logo
Метод пособие для госов по СО

Тема 34. Международные отношения как часть процесса глобализации современного мира. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Государственный pr на международной арене

Международные отношения представляют собой особый род общественных отношений. Существует достаточное количество определений понятия «международные отношения». Например, международные отношения представляют собой «совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей между государствами и системами государств, между основными классами, социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене». Другой пример, международные отношения определяются как отношения «между государствами и негосударственными организациями, между партиями, компаниями, частными лицами разных государств». В научной литературе содержится и более широкое толкование этого понятия с учетом реалий современного периода, в котором международные отношения определяются как «совокупность интеграционных связей формирующих человеческое сообщество». В такого рода определении подчеркивается тенденция эволюции международных отношений. В научной литературе виды международных отношений рассматриваются на основе сфер общественной жизни – экономические, политические, военно – стратегические, культурные, идеологические, либо на основе взаимодействия участников – межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями.

В зависимости от степени развития и интенсивности международных отношений выделяют их различные уровни, а именно высокий, низкий или средний. Определить уровни международных отношений можно и на основе геополитического критерия: с этой точки зрения выделяются глобальный или общепланетарный, региональный, субрегиональный уровни международного взаимодействия.

С точки зрения степени напряженности можно отметить и различные состояния международных отношений, а именно состояние стабильности или нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, войны и мира.

В последние годы тема «глобализации» стала одной из распространенных практически во всех социальных науках и, естественно, в теории международных отношений. В международно - политической науке существуют различные процессы глобализации. Например, сторонники реалистской парадигмы понимают ее как «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон). Неолибералы рассматривают глобализацию как «конец истории» (Ф.Фукуяма), окончательную победу и распространение на весь мир западных ценностей, а именно рыночной экономики, плюралистической демократии, индивидуальных прав и свобод человека, как все более широкое распространение во взаимодействиях государств норм международного права (М.Закер). Как процесс постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиление роли крупнейших ТНК в мировой экономике (Р.Липшуц). Неомарксисты считают, что глобализация означает не что иное, как целенаправленную стратегию монополистического капитала, «имеющую целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире эксплуатации «периферийных» и «полупериферийных» регионов и государств крупнейшими монополиями «мирового центра» (Р.Кокс).

Соотношение национальных интересов и глобальных проблем

Государство является основным актором международных отношений. Внешняя политика государств во многом определяет характер современных международных отношений. Государство является универсальной формой политической организации общества. Функции государства сводятся в том числе и к поддержанию порядка и безопасности на определенной территории, которая имеет очертанные границы, созданию условий для социально – экономического развития общества, и распределения благ и услуг, а также удовлетворению основных потребностей населения.

Исторические формы государства характеризуются многообразием. Современная форма государственности связана с понятием суверенитета. Генезис и существование современной формы государственности тесно связаны с формированием и развитием такого вида социальной общности как нация. Все нации являются многоэтническими образованиями, все они формируются и укрепляются в процессе политической социализации, распространения и усвоения религиозных верований, обычаев, других культурных ценностей, способствующих политической консолидации социальной общности. Однако, принцип суверенитета национальных государств приводит к неоднозначным последствиям в международных отношениях. Каждое государство в своей внешней политике вынуждено сочетать достаточно противоречивые функции. Оно может стремиться к национальной экспансии, включающей увеличение территорий, влияния, ресурсов, союзников, а также проявлять озабоченность по защите своего пространства и своего национального интереса. Государство может отказаться от непосредственных выгод в пользу укрепления мира и солидарности в межгосударственных отношениях с учетом разрешения одной из глобальных проблем современности. Каждое государство стремится к обеспечению собственной безопасности, что свойственно всем суверенным государствам в условиях «плюрализма суверенитетов», тем самым порождая сложную проблему – «дилеммы безопасности». Дело в том, что усиление безопасности одного из государств может рассматриваться как небезопасность для другого и вызвать с его стороны соответствующие реакции – от гонки вооружений до превентивной войны, порождая тем самым проблемы. Существует формально – юридическое равенство государств с точки зрения международного права. Однако, известно, что государства различаются по своей территории, населению, природным ресурсам, социальной стабильности, политическому авторитету, военному потенциалу, это выливается в неравенство государств с точки зрения их национальной мощи. Следствием такого неравенства является международная стратификация с фактической иерархией на международной арене. Разрешение глобальных проблем учитывает национальный потенциал и национальные интересы государств.

Государственный PR на международной арене

Согласно традиционным представлениям каждое государство выражает себя на международной арене через внешнюю политику, которая, как правило, реализуется в различных формах. Внешняя политика государства учитывает национальные интересы, защищает безопасность и суверенитет, и осуществляется с учетом проблем научно – технического прогресса, межкультурных коммуникаций. Исходя из международной стратификации, все государства, входящие в мировое сообщество, можно разделить на сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства. Следовательно, существуют определенные особенности позиционирования государств исходя из признаков межгосударственной стратификации. К этим признакам относятся способность к массовым разрушениям планетарного масштаба благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия, способность оказывать влияние на условия существования всего человечества, господствовать в международных отношениях, играть мировую роль, способность защитить свой суверенитет собственными силами. Можно привести примеры стэйтпиара стран Европы, США и Российской Федерации.