политолог Мишель Дюверже, быть ночным сторожем гражданского общества.

Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Ш.Л. Монтескъе, Н. Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали эту категорию в антитезе гражданское общество - общество, упорно подводя нас к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное ему, противостоящее ему во всём.

Уже Аристотель отмечал, что государство есть естественный продукт, согласно Аристотелю, гражданское общество есть совокупность политических граждан, а государство как политическое общение граждан.

По Н. Макиавелли, государство должно защищать имущественные и личные права граждан, т.е. оно должно отражать интересы гражданского общества. Хотя по Н. Макиавелли государство должно править с помощью страха и насилия, тем не менее, чтобы не возбуждать ненависть, оно не должно нарушать имущественных и личных прав граждан, т.е. гражданского общества.

Среди политологов лишь Т. Гоббс был первым, который употребил в политической науке термин «гражданское общество» с том смысле, в котором это принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды, он отождествлял гражданское общество и государство. Естественно, как об этом свидетельствует труд «Левифан», Т. Гоббс создал гимн государству и гражданское общество он выводит лишь для того, чтобы высветить то, что должно подчиняться этому великану. По Т. Гоббсу вне государства господствует владычество страстей, войны, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; лишь государство приводит к власти разума, миру, безопасности, богатству, благопристойности, лишь оно приводит гражданское общество к цивилизованной упорядоченности на основе права. Всякое отступление от последнего ведёт к болезни государства, к мятежам и гибели. Так погибла Римская империя и другие государства, нарушающие государственные устои.

Дальнейшее уточнение понятия «гражданское общество» осуществил в своих трудах Дж. Локк, который не только как Т. Гоббс, активно использует категорию «гражданское общество», но, и пожалуй, первый, кто по-настоящему, хотя и не явно провозглашал примат гражданского общества перед государством. Дж. Локк указывал, что основу гражданского общества составляет частная собственность.

Ш.Л. Монтескье в своём трактате «О духе законов» говорит о двух гарантиях от диктатуры и произвола властей: гражданское общество и разделение властей.

Он обосновывает верховенство права, являясь, по существу, первым теоретиком концепции правового государства. Он формулирует понятие свободы, которая есть право делать всё, что дозволенно законом.

Ш.Л. Монтескье не отождествляет как Т. Гоббс гражданское общество с государством; он различает гражданские и политические законы. Политические законы - суть законы гражданского общества, но трансформированные в государство и поэтому политические, т.е. те, что дают людям свободу, ограничивая их естественную свободу. Первые законы - собственно гражданские, не трансформированные ни в коем случае - или законы собственные.

Для Ж.Ж. Руссо гражданское общество означает трансформацию его в государство с помощью общественного договора и непременно в форме республики, где правительство может быть свергнуто в любое время по требованию гражданского общества. Как и Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо выделяет политические и гражданские законы (нравственность, обычаи, общественное мнение).

И. Кант углубляет представление о гражданском обществе. Он идет от человеческой природы (как и Ж.Ж. Руссо). Человек, по мнению И. Канта, по своей природе неуживчив, завистлив, тщеславен, подвержен жажде обладания и одновременно хочет согласия. И. Кант видит естественный путь сочетания свободы каждого со свободой других - путь достижения всеобщего правового и гражданского общества, гражданского согласия.

У Гегеля гражданское общество имеет место наряду, а не внутри государства. Гражданское общество и государство уже как самостоятельные институты образуют тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы (гражданское общество, семья) и всеобщий (государство). При столкновении интересов семьи и гражданского общества они должны быть подчинены государству. И тем самым семья и гражданское общество являются частями государства. Гражданское общество и семья - способ существования государства, они базис государства.

В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим.

Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим.

Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.

Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политических корпораций, купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое отношение с государством. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов.

Возникновение гражданского общества детерминированно разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества. Значительное место в гражданском обществе занимают заинтересованные группы, представляющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей представителей различных профессий (врачей, адвокатов, инженеров, учителей, преподавателей, учёных), церковные, женские, молодёжные и иные общественные организации, объединённые общностью интересов.

Заинтересованные группы и организации представляют отдельной личности возможность для реализации её способностей. Они отражают разнообразие экономических, этнических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей.

Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций является обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.

В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политической и духовной.

Кроме основ и сфер в гражданском обществе следует выделить также и условия, которые необходимы для его успешного функционирования. Среди них нужно выделить следующие.

Первое условие - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином.

Второе условие предполагает достаточную развитость многообразной социально-политической общественной структуры, выражающей всё множество интересов в обществе. Имеется в виду прежде всего многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления. Эта структура создаёт (наряду с существующими вертикальными связями, выражающимися во взаимоотношениях личности и государства) горизонтальные связи в обществе и делает его более организованным, прочным стабильным. При отсутствии последних гражданин напрямую связан с государством и тогда возникает острое противоречие личности и государства.

Третье условие - развитие личности, активное, сознательное участие в общественном самоуправлении.

Гражданское общество может быть только при индивиде такой степени развитости, что мы называем личностью как в социальном смысле, так и в психологическом смысле. Последние предлагает полную самодеятельность при включённости в тот или иной институт гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.               Государство или публичная власть, возникнув из недр общества на определенном этапе, отделилось от общества и создало сеть специальных институтов и учреждений, появился соответственно слой профессиональных управленцев. Они монополизировали в своих руках важнейшие ресурсы и возможности воздействия на происходящие в обществе процессы, стали своеобразным арбитром и координатором, определяющим "правила игры" в обществе, заняв, таким образом, доминирующее положение по отношению к последнему.      По мере развития общества, накопления в нем материальных благ, появления механизмов самонастройки, цивилизованного инструментария решения конфликтных ситуаций, создания соответствующих институтов (партий, профсоюзов, средств массовой информации и т.д.) и механизмов гражданского общества (прежде всего это касается появления всеобщего избирательного права, др.) сформировалась новая ситуация во взаимоотношениях граждан, их объединений с государством. Не только граждане, их объединения оказались в зависимости от государственных структур, но и сами институты государственной власти оказались зависимыми от граждан и их объединений. В сложившейся ситуации государство уже не могло выполнять свои функции, не взаимодействуя на паритетных основах с гражданским обществом и рядовыми гражданами, не добиваясь и не завоевывая их поддержки и одобрения при обсуждении и принятии решений по тем или иным жизненно важным вопросам.     Американский политолог Дж. Гордон в своем труде "Государственное управление в Америке" писал: "если в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью или ее отсутствием, то в государственном управлении - политической поддержкой граждан или отсутствием таковой".   Развитие общественных связей как информационного моста в процессе регулирования отношений между гражданами и государством, заставляет отступать на второй план функции диктата и принуждения, выводя на первые позиции согласование интересов и координацию усилий различных групп населения и организаций в решении тех или иных вопросов, выработке общей линии и стратегии действий.      Таким образом, это потребовало создания в государственных органах специальных подразделений, отвечающих за постоянный диалог с населением и гражданскими объединениями. Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если государственные органы сами стремятся в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, положении в стране, т.е. следовать принципам информационной открытости и прозрачности деятельности.     И решение этих задач во многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого PR-службами аппарата государственных органов. Разумеется, создание таких служб не могло стать решением всех проблем, существующих во взаимоотношениях властных структур и граждан.     В практике работы государственной власти и местного самоуправления многих стран признана необходимость иметь эффективные PR-службы, причем их названия и круг полномочий могут быть различны. PR-подразделения здесь призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов государственной власти, их планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. Существенным здесь является условие деятельности PR-службы в центральных и местных органах власти по способствованию развития демократии и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников и политических партий.     Общие принципы осуществления PR-стратегий и применения методик применимы как для коммерческого, так и для государственного сектора. Хотя, безусловно своя специфика существует в каждой из указанных областей.     В современной литературе сложилось два подхода, определяющие сущность ПР: социальный и технологический.     Первый подразумевает достижение социального согласия, обеспечение социального взаимодействия. Второй подход обращается к технологиям управления, инструментарию воздействия на людей. В целом в управленческой цепи "власть-организация PR-общественные связи-общественность" проявляется феномен общественных связей и ПР, их универсальная культурно-творческая функция. Таким образом PR- это одновременно идеология и механизм управления.     В представленном выше понимании основ осуществления PR в государственной сфере лежит несколько фундаментальных принципов.     Во-первых, это принцип демократии.     Хотя в авторитарных и тоталитарных системах также может существовать подобие ПР-структур, это сводится по сути лишь к пропаганде или духовному принуждению. Только в условиях демократии возможно органичное сочетание управления с самоуправлением, вовлечение в орбиту собственных интересов множество лиц и организаций, обеспечивать баланс между концепцией "открытости" и созданием "новой корпоративной мифологии".     Во-вторых, это обеспечение альтернативности.     В случае существования жестких рамок принудительной регламентации, если энергия дела замыкается в условиях узко-клановых, четко-определенных вертикально интересов, необходимости в создании PR-служб не возникает.     В-третьих, это технологичность.        

История создания PR-подразделений в государственном секторе. Российский и зарубежный опыт.     Как определенная сфера деятельности, связанная с желанием установить доверительные отношения между правительственными организациями и публикой, служба по связям с общественностью возникла еще в глубокой древности. Еще к античному Древнему Риму относится знаменитое изречение "глас народа - глас божий", являющееся несомненным доказательством того, что уже римские правители прислушивались к общественному мнению.     Родиной же PR в современном понимании считаются США, что объясняется американской демократической традицией, включающей право общественности знать все относящееся к общественной жизни факты. Еще в 1930-е годы ХХ века во времена великой депрессии президент США Франклин Д. Рузвельт, успешно используя рычаги государственного управления и последовательного объяснения основных направлений "Нового курса", смог вывести американскую экономику из рамок сокрушительного кризиса. Первая же служба коммуникации в Белом доме была создана только в 70-е годы ХХ века в период президентства Никсона, ставшая впоследствии неотъемлемой частью аппаратов последующих президентов.     Служба коммуникации ставила и решала следующие задачи:    - долговременное планирование ПР-работы;    - распространение "идеи дня" с помощью всего аппарата, когда вся президентская команда говорит "одним голосом", что не дает возможности выхода противоречащих друг другу сообщений;    - непосредственный выход на региональную публику, обеспечивший независимость от вашингтонской прессы;    - подготовка сообщений для использования различными СМИ;    - влияние на местную общественность при помощи организации поездок с выступлениями, использования спутниковых технологий, рассылки готовых статей.      Также в созданной специально пресс-службе появился пресс-секретарь, отвечавший за ежедневные брифинги и контакты с вашингтонскими журналистами.     Дж. Картер, пришедший в Белый дом на волне "уолтергейтского скандала", придавал связям с общественностью исключительное значение. При нем была создана специальная телевизионная служба, позволявшая поддерживать прямую связь с местными журналистами.     При Р. Рейгане служба коммуникации играла огромную роль, занимая наступательную позицию, отводя от президента критику.    В эпоху правления Дж. Буша старшего получила свое развитие "политика включения", заключавшаяся в организации непосредственных встреч президента с разными людьми.     При Б. Клинтоне использовались как традиционные методы (установка телефонов в Белом доме для общественности, институт волонтеров, т.д.), так и современный инструментарий коммуникации (собственный сервер в Интернете, доступ общественности к ряду отчетов и документов правительственных органов, др.).

В России сегодня практически каждый государственный орган имеет собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и других форм, выполняющих функции PR-подразделения.     Первыми в России коммуникации по связям с общественностью поставили на профессиональную основу силовые структуры и спецслужбы, создав у себя соответствующие отделы. Это вполне объяснимо, так как именно для этих структур характерно особое внимание к кризисным ситуациям, разрешение и смягчение которых и становится основным в их работе с общественностью. Если для другой структуры кризис - это исключение из правил, то силовые структуры находятся в постоянной готовности к работе в кризисной ситуации. Здесь, видимо также сыграл важную роль широкий опыт еще царской России и потом Советского Союза в области PR- силовых структур (тогда, конечно, так не называвшегося, но по сути соответствующего принципам современных ПР-технологий).     В администрации Президента РФ в 1996 году создано управление по связям с общественностью. В Министерстве финансов функционирует департамент общественных и межрегиональных связей.     В административных округах столицы и в Московской мэрии также существуют департаменты по связям с общественностью. Так, например, первым дипломантом Национальной премии в 1998 году в области развития связей с общественностью, учрежденной Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом журналистов России и Российской ассоциацией по связям с общественностью стал Левобережный район северного округа Москвы. Среди его соперников, а всего было представлено 29 проектов, были такие солидные и опытные организации, как Международный пресс-клуб, пресс-служба Президента РФ, агентство "Михайлов и партнеры", и др. В номинации "ПР-персона года" был назван мэр Москвы Ю. М. Лужков.     В субъектах РФ работа по налаживанию связей с общественностью выполняется государственными информационными агентствами, управлениями по ПР, ответственными лицами по связям с прессой и другими функциональными подразделениями местных органов власти.     Нужно отметить, что современная российская практика "паблик рилейшенз" весьма противоречива. В ПР-подразделениях органов власти и управления под "связями с общественностью" подчас понимается пропаганда успехов администрации, исходя из личных предложений и пристрастий которой строится сама программа действий.     Также, становление этой сферы паблик рилейшенз сопряжено с рядом недостатков:     - суперконцентрация профессионалов PR и PR-структур в столичных центрах, прежде всего конечно в Москве, и слабое развитие, низкий уровень ПР-продукции регионов;     - медленное формирование в провинции культуры демократического общения - первоосновы появления и развития этой области ПР-продукции;     - бурное развитие на местах образовательной деятельности по специальности "Связи с общественностью" в отрыве от конкретной государственной практики;     - чрезвычайно медленный разворот российских структур к международному рынку.     Переход в России к демократическому обществу и качественно новым товарно-денежным отношениям предполагает позитивные перемены во взаимодействии граждан и государственных структур, основанных на доверии и взаимопонимании. Большую роль в налаживании взаимных связей государственных структур и общественности отводят службам паблик рилейшенз. Однако эти подразделения в государственных органах приживаются пока достаточно сложно и медленно.     В России еще предстоит сформировать четкий механизм повседневной деятельности ПР в органах государственной власти, где работа специалистов и всей службы в целом станет эффективной лишь тогда, когда органы государственной службы, получая полную информацию об общественном мнении, используют ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия государственного решения, так и в механизм деятельности органов государственной власти.      Проанализировав Положения по связям с общественностью различных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод относительно основных целей деятельности служб по связям с общественностью:     - Обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;     - Обеспечение связей с гражданами и их объединениями;     - Содействие сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и реализации программ и решений;    - Содействие реализации законодательства;     - Содействие становлению институтов гражданского общества.     Среди же основных функций, характерных для большинства государственных органов, можно выделить:     - установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;     - изучение общественного мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;     - анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;     - обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;     - формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц; Эти направления модифицируются в зависимости от уровня деятельности органов власти:     - Микроуровень, когда анализируются отношения внутри органов власти и каждый из них рассматривается как относительно автономный субъект управления.     - Мезоуровень, когда анализируются отношения между различными структурами государственного и муниципального управления.     - Макроуровень, когда анализируются отношения органов власти с институтами гражданского общества, социальными группами.     - Создание Центра общественных связей в Минюсте стало возможным лишь в 90-е годы, и, претерпев ряд структурных изменений, на базе отдела по связям с общественностью был сформирован Центр общественных связей, ставший на сегодняшний день главным органом Министерства юстиции по работе с общественностью и СМИ.     Центр находится в непосредственном подчинении министру юстиции и существует в этом государственном органе на правах самостоятельного отдела.     Документами Центра определены главные задачи его создания:     - информационное обеспечение деятельности Минюста и его подразделений;     - анализ и формирование общественного мнения по вопросам, касающихся деятельности Минюста и его подразделений;     - установление связей с федеральными органами представительной и исполнительной власти, взаимодействие с политическими партиями, движениями, общественными объединениями (в том блоке вопросов, которые касаются деятельности Минюста);     - участие в правовом просвещении граждан.     Можно расшифровать эти задачи, рассмотрев подробно функции, которые Центр осуществляет в своей практике:     - оперативное распространение через информационные агентства, печать, радио, и телевидение заявлений, сообщений, пресс-релизов, других материалов, разъясняющих деятельность Минюста;     - организация в СМИ материалов об участии Минюста в нормотворческой деятельности Правительства РФ, координации нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;     - освещение в СМИ деятельности Минюста по проведению судебной реформы, организационно-правовому обеспечению работы судов, осуществлению функций регистрации общественных и религиозных объединений, ведомственных нормативных актов;     - содействие распространению сведений о системе юридических услуг и их значении для реализации прав и свобод граждан, внедрение правовой культуры в разрешение конфликтных ситуаций;     - информирование об участии Минюста в международно-правовой защите прав и свобод граждан;     - подготовка для печати совместно с другими подразделениями Минюста обзоров судебной статистики;     - организация пресс-конференций, брифингов, встреч с российскими и зарубежными журналистами, подготовка заявлений для печати;     - организация выступлений руководителей Минюста по радио, на телевидении, в печати с освещением проблем деятельности Минюста, судов, органов юстиции;     - подготовка печатных и фотоматериалов, отражающих деятельность органов юстиции;     - аккредитация при Министерстве российских и зарубежных корреспондентов;     - развитие информационных связей с пресс-службами других федеральных органов исполнительной власти, информационными службами министерств других государств;     - подготовка документов об учредительской деятельности Минюста, оказание содействия в издании журналов, газет специального юридического и общеправового назначения;     - анализ и обобщение публикаций СМИ в интересах развития законопроектной деятельности Минюста, совершенствование деятельности органов юстиции;     - установление связей с союзами журналистов другими творческими союзами, редакциями газет, журналов, других периодических изданий, радио, телевидения;     - обобщения положительного опыта по информационному обеспечению деятельности судов, органов юстиции;     - содействие систематическому освещению работы органов юстиции в СМИ, подготовку в этих целях программ, сообщений;     - установление связей с федеральными органами представительной власти, сбор и анализ информации об их деятельности;     - оперативное информирование руководства Министерства, начальников департаментов о работе федеральных органов представительной власти, их решениях, имеющих отношение к органам юстиции;     - осуществление связей с общественными объединениями, партиями, движениями в целях привлечения представителей общественности к проведению мероприятий, в ходе которых Центр решает задачи правового просвещения, разъяснения законодательства;     - участие в проводимых общественностью инициативных исследованиях по проблемам государственного строительства, правосудия, правового просвещения, анализ и оценка эффективности этой работы;     - участие совместно с другими подразделениями Министерства в экспертизе нормативных актов, регулирующих деятельность СМИ, общественности и организацию правового просвещения, подготовку соответствующих заключений;     - анализ опубликованных материалов, отражающих мнения партий и других общественных объединений по вопросам права и законности;     - обеспечение руководства Минюста оперативными материалами, опубликованными в СМИ, о съездах, конференциях, митингах, демонстрациях и иных акциях политических партий, профсоюзов, и других общественных объединений, если они содержат информацию, относящуюся к деятельности органов юстиции;     - обеспечение руководства Министерства информацией об общественном мнении, реакции на деятельность органов юстиции;     - установление контактов с издательскими домами, творческими союзами, оказание ми помощи в создании произведений, воспитывающих уважение к праву и законности, взаимодействие по этим вопросам с соответствующими ведомствами;     - рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к функциям Центра;     - изучение и обобщение опыта органов юстиции по организации связей со СМИ, общественностью, органами представительной власти, учебными и просветительскими организациями, оказание методической помощи в этом органам юстиции и др.     Для успешного осуществления своих обязанностей, и, таким образом, для достижения поставленных перед ними целей, Центру предоставляется право:     - запрашивать информацию у структурных подразделений центрального аппарата Министерства, его территориальных органов власти, юридических лиц, получать необходимые документы и сведения, направлять своих представителей для участия в конференциях, семинарах и т.д.;    - по согласованию с министром юстиции осуществлять контакты с органами законодательной и исполнительной власти, их управлениями, пресс-центрами, пресс-службами;     - через руководство Минюста обращаться в аппарат Федерального Собрания с просьбами о содействии в организации связей с комитетами и комиссиями палат, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации;     - вести переговоры с общественными и творческими организациям, отдельными лицами, в установленном порядке заключать с ними договоры и соглашения;     - вступать в контакт с органами образования, науки, общественностью, СМИ для организации учебно-просветительской деятельности;     - принимать участие в заключении договоров на проведение аналитических исследований и в экспертизе материалов по вопросам, относящимся к компетенции Центра;     - вносить руководству Минюста предложения по совершенствованию деятельности Министерства в целом и Центра в частности.     В соответствии со штатным расписанием общая численность работающих в Центре - 10 человек. В основе структурных подразделений лежит функциональный принцип. Так, в составе Центра было образовано три внештатные группы, ориентированные на курирование определенных направлений деятельности Центра:     - группа обработки входящей информации, ПР-сопровождения и рекламы;     - группа накопления, систематизации и передачи информации;     - группа подготовки и редактирования исходящей информации.     В социальном управлении находят применение четырем основным типам организационных структур: линейный, функциональный, линейно-штабной и матричный.     Сегодняшняя структура Центра строится на сочетании линейного и функционального начал. Суть ее состоит в том, что нижестоящее звено (сотрудник отдела) подчиняется своему линейному (непосредственному) руководителю и одновременно обязано выполнять руководителя соответствующего направления деятельности в рамках его полномочий. Линейный руководитель имеет помощников в лице трех специалистов отдела, которые с одной стороны помогают руководителю принимать решения, а с другой стороны оказывают координирующее информационно-методическое воздействие.     Структурные связи в отделе таким образом можно подразделить на три группы:    - Вертикальные (обеспечивается единство управления);    - Функциональные (согласованность действий подразделений и сотрудников);    - Горизонтальные (взаимоотношения между сотрудниками, не находящимися в функциональной зависимости).     Наконец, кратко остановимся на особенностях внутрикорпоративных служб, обеспечивающих систему взаимодействия между отделами ПР и их взаимоотношениях с другими структурными подразделениями государственной организации.     Как правило, внутри ПР-службы имеются отделы: аналитической работы, планирования, координации и т.д. подструктур может быть меньше или больше в зависимости от кадровых, материальных, информационных ресурсов, в зависимости от уровня государственного органа. Чаще всего служба по связям с общественностью наиболее активно взаимодействует с департаментами культуры, образования, отделом писем, приемными по жалобам и обращениям граждан, и т.д.     Внутрисистемные связи ПР осуществляются на определенных принципах:    - системность (комплекс связанных друг с другом приемов и методов);    - согласованность, координация (обеспечение горизонтального и вертикального взаимодействия);    - адекватность (соответствие средств, целей и предмета ситуации);    - "гибкая технология" (предусмотрение возможности изменения ситуации, и, как следствие, изменения инструментария).    Взаимодействие ПР-подразделения в государственной организации и профессионального ПР-агентства.

Наряду с созданием ПР-подразделения в государственных органах, последние могут обращаться к специализированным ПР-фирмам за консультациями для установления более плодотворных связей с общественностью.     Если рассматривать положение российских государственных организаций, то тут одной из самых больших проблем становится ограниченность этой возможности у государственных органов вследствие недостаточного еще количества высококвалифицированных организаций, особенно если речь идет о региональных государственных учреждениях. Однако, по мнению специалистов, такая ситуация изменится уже в ближайшем будущем, когда появятся многочисленные ПР-структуры, работающие на этом сегменте рынка, особенно принимая во внимание тот факт, что уже сегодня большое количество западноевропейских и американских экспертов и агентств предлагают свои услуги на российском рынке.     Даже в тех случаях, когда государственная организация имеет свою ПР-службу, существует целый ряд оснований, заставляющих государственные органы обращаться за профессиональной помощью к специализированным ПР-агентствам:     - Руководство организации и отдел по связям с общественностью ранее не реализовывали масштабных или специфических по содержанию ПР-программ и, вследствие этого, не имеет достаточного опыта по их осуществлению;     - Государственный орган расположен вдалеке от финансовых центров или городов, где есть влиятельные федеральные СМИ и не могут без поддержки профессиональных структур провести там соответствующие ПР-акции;     - Государственное учреждение планирует осуществление целого ряда ПР-акций/программ, и, поэтому, требуется помощь ПР-агентства;     - Государственный орган, имеющий в своей структуре ПР-службу, намеревается осуществить временную/одноразовую акцию, ранее не реализуемую, и не собирается вкладывать для этого средства для разработок;     - Для выполнения особо важных/ответственных акций требуется консультация опытного и профессионального эксперта или ПР-агентства;     - Необходимость организации лоббирования своих интересов в законодательных и исполнительных органах ведущих стран мира;     Нанятая на работу, ПР-фирма начинает с изучения проблемной ситуации и исследования общественных групп, которые оказываются в фокусе интереса госучреждения. Подобная аналитическая работа занимает от нескольких дней до нескольких месяцев. Результаты ее могут варьироваться от выводов о необоснованности проведения каких-либо акций, либо обоснования невозможности помочь в сложившейся ситуации, либо предложению конкретных стратегий по реализации ПР-программы или акции. В любом случае ПР-фирма готовит соответствующий отчет, включающий следующие пункты:     - выводы по проанализированной проблематике точки зрения имеющихся у организации ресурсов влияния;     - позитивные/негативные последствия реализации задуманных действий;     - прогнозирование возникновения дополнительных возможностей или проблем;     - общие принципы и цели ставящиеся при работе с определенными общественными группами;     - моделирование действий и реакций как элемент кризисного управления программой;     - перспективный план достижения поставленных целей;     - планы по человеческим ресурсам, бюджетные сметы.     Сразу следует отметить, что практика привлечения специализированных ПР-фирм осуществляется на конкурсной основе. Здесь существует ряд моментов, которые могут осложнить сотрудничество. В основном это касается поведения на рынке самих государственных органов. Попытки реализации оригинальной ПР-стратегии приглашенного агентства своими силами, совмещение идей одной фирмы с ресурсами и тактикой другой, все эти моменты негативно сказываются на работе организации и заставляют ПР-агентства заранее требовать покрытия расходов на разработки для конкурсов.         Среди же основных проблем в привлечении внешних консультантов можно назвать два принципиальных момента. Первое, это отношение самой организации к ПР-фирме и ее персоналу. Тяжело воспринимаются новые идеи, особенно в такой консервативной сфере, как государственный сектор, сложно наладить сотрудничество на уровне человеческих ресурсов организаций, часто само руководство того или иного государственного органа не относится с должным вниманием к деятельности ПР-отдела, и, как следствие, с трудом идет на рискованные шаги, рекомендуемые приглашенными специалистами. Второй аспект, становящийся препятствием на пути практики привлечения специализированных структур, это достаточно высокая стоимость их услуг, что для ограниченных бюджетов государственных органов становится настоящей проблемой.

Настоящее становление и развитие ПР-подразделений в органах государственной власти и общей системе российского государственного менеджмента сталкивается в своем развитии с рядом проблем. Достаточно кратко их можно было бы обозначить следующими аспектами:     - регионально-политический аспект;     - своеобразие организационной структуры;     - образование и подготовка специалистов;     - политические традиции;     - структура экономики;     - отношение к власти через призму российского менталитета.     В то же время можно обозначить и благоприятные факторы развития индустрии ПР в российском государственном секторе. Наиболее значимыми здесь являются:     - фундаментальность образования, стремление к научному подходу;     - научно-интеллектуальный потенциал;     - склонность к спонсорству, благотворительности;     - опыт государственного регулирования экономики;     - мировой и отечественный опыт ПР;     - опыт предпринимательства;     - коммуникабельность граждан;     - целеустремленность.     Обращаясь к теоретикам западной школы, нельзя не уловить два принципиальных направления, по которым строится прогнозирование развития ПР в государственном менеджменте.     С одной стороны, современные западные общества подошли к тому состоянию, которое можно охарактеризовать словами Ю. Хабермаса: рост инструментального разума достиг критической отметки, переход которой приведет к созданию общества-"антиутопии", в котором общественные места не становятся ареной обсуждения и свободного выбора, а общественные проблемы, подобно техническим, решаются экспертами, использующими инструментально-рациональное знание. Это путь, по его мнению, к новому варианту тоталитарного общества, где присутствуют все атрибуты свободы человека, но внутренне человек при этом порабощен. Причем все искусство технологий ПР состоит в том, что сам человек не чувствует этого порабощения, не понимает игры, которую с ним ведет система. Современный человек, - писал Фромм, - живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет, тогда как на самом деле он хочет того, что предусмотрено общепринятым шаблоном. Это и есть новое качество демократического общества, а по сути - новый облик тоталитарного общества - неототалитаризм как господство определенных технологий "паблик рилейшенз".     Второй подход к перспективам развития ПР в государственном менеджменте можно охарактеризовать следующим образом. Общественные связи во всех формах - образование, религия, пропаганда, массовая культура, реклама - ныне все более являются источником силы власти. Э. Тоффлер в своей известной работе "Сдвиг власти" приходит к выводу, что тот, кто контролирует знание и умело его использует, получает мощный инструмент власти и влияния и может претендовать на роль лидера цивилизации.     В этой связи особенно актуальным становится развитие внешнего государственного ПР, т.е. формирование связей с зарубежной общественностью, продвижение определенного имиджа государства на международной арене.     Перед странами СНГ стоит общая проблема: они прочно заняли не очень привлекательное место в массовом сознании Запада, лишаясь в результате позитивного внимания, инвестиций, потока туристов. ПР страны с этой точки зрения поднимается до уровня проблем национальной безопасности.     Как сегодня выглядит Россия в международных информационных потоках ? В них она чаще всего представляется как страна, хотя и не относящаяся к третьему миру, но и не дотягивающая до уровня ведущих мировых держав. Чаще всего о России говорят в связи с различного рода чрезвычайными происшествиями, политическими неурядицами, военными действиями. По ряду вопросов к мнению России не прислушиваются, отводят ей роль "бывшей супердержавы", а теперь просто из уважения к былому положению приглашают на разные международные сессии.