Тема 39. Коммуникативный процесс
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её.
Сообщение – информация, закодированная в виде знаков.
Канал – средства передачи информации.
Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена информация.[2]
Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации.
По типу объектов:
организация – внешняя среда;
межуровневая (восходящая);
межуровневая (нисходящая);
горизонтальная;
управляющий – подчиненный;
управляющий – рабочая группа.
По степени формализации:
формальные коммуникации;
неформальные коммуникации.
Управление обязано решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:
компанию коммуникативных сетей;
повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;
полноценное внедрение информации для решения задач управления.
Эти задачи соединены со специфичной группой психологических факторов - познавательно-коммуникативных. Чтоб повысить эффективность управления, нужно знать, учесть и совершенствовать эту группу психологических факторов.
Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому.
Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу.
Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений.
Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети.
Коммуникативная сеть — система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации и обеспечивающая её деятельность. Это схема циркуляции информации. База её задается структурой организации и организационными отношениями между его подразделениями и должностными лицами.
Могут быть личные и групповые информационные сети.
Необходимо тщательно следить за влиянием психологических факторов на коммуникации. [4] Умелый управляющий воспринимает меры по обеспечению положительного влияния психологических факторов на коммуникации. К. Киллен, изучавший этот вопрос, пишет: «Представьте себе, как крайний вариант, попытку общения с человеком, целящимся в вас из винтовки. До тех пор, пока этот человек относится к вам как к противнику, вряд ли удастся с ним эффективно общаться. Но глубочайшее взаимное уважение отправителя и получателя сообщений очень упрощает коммуникацию и дозволяет скоро находить решение даже самых тяжелых проблем». Нужно преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении новейших коммуникативных каналов, использование нелегальными коммуникативными каналами и пр.).
Сказывается то, как развиты и развиваются у служащих коммуникативные способности и умения: общительность, доступность, умение слушать и скоро схватывать суть сообщения, скоро и верно решать, кому передать информацию, умение хранить и скоро находить подходящую информацию, верно, ясно и коротко передавать сообщение и др. Срывы могут возникать и из-за перегрузки отдельных точек, лиц в коммуникативных сетях, превышающей их психологическую пропускную способность.
Коммуникативный процесс включает следующие этапы:
1. Формулирование идеи либо выбор информации для передачи.
2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтоб передать идею либо информацию, отправитель кодирует её с помощью знаков и выбирает канал передачи, соответствующий типу знаков. Выбор средства сообщения не обязан быть ограничен единственным каналом – нужно употреблять сочетание различных каналов.
3. Передача информации.
4. Декодирование (расшифровка) – на этом этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель изменяются местами.[5]
Время от времени в процессе коммуникации может появиться «шум», источниками которого являются:
язык (вербальный и невербальный);
различия в восприятии информации;
различия в статусе.
Коммуникации могут осуществляться в виде:
монолога – информации, поступающей от отправителя к получателю;
диалога – информации, поступающей от отправителя к получателю и от получателя к отправителю;
обратной связи как реакции на полученную информацию.
Для обмена информацией употребляют знаки, к которым относятся слова, жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных знаков.
Методы коммуникации:
разговорный (устный, вербальный);
письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);
невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения).
Вербальная коммуникация употребляет в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических символов, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего пропадает смысл сообщения. Правда, этому обязана сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством остальных знаковых систем, которые в собственной совокупности составляют средства невербальной коммуникации.
В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации.
Главные из них следующие:
оптико-кинетическая;
пара- и экстралингвистическая;
организация пространства и времени коммуникативного процесса;
визуальный контакт.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система символов включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система стает как более либо менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики разных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).
Паралингвистическая и экстралингвистическая система символов представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации.
Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его спектр, тональность. Эти свойства голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также неких черт его личности (энергичности, решительности или неуверенности). Тембр голоса частенько ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.
Экстралингвистика – включение в речь пауз, остальных вкраплений, к примеру, покашливания, плача, хохота, наконец, сам темп речи. Паузы, к примеру, подчеркивают необыкновенную значительность предлагаемого текста, время от времени они значат больше, чем сам текст. Все эти проявления увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
Проксемика как особая область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время огромным экспериментальным материалом. В настоящее время трудности проксемики включены в необыкновенную область психологии, получившую заглавие «экологическая психология» либо «психология среды». Посреди иных заморочек тут изучаются нормы рационального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности «персонального пространства» и др.[8]
Следующая специфичная знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», либо визуальное общение. Исследования в данной области тесновато соединены с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия – движением глаз. В социально- психологических исследованиях изучается частота обмена взорами, длительность их, смена статики и динамики взора, избегание его и т.д.
Визуальный контакт выполняет бессчетные функции: информационный поиск, рвение скрыть либо найти свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. И так же, как остальные средства невербальной коммуникации, его проявления варьируются в разных культурах. Так, мера допустимости пристального взгляда – «глаза в глаза» - различается, к примеру, в Великобритании и стране восходящего солнца, различное значение придается такому явлению, как мигание.
Для всех четырех систем невербальной коммуникации характерен один общий вопрос методологического характера. Любая из них употребляет свою знаковую систему, которую можно разглядеть как определенный код. Как уже отмечалось, всякая информация обязана кодироваться, причем так, чтоб система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но, если, в случае с речью, эта система кодификации более либо менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации принципиально в каждом случае найти, что же можно тут считать кодом и, основное, как обеспечить, чтобы другой партнер по общению обладал этим же самым кодом.
Коммуникативные барьеры
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный либо психологический характер.
С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует общее понимание ситуации общения, вызванное не просто разным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубочайшего плана, существующими меж партнерами. Это могут быть социальные (политические, религиозные, профессиональные) различия, которые порождают не только разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью разным культурам, и при их появлении в особенности отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему публичных отношений. Коммуникация в этом случае показывает ту свою характеристику, что она есть только сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта существенно усложняется благодаря их наличию.
С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить чисто выраженный психологический характер.
Список барьеров, возникающих в ходе речевой коммуникации, довольно велик. Так, выражением сопротивления принятию информации (а означает, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное понижение в собственном представлении авторитета коммуникатора (к примеру, демонстрируемое студентом на скучной, по его мнению, лекции). Задача коммуникатора в данном случае – суметь каким-то образом привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров обозначена как «барьеры непонимания» - умышленное либо неумышленное «непонимание» сообщения: фонетическое (нехорошая артикуляция говорящего, очень стремительный темп речи); семантическое (внедрение незнакомых определений, так называемого «новояза», жаргона); стилистическое (неудачное структурированное информации, замысловатые конструкции фраз, повторы); логическое (неумение выстроить последовательную аргументацию). Соответственно всякий оратор обязан обладать умением преодолевать каждый из названных барьеров, совершенствовать манеру подачи материала, достигать адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.
При невербальном общении возникает неувязка интерпретации поведения. По сравнению с речью интерпретировать разные невербальные проявления очень трудно. Это обусловлено не только значительными культурными различиями, но и таковыми чертами невербального поведения, как его зависимость от ситуации (контекста), многозначность, спонтанность, ненамеренность, что обусловлено индивидуальными психологическими чертами партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью к различным субкультурам в одной культуре и т.п. Столь же сложным является и умение распознать согласование и рассогласование вербальных и невербальных проявлений (когда слова звучат одни, а жесты, мимика, тональность свидетельствуют совершенно о другом). Из-за данной актуальной неувязкой при интерпретации невербального поведения является неувязка доверия/недоверия.
Коммуникативные особенности управления в организации
Можно с уверенностью утверждать, что качество сообщаемой информации в большой степени зависит от психологии людей и групп, обеспечивающих её добывание, переработку и передачу. Исследования и опыт свидетельствуют, что при передаче информации часть её значительно изменяется, возникают «преломления», и чем длиннее цепочка передающих её людей, тем больше искажений можно ожидать. При устной передаче информации от управляющего до рядового сотрудника полностью без искажений в среднем доходит лишь 20—25% информации, а обратно (по инстанции) — лишь 10%. Информация по вертикали управления искажается больше, чем по горизонтали (равными по должности). Негативная информация при передаче вверх фактически постоянно приукрашена. Информация, как вода, легче движется вниз, чем вверх.
«Преломления» резко растут при обостренном реагировании начальника на чем-то не понравившуюся ему информацию. Каждый начальник получают ту информацию, которую без боязни передают ему подчиненные. Вопрос осложняется тем, что сами начальники, имея «над собой» остальных, поступают порой так же. Поэтому, чем выше должность начальника, тем с большей критичностью он обязан относиться к получаемой информации и, вместе с тем, он обязан воспользоваться ею в собственной работе. Фактически, единственный выход для начальников всех рангов: отказываться от кабинетного стиля работы, стремиться лично следить действия, строго взыскивать с тех, кто намеренно сдерживает информацию либо искажает её.
Огромные преломления вносятся в информацию преднамеренно из-за конфликтных отношений, недружелюбия членов коллектива, нездоровой конкуренции, карьерных суждений, умышленного сдерживания либо непредставления информации и т.п. Все это подтверждает, что информация не просто транслируется, передается, а выступает проявлением осознанного поведения людей, а поэтому формируется под влиянием их отношений, интересов и мотивов. В схожих вариантах с искажениями можно бороться лишь улучшением подбора кадров, морально-психологической подготовки служащих, воспитанием организационной культуры и решительными мерами при выявлении отрицательных фактов.
Процессы управления есть и реализуются постоянно в межсубъектном пространстве, оно затрагивает сферу психологической организации человека, личности, управляющего, исполнителя. Поэтому, конкретно психологическая организация как субъекта, так и объекта управления будет определять эффективность управляющего действия - зону эффективности управления.
Какие психологические характеристики определяют эту зону? Что нужно делать, чтобы зона эффектиности управления была максимально широкой?
Это зависит, основным образом, от следующих психологических феноменов, которые можно представить в виде неких "законов", потому что они отражают конкретные явления психики субъекта и объекта управления:
1. Закон неопределенности отклика. Описывает зависимость внешних действий от внутренних психологических условий. Считается, что субъективная психологическая реальность является первичным регулятором поведения, деятельности, в том числе и управления. Субъективная психологическая картина укрыта от внешнего наблюдения, время от времени, частично и от внутреннего видения субъекта. Поэтому, никогда нельзя полностью точно предсказывать и предвидеть деяния субъекта управления, впрочем, так же и объекта управления. Таковой закон подтверждается как минимум двумя важнейшими психологическими парадоксами в его содержании: апперцепцией и стереотипичностью сознания.
Апперцепция - зависимость восприятия человека от его прошедшего субъективного опыта.
Стереотипичность сознания выражается в особой стойкости уже сформированных суждений, мнений, оценок, которые, в конечном счете, постоянно неполно и неточно отражают существующую реальность и в значимой мере определяют поведение человека.
Неопределенный отклик создает явные либо скрытые коммуникативные барьеры в управлении. Не считая того, один и тот же человек может по-разному реагировать и действовать в одних и тех же условиях на действия одного и того же стимула. Это происходит потому, что не считая перечисленных двух психологических компонентов неопределенности, существует множество остальных психологических факторов, обусловливающих её: настроения, эмоциональные состояния и др. Деяния всех факторов нереально учитывать. Отклик нельзя предвидеть полностью точно. Поэтому управленческое действие может быть не принято и не исполнено, либо выполнено неполно и неточно. Отсюда следует основное правило, увеличивающее эффективность управляющего действия - сводить деяния неопределенности к минимуму. Другими словами, в управлении нужно постоянно осуществлять информационный мониторинг системы управления, активизировать обратные связи и следовать правилам исключения слабых звеньев коммуникативного обращения.
2. Закон неадекватного взаимного восприятия. Его действие связано с утверждением, что человек никогда не сумеет понять другого человека с той точностью и полнотой, которая обеспечила бы абсолютную прогнозируемость и влиятельность.
Наше восприятие никогда не бывает чётким и полным, в нем постоянно укрыты нежданные ракурсы и характеристики объекта. Социальное восприятие - система еще более сложная. Она связана с тем, что каждый конкретный человек является носителем обобщенных параметров остальных людей, присваивая которые он постоянно меняется. Не считая того, это определяется еще и тем, что:
а) сам воспринимаемый человек находится в неизменном изменении (возраста, уровня физических возможностей, интеллектуальности, социальных, нравственных, эмоциональных, сексуальных конфигураций и иных);
б) человек постоянно осознанно либо неосознанно защищается от попыток раскрыть его сущностные особенности либо "слабые места", так как психологически открытая личность незащищена и может стать жертвою стороннего вторжения в её пространство;
в) Часто человек не может дать объективную информацию о себе самом, так как не знает себя. А время от времени, не осознавая этого, желает казаться таковым, каким ему выгодно быть в социуме.
3. Закон неадекватности самооценки. Самооценка является главным компонентом самосознания человека. Она свидетельствует о гармоничности развития личности, её возможностях и своеобразии. При попытке оценить самого себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе остальных людей. Человек в большей мере существо алогичное, эмоциональное и иррациональное. В психике человека обширно представлено неосознаваемое (90-95%), эмоционально-интуитивное начало. Поэтому логический, рассудочный самоанализ никогда не бывает вполне адекватным.
4. Закон преломления информации. Неважно какая информация, функционируя в системе управления, имеет тенденцию «преломления». Это заметно и при движении информации "сверху-вниз", и при движении её "снизу-вверх". меняются смыслы, значения, виды, понятия. Психологи выявили прямо пропорциональную зависимость степени конфигурации информации числу звеньев её движения. Происходит это по следующим причинам:
а) в силу многозначности и синонимичности языка, используемого в передаче информации, трудности его понятийной базы (к примеру, часто устная информация воспринимается с точностью до 50%);
б) в силу домысливания в ситуации неполного информационного сообщения либо неудовлетворительной его оперативной фактологии. Человек дополняет информацию своей - непроверенной, недостоверной, субъективно окрашенной и фактологически не корректной. В итоге - размер информации возрастает, а достоверность снижается;
в) в силу существования зависимости преломления информации от уровня образования, интеллектуального развития, потребностей, а также от физического, психического состояния человека.
Чтобы свести искажение информации к минимуму, необходимо:
а) максимально уменьшать число передаточных звеньев в каналах функционирования информации.
б) своевременно корректировать информационный сгусток в зависимости от его проблематики, восприимчивости и нужных и достаточных дополнений.
в) поддерживать обратную связь с подчиненными и контролировать правильность усвоения получаемых данных.
5. Закон самосохранения. Выражается в том, что одним из ведущих мотивов, отражающих поведение человека, является мотив сохранения личного статуса, социальной состоятельности, собственного достоинства. Прямое либо косвенное ущемление этого чувства сформировывает отрицательную реакцию.
6. Закон компенсации. Как осознанно, так и неосознанно человек стремится восполнить недочеты, трудности, в одной сфере деятельности достижениями и плодами в другой.
Если цепь, по которой передаются управляющие сигналы, крупная, то происходит скопление «внутренних» шумов: преломления смысла знаков при прохождении каждого звена коммуникативной цепи приводят к наложению искажений, то есть накладывающиеся преломления смысла сообщения растут пропорционально количеству таковых звеньев.
Если менеджер в процессе управления понимает предпосылки такового рода ухудшения прохождения сигналов по управляющей цепи и желает повысить эффективность управляющих действий, то он может осуществлять корректировку культурных различий в рассматриваемых коммуникативных действиях. При правильном подходе можно добиться уменьшения «внутренних» шумов такового рода, улучшив коммуникации, и тем самым существенно повысить эффективность управления. [17]
Для обеспечения эффективной реализации коммуникаций, в особенности в управленческой деятельности, нужным условием является активное слушание.
Активное слушание – это способ и метод взаимоотношений, который является основой для эффективного сбора информации. Принятие важнейших управленческих решений основано на собранной информации, в том числе и в ходе бесед, которые приходится вести менеджеру: подбор кадров, вопросы организации, дисциплины, советы, представление оценки, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.
Правила активного слушания:
1. Для того, чтоб устранить из беседы излишнее напряжение и показать уважение к собеседнику, нужно избегать лишнего формализма и вносить в беседу человеческую теплоту и дружелюбие.
2. Нужно проявлять открытость, искренность и заинтересованность. Это вызовет ответную искренность у собеседника и поможет ему принять решение. Слушатель обязан попытаться возложить на собеседника обязанности принятия решения, но при этом он обязан быть удовлетворен достигнутым результатом.
3. Следует поставить себя на место собеседника, чтоб понять его настроение (проявить эмпатию).
4. В ходе беседы слушателю необходимо по способности употреблять соответствующие невербальные средства общения. Мимика, выражение лица и интонация обязаны соответствовать произносимым словам.
5. В ходе беседы позиция слушателя обязана быть открытой.
6. Нельзя опаздывать на встречу и допускать, чтоб телефонные звонки либо остальные помехи прерывали беседу, поскольку это свидетельствует о недостатке уважения к собеседнику. Нужно устранить все раздражающие моменты.
7. При затянувшемся молчании можно задать собеседнику вопросы, которые побудят его к разговору.
8. Время от времени можно употреблять напоминание, чтоб акцентировать внимание собеседника на определенном вопросе, проблеме.
- Содержание
- Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr - структуры и сми как элементы гражданского общества
- 1. Основные особенности гражданского общества
- 2. Гражданское общество: исторический аспект
- Тема 2. Гражданское общество и государство. Государственный pr
- Тема 3. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии
- 1. Понятия конфликтов в политологии
- 2. Типология политических конфликтов
- 3. Основные методы регулирования конфликтов в политике
- 4. Особенности политического pr
- 6. Маркетинг кандидата
- 1 Этап: "рождение нового политика".
- 2 Этап: "увеличение политического веса".
- 3 Этап: "зрелость" (этап баланса популярности).
- 4 Этап: "закат" (этап «морального износа»).
- Тема 4. Методы социологического исследования. Социологические исследования в pr – практике
- Тема 5. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Целевые аудитории
- 1. Социальные общности
- 2. Понятие института и институционализация
- Тема 6. Социальная организация. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальные отношения. Понятие социального статуса. Формирование позитивного имиджа средствами pr
- Тема 7. Общественное мнение как институт гражданского общества. Управление общественным мнением
- Тема 8. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции. Роль науки в эпоху постиндустриального общества
- Формы вненаучного знания
- Структура научного познания
- Методы научного познания
- Тема 9. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы (детерминанты) спроса. Потребители как целевая аудитория
- 1. Функции рынка
- 2. Спрос и предложение
- 1. Связи с общественностью: многообразие понятий и определений
- 2. Объективные причины возникновения и развития науки, профессии и отрасли «Паблик Рилейшнз»
- 3. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике
- Цели и функции связей с общественностью
- Тема 11. Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью: правовое обеспечение связей с общественностью
- Тема 12. Профессиональная этика pr-специалиста. Виды Кодексов профессионального поведения.
- 1. Общие профессиональные принципы
- 2. Принципы взаимоотношений с клиентами
- 3. Принципы взаимоотношений с клиентами в сфере связей с общественостью
- 4. Принципы взаимоотношений со сми
- 5. Отношние к профессии
- Тема 13. Основные организационные структуры в pr - деятельности; типовое pr- агентство
- 1. Основные сферы профессиональной деятельности pr -специалистов
- 1. Отдел по работе с клиентами:
- 2. Отдел рекламы и pr:
- 4. Литературная группа:
- 6. Технический отдел:
- Тема 14. Составные части профессиональной pr- деятельности: информирование общественности, формирование общественного мнения, управление кризисными ситуациями
- 1. Информирование общественности, формирование общественного мнения
- 2. Управление кризисными ситуациями
- 3. Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью
- Тема 15. Процесс влияния служб связей с общественностью на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудитории. Виды и категории целевых аудиторий
- 1. "Общественность" и "общественное мнение"
- 2. Сегментирование целевой аудитории
- Тема 16. Стратегия и тактика использования сми в связях с общественностью; медиапланирование; функции и задачи специалиста в работе с каналами сми (media relations)
- 2. Правила и принципы работы pr-агентов с телевизионными сми:
- 3. Медиапланирование
- Тема 17. Должностные обязанности и функции пресс-секретаря
- Тема 18. Презентация в pr-практике. Виды и цели презентаций. Онлайновая презентация
- 1. Презентация
- 2. Презентация в информационном обществе
- Тема 19. Современная пресс-конференция. Онлайновая пресс-конференция
- 1. Определение понятия «пресс-конференция»
- 2. Подготовка пресс-конференций
- 3. Пресс-секретарь
- 4. Ход пресс-конференции
- Тема 20. Выставочная деятельность. Типы выставок. Pr- план для выставок. Сопутствующие мероприятия
- 1. Сущность выставок
- 2. Типы выставок
- 3. Конференции и выставки. Сопутствующие мероприятия
- Тема 21. Пресс-тур как pr- инструмент
- Тема 22. Спонсорская деятельность и благотворительность как инструменты pr
- 1. Понятие спонсорской и благотворительной деятельности
- 2. Сферы деятельности спонсирования
- 3. Фандрайзинг
- 5. Оценка эффективности спонсорской и благотворительной деятельности
- Тема 23. Базовые pr-документы
- Тема 24. Пресс-релиз
- 1. Назначение пресс-релиза, особенности его содержания и стиля
- 2. Структура и реквизиты пресс-релиза, основные требования к оформлению
- 1) Требования к бумаге и шрифту;
- 3. Выбор информационного повода и времени распространения
- Тема 25. Пресс-кит
- Тема 26. Внутренний pr. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом. Инструментарий внутреннего pr
- 1. Особенности внутреннего pr
- 2. Внутренний pr и его методы
- 3. Видеоматериалы и системы закрытого телевидения
- 4. Радиостанция
- 5. Новости и идеи по телефону
- 6. Ящики для сбора предложений
- 7. Программы высказывания своего мнения
- 8. Передачи типа «общественный адрес»
- 9. Общения в цехе
- 10. Видео и слайды
- 15. Консолидация коллектива
- 16. Выставки и показы
- 17. Клубы и общества
- 18. «Лицом к лицу» и снизу вверх
- 19. Пояснение политики компании и того, как руководство осуществляет управление
- 20. Пояснения к годовому отчету и финансовым результатам
- 21. Интегрирование персонала поглощенной структуры
- 22. Объяснение новых технологий
- 23. Безопасность
- 24. Новости о персонале
- 25. Структура управления
- 26. Акции и эмиссия акций
- 27. Пособия и льготы сотрудникам
- 28. Международный маркетинг
- 29. Единый образ
- 30. Законодательство
- 31. Обратная связь и результаты
- Тема 27. Маркетинговые исследования в связях с общественностью
- Тема 28. Кризисный pr
- Тема 29. Корпоративные pr. Pr и формирование корпоративной культуры. Pr и брендинг
- 1. Корпоративные pr
- Частота публикаций, размеры печатных площадей (эфирного времени).
- Торговой маркой является название компании
- В качестве торговой марки выбирают уже существующее слово
- Для торговой марки придумывают новое слово или нестандартное словосочетание
- Тема 30. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций
- Особенности манипулятивных техник
- 2. Некоторые виды манипулятивных техник
- Тема 31. Технологии «черного pr»
- 1. Особенности и виды «черного pr»
- Методы «атаки» в «черном pr»
- Метод плохой похвалы
- Метод двойных аудиторий
- Метод виртуальных понятий
- Метод освистывания
- Метод административного ресурса
- Метод крючка и наживки
- Метод общественного возмущения
- Метод виртуального компромата.
- 3. Защита от «атак» черного pr
- 1. Профессиональные информационные атаки Метод дезорганизации «атаки»
- 2. Непрофессиональные информационные атаки
- 3.Спонтанные информационные атаки»
- Профилактика возможного конфликта
- Создание компромиссного варианта
- 4. Спонтанная атака, поддержанная заинтересованными лицами
- Метод дискредитации заинтересованных лиц
- Метод дискредитации общественности
- Метод усиления белого pr
- Тема 32. Интернет в pr- практике. Онлайновый pr
- Аудит сайта
- Анализ и подбор ключевых фраз
- Благодаря сайту – визитке потенциальные покупатели смогут получать информацию о товарах и услугах фирмы 24 часа в сутки.
- Тема 33. Зрелищное искусство в коммуникативной ситуации XXI века. Кино и телевидение как инструменты pr. Технологии Product Placement
- Зрелищное искусство и pr
- 2. Технологии Product Placement
- Тема 34. Международные отношения как часть процесса глобализации современного мира. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Государственный pr на международной арене
- Тема 35. Формы международных экономических отношений. Внешнеэкономическая деятельность и pr. Основные тенденции развития мирового рынка рекламных и pr – услуг
- Тема 36. Природа социального конфликта, источники и причины его возникновения. Типологии конфликтов. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Кризисный pr
- Этапы протекания конфликта
- 3. Разрешение (урегулирование) конфликта
- Причины конфликта
- Острота конфликта
- Длительность конфликта
- Последствия социального конфликта
- Тема 37. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Информационное противоборство в конфликте. Связи с общественностью как средство кризисного регулирования
- 1. Регулирование социальных конфликтов
- Информационное противоборство в конфликте
- Объекты и субъекты информационного противоборства
- Потребности мифологии
- 1. Волшебность (искажает и эксплуатирует потребность в сверхсмысле):
- 2. Псевдоэкзистенциальность (искажает и эксплуатирует потребность в безопасности):
- “Связи с общественностью” как средство кризисного регулирования и предотвращения конфликта или минимизации его последствий Управление проблемами в целях предотвращения кризисных ситуаций
- Факторы, возникающие в кризисной ситуации, и типичные ошибки специалистов по связям с общественностью
- Шаги по преодолению кризисной ситуации, рекомендуемые специалистам в области “Связей с общественностью”
- Тема 38. Технические средства массовой коммуникации
- Тема 39. Коммуникативный процесс
- Тема 40. Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе
- Тема 41. Содержание коммуникации
- Тема 42. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики, факторы и барьеры коммуникации
- Тема 43. Текст как объект литературного редактирования. Научная и методическая база редактирования
- Тема 44. Сми и власть, понятие «четвертой власти». Информационная безопасность
- Тема 45. Коммуникатор и социологические проблемы его изучения. Исследование аудитории сми. Сми и общественное мнение
- Тема 46. Психология процесса коммуникации: интерес как фактор коммуникации, внимание, восприятие, понимание, запоминание в процессе коммуникации. Мотивация и ожидание аудитории сми
- 1. Психология процесса коммуникации
- Интерес как фактор коммуникации
- Тема 48. Маркетинг: сущность, содержание, цели, основные принципы, функции. Современная концепция маркетинга. Pr в стратегии маркетинга
- 1. Социально-экономическая сущность маркетинга
- 2. Основные направления маркетинговой деятельности
- 3. Сущность современной концепции маркетинга
- 4. Pr в системе маркетинговых коммуникаций.
- Тема 49. Корпоративная культура, роль pr в процессе ее формирования
- 1. Управление человеческими отношениями (управление персоналом)
- 3. Внешние и внутренние институциональные регуляторы отношений между работниками и администрацией
- Тема 51. Структура и принципы организации современной пресс-службы. Формы и методы работы пресс-службы со сми, общественностью и политическими организациями.Структура и кадры пресс-служб
- Тема 52. Коммуникационный менеджмент, сфера его применения, характеристика основных
- 1. Предпосылки становления и основные характеристики
- Тема 53. Консалтинг и его виды. Консалтинг в практике pr
- 1. История консалтинга и его современное состояние в развитых странах
- 1. Консалтинг в области налогообложения и юридические услуги
- 2. Аудит и бухгалтерский учет
- 3. Основные направления управленческого консалтинга
- Инвестиционный консалтинг
- Фондовый консалтинг
- Инжиниринг
- 6.Информационно-технологический консалтинг
- Маркетинговый консалтинг
- Реклама и отношения с общественностью (public relations):
- Кадровый консалтинг
- 10. Обучение
- 11. Безопасность организации.
- Тема 54. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью
- Тема 55. Организация работы отдела по связям с общественностью. Профессии в сфере связей с общественностью
- Правило первое: выбор размеров отдела
- Правило второе: выбор месторасположения отдела
- Правило третье: оснащение отдела
- Правило четвертое: требования, предъявляемые к кадрам
- Создать свой отдел по связям с общественностью или пользоваться услугами агентств: за и против
- Аргументы в пользу услуг агентства:
- Цель работы и полномочия органа (отдела) по связям с общественностью
- Тема 56. Телекоммуникационные и компьютерные технологии в со
- Тема 57. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие. Рекламное агентство. Виды рекламы: коммерческая, социальная, политическая. Средства распространения и размещения рекламы
- Тема 58. Основы медиапланирования; рекламная кампания; современные рекламные стратегии. Взаимодействие рекламы и pr
- Тема 59. Цели и задачи современных связей с общественностью
- 1. Анализ понятия “Связи с общественностью». Цели, задачи, сущность и функции современных связейобщественностью.
- 2. Формирование и основные тенденции развития современного российского рынка pr-услуг.