Тема 41. Содержание коммуникации
Основные исследовательские задачи при изучении содержания коммуникации: выявление цели обращения коммуникатора к аудитории; определение «послания»; получение систематических данных о возможных, планируемых и не планируемых эффектах коммуникации. Практическая значимость результатов исследования содержания коммуникации.
С прикладным коммуникативным анализом мы сталкиваемся, решая конкретные задачи в области коммуникации. С одной стороны, это может быть прикладное использование коммуникации вообще - как в случае переговоров. Это объект с принципиально прикладными целями, поэтому к нему применяются жесткие требования результативности, объективности и т.д. С другой стороны, прикладные задачи могут ставиться для более стандартных коммуникативных потоков (к примеру, паблик рилейшнз или пропаганда, которые используют для решения своих задач потоки СМИ). Мы можем представить действие в рамках перехода от звена сообщение (текст) коммуникативной цепочки к любому другому ее звену, в первую очередь - это построение психологического профиля автора текста (сообщения) на основании самого этого текста. Отметим, что человечество накопило достаточный объем знаний в вопросе такого рода предсказаний. В качестве примера можно упомянуть такой старейший метод, как контент-анализ, или такой возникший сравнительно недавно метод, как нейролингвистическое программирование. Исследователи постоянно заняты проблемой дешифровки текста, начиная с работ в области герменевтики, исходно связанной с исследованиями священных текстов Библии. Так что достаточно большой опыт в этой сфере и позволяет получать вполне объективные результаты, делать предсказания достоверного характера. Прикладной коммуникативный анализ "отслеживает" составляющие коммуникативной цепочки: при наличии одного из ее звеньев делаются предсказания на наиболее вероятный вид другой (типа определение авторства в случае анонимного текста). Мы остановимся на ограниченном числе таких моделей, поскольку более объемно они будут представлены в следующих главах. Здесь мы рассмотрим модели К. Шеннона, Н. Винера, Т. Ньюкомба, О. Хольсти, В. Плэтта, а также У. Юри с коллегами.
Модель Клода Шеннона (математическая)
Клод Шеннон выделил три уровня коммуникации: технический, семантический и уровень эффективности. Технические проблемы связаны с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантические проблемы - с интерпретацией сообщения получателем сравнительно с тем значением, которое было отправлено отправителем. Проблема эффективности отражает успешность, с которой удается изменить поведение в связи с переданным сообщением. Систему коммуникации по мнению Клода Шеннона можно представить в следующем виде: Центральной проблемой для него становится вопрос передачи информации, но при этом главным становится не то, что сказано, а то, что могло быть сказано: "Информация является степенью вашей свободы выбора, когда вы выбираете сообщение. Когда вы находитесь в весьма элементарной ситуации, где вы имеете выбор из двух альтернативных сообщений, тогда можно условно говорить, что информация равна единице" [580, р. 17-18]. Информация (или энтропия) в этой модели предстает с точки зрения свободы выбора. Можно высчитать максимальную энтропию, которую в состоянии иметь этот источник с тем же набором символов. Естественный язык в этом плане избыточен: так для английского языка эта цифра составляет 50%. Такая высокая избыточность и позволяет исправлять ошибки, возникающие при передаче. Чем больше уровень шума, тем избыточность становится необходимее. Клод Шеннон также предлагает на пути от источника к передатчику поставить еще один элемент - "семантический шум". Он будет отражать изменения в значении, которые невольно вносит источник информации.
Модель Норберта Винера (кибернетическая) Возьмем только один аспект модели Н. Винера - обратную связь. Он приводит пример термостата, поддерживающего температуру приблизительно на постоянном уровне. Любая система работает эффективно, когда она получает информацию о состоянии этой системы. И на основе ее модернизирует свои управляющие сигналы. "Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей". В отдельной главе Н. Винер рассматривает функционирование общественной информации. Группа необщественных животных имеет мало информации, поскольку члены ее не делятся ею. В случае эффективной организации - информации больше, чем содержит каждый из ее отдельных членов. В продолжение этого подхода С. Бир дает следующее определение обратной связи: "Возврат части выходной информации на ее вход, которая затем изменится. Положительная обратная связь вызывает увеличение уровня сигнала на выходе и, следовательно на входе; отрицательная обратная связь при увеличении сигнала на выходе вызывает уменьшение сигнала на входе, и таким образом, в принципе является стабилизирующей" [27, с. 407-408]. Система функционирует эффективно, если ее обратная связь дает достоверную информацию. Советский Союз шел к своему разрушению, когда управляющая система получала фиктивные сведения в качестве обратной связи, такие, как, например, всеобщее одобрение произведений Л. Брежнева или решений очередного съезда. Модель Теодора Ньюкомба (социально-психологическая)
Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид: Возникают следующие виды ориентации: А по отношению к X, А по отношению к В, В - к Х и В - к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Кстати, в области этих отношений лежит известное высказывание "Враги моих врагов - мои друзья". Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация - к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга. Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа)
Оле Хольсти совместил общую коммуникативную модель, ведущую свое начало от Клода Шеннона, с интересами контент-анализа. В результате образуется следующая схема: Как видим, к набору вопросов Лассвела "кто говорит, что, кому, как и с каким эффектом?" Оле Хольсти добавляет вопрос "почему?". Теперь за каждым из этих вопросов стоит определенное направление в контент-анализе. Модель Вашингтона Плэтта (разведывательная)
Книга американского бригадного генерала Вашингтона Плэтта "Информационная работа стратегической разведки" выглядит как типичный учебник по журналистике . И это понятно - ее реальная суть лежит в той же плоскости: умение эффективно собирать и анализировать фактическую информацию. Поэтому в основе подхода лежит взгляд на информационную работу как профессию. В. Плэтт вводит принципиальное различие информационного документа разведки от научного труда: "Он должен быть полезен для обеспечения государственных интересов уже в данный момент" . Полезность разведывательной информации определяется в том числе такими качествами, как полнота, точность и своевременность. Последняя характеристика весьма важна для потоков коммуникации в разведке: "Своевременность вообще имеет для информационных документов большее значение, чем для чисто академических трудов". Или далее: "В информации время имеет первостепенное значение, тогда как в научно-исследовательской работе оно играет обычно второстепенную роль. Отсюда мучительная необходимость для ученого, ставшего разведчиком, изменить свое отношение к фактору времени" . Время играет особую роль и по той причине, что происходит падение ценности информации со временем. Средние нормы падения ценности информации, по В. Плэтту, выглядят следующим образом. Оперативно-тактическая разведывательная информация теряет 10 процентов ценности в день. Информация стратегической разведки во время войны теряет 10 процентов ценности в месяц. В мирное время информация стратегической разведки теряет 20 процентов ценности в год. Основные этапы информационной работы принимают следующий вид: Этап 1. Общее знакомство с проблемой. Этап 2. Определение используемых терминов и понятий. Этап 3. Сбор фактов. Этап 4. Истолкование фактов. Этап 5. Построение гипотезы. Этап 6. Выводы. Этап 7. Изложение.
Модель Уильяма Юри (конфликтологическая)
Конфликтология как наука в рамках западной научной парадигмы даже называется в чисто прикладном ключе - Анализ и разрешение конфликтов. Специалист по разрешению конфликтов обычно входит в любую крупную организацию - университет, больницу, фирму. Чтобы ярче показать особенности конфликтологии, мы остановимся лишь на одном из подходов, который вырос из задачи, поставленной бизнесом - уменьшить число забастовок на шахтах . В США, как везде, шахтеры в принципе являются наиболее "бастующей" профессией, поэтому задача такого рода имеет значение как для них, так и для нас. Современная конфликтология зиждется на постулате, что конфликт является вполне естественным делом. Это не нарушение нормы, а элемент нормы, поскольку только "мертвая" структура не имеет конфликтов. Негативные последствия несет не сам конфликт, а неправильное его разрешение. А разрешение конфликта - это, кстати, чисто коммуникативная проблема. Какое разрешение конфликта правильно, а какое нет? В данной модели предлагается три уровня разрешения конфликтов - на уровне интересов, на уровне права и на уровне силы. Пример разрешения на уровне силы - это забастовка, война, драка. Это определение того, кто сильнее. На уровне права - это обращение в суд. Это выяснение - кто же прав. "Интересы - это потребности, желания, заинтересованности, страхи - вещи, которые нас заботят или волнуют. Они предопределяют человеческие позиции - реальные вещи, о которых люди говорят, что хотят их". Как определить, какой уровень разрешения конфликта лучше? Авторы задают несколько критериев, таких как стоимость, удовлетворенность результатами, влияние на отношения, повторяемость. Например, в случае забастовки в критерий стоимости входит потеря зарплаты со стороны шахтеров, а для руководства шахты - это потеря прибыли. В целом разрешение на уровне интересов признается более эффективным, чем разрешение на уровне права или силы. Разрешение на уровне силы очень дорого, поскольку требует большого объема ресурсов. Уровень силы также не является долговременным: силовое воздействие все равно надо будет время от времени проявлять и в дальнейшем. Уровень права также признается дорогим, поскольку он включает дорогостоящие юридические процедуры. Они безусловно требуют времени, что несомненно является ценным ресурсом. Результаты разрешения на этом уровне, однако, не всегда удовлетворяют стороны, поскольку юридически правильное решение часто не считается справедливым. "Суммируя, отметим, что фокус на интересах сравнительно с фокусом на правах или силе производит большую удовлетворенность результатами, лучшие рабочие отношения и меньшую повторяемость, а также обходится дешевле".
Модели массовой коммуникации
Стандартная модель коммуникации, принятая всеми, состоит из следующих элементов: источник -> кодирование -> сообщение -> -> декодирование -> получатель.
Зачем нам чисто технический термин "кодирование"? Дело в том, что часто процесс перехода к сообщению действительно строится с некоторой задержкой, включающий процессы разнообразной трансформации исходного текста.
Приведем некоторые примеры: А. Президент выступает с речью, написанной группой помощников. Значит, в этой случае мы имеем дело с кодированием исходных замыслов в сообщение, которое затем зачитывается президентом; Б. Один и тот же текст в зависимости от канала коммуникации или аудитории может кодироваться по-разному. Условный пример: выступление в парламенте по поводу того или иного закона и выступление на ту же тему в молодежном ток-шоу; В. Один и тот же замысел может вообще реализоваться не в текстовой форме, а в создании события, которое затем получит текстовое освещение. К примеру, чтобы привлечь внимание к своему заводу, можно директору выступить со статьей, можно провести выставку, а можно создать на территории завода партию любителей (пива, сала, завода), что сразу привлечет внимание СМИ; Г. В пропаганде иногда используется фиктивный источник сообщения, на который затем начинают ссылаться как на подлинный, делая оттуда, к примеру, перепечатки. Так в советское время одна индийская газета пишет об лабораториях Пентагона, где якобы был создан вирус СПИДа. Затем вся наша печать начинает перепечатывать это сообщение со ссылкой на индийскую печать. Каждая из рассмотренных точек схемы может представлять определенную сложность для коммуникатора. Тем более, что процесс этот носит динамичный характер, и часто удается узнать, что мешало удачному его завершению, только после того, как процесс завершен и вы уже не имеете возможности ни повторить, ни изменить его. Фрейзер Зейтель называет несколько часто возникающих ошибок в коммуникации: плохое слушание - слушание должно быть активным; кстати, на Западе даже существуют курсы, обучающие, как слушать активно; неиспользование ориентации на слушающего - люди заинтересованы в том, что они лично, а не организация, неверные невербальные сигналы - по разным исследованиям коммуникация, передаваемая невербально, занимает до 65% того, что передает говорящий. При восприятии сообщения люди одновременно учитывают язык тела, контакт глазами, использование молчания и т.д.; неумение писать так, чтобы быть понятым - хороший письменный текст - это особое искусство. Часто пишущему человеку может казаться, что он все делает прекрасно, но читатель не ощущает этого; незнание аудитории - сообщение должно опираться на интересы, характеристики, потребности конкретной аудитории; неучет того, что коммуникация является двусторонним процессом - процесс выдачи информации еще не является коммуникацией, большую роль играет обратная связь; неучет элементарных правил вежливости - агрессивного и грубого коммуникатора будут воспринимать совсем по-другому, чем вежливого и заинтересованного в аудитории. Многие примеры сильных коммуникаторов демонстрируют роль многоканальное(tm) воздействия. Как пишет консультант по имиджу Децима Мале-Виль: "То, что мы говорим о себе молча, более раскрывает нас, чем любые слова, которые мы произносим" . Многие коммуникативные победы были достигнуты во внесловесной дуэли. Таким ярким примером являются теледебаты Кеннеди - Никсон в 1962 г. С одной стороны был молодой симпатичный Кеннеди, которого не только долго готовили, но и тут же в студии поменяли рубашку, чтобы она не давала бликов. С другой стороны, приехавший накануне сильно похудевший из-за травмы ноги Никсон смотрелся не столь блистательно: шея его торчала из рубашки, выглядевшей при этом на несколько размеров больше. Как пишет сегодня Мэри Спиллейн: "Отдавая предпочтение политическим вопросам, Никсон не стал гримироваться, был одет в неподходящую по цвету одежду, неухожен и поэтому проиграл более молодому претенденту Кеннеди, так как последний выглядел на телевидении более убедительно для американской публики. Кеннеди был не только соответствующе одет, загримирован перед тем, как появиться на экране, но также обучен языку жестов и поз для того, чтобы выглядеть победителем" . К этому следует добавить, что грим у Никсона все-таки был. Он согласился на него, когда узнал, что Кеннеди воспользуется гримом. Но наложенный ему грим не выдержал повышения температуры в студии, в то время как грим, специально сделанный сотрудниками Кеннеди, держался отлично. И в результате грим на лице Никсона потек, и вот такой внешний вид во многом и стал той весьма важной причиной, по которой его отвергла американская публика. Уилкокс и Нольте подчеркивают следующие требования к эффективной речи: - речь слушается, а не читается - поэтому возникают определенные чисто коммуникативные требования, например, слушающий не может вернуться назад, если он что-то не понял; - речь должна соответствовать аудитории - необходима опора на знание факторов возраста, профессии, образования, религии, интересов, отношений, принадлежности к общественным организациям, уровня доходов и т.п.; - речь должна быть конкретной - это связано с тем, что в памяти у слушающих остается очень мало, однако конкретные предложения имеют больше шансов закрепиться в памяти; - речь должна получить реакцию - речь, которая никого не затронула, никому не нужна, она не выполнила своей функции; необходима новая информация, определенные эмоции от ее получения и т.д.; - речь должна иметь цель - речь должна убеждать, информировать, праздновать и т.д.; - речь должна соответствовать своему времени - речь должна нести новую информацию. У. Гемсон предложил свою модель массовой коммуникации, назвав ее конструкционистской.
Вторая модель, получившая название модели минимального эффекта, возникла уже в послевоенное время.
Можно назвать такие факторы, способствующие формированию этой модели: Эти две модели - максимального / минимального эффекта - можно представить как акцент либо на источнике (в случае максимального понимания), либо на получателе (в случае минимальной модели). У. Гемсон предлагает свою конструкционистскую модель, также опираясь на ряд современных тенденций, реализуемых в процессах коммуникаций. Считая, что эффект масс-медиа не такой и минимальный, он перечисляет следующие составляющие: О своей модели Уильям Гемсон пишет следующее: "Конструкционистский подход делает центральными процессы интерпретации. Он основан на концепциях, взятых из когнитивной психологии - схемах, конструктах, когнитивных картах, фреймах, сценариях и моделях политического мышления" [480, р. 164]. У. Гемсон видит два уровня, где функционирует его модель. Это культурный уровень и когнитивный. В первом случае речь идет об "упаковке" сообщений с помощью таких способов, как метафоры, визуальные имиджи, отсылки на мораль. Это уровень характеризует дискурс масс-медиа. Когнитивный уровень связан с общественным мнением. На нем происходит приспособление полученной информации к жизненному опыту, психологическим предпосылкам каждого человека. И только взаимодействие этих двух уровней и дает социальное конструирование значений. Эти два уровня функционируют параллельно. В пользу понятия фрейма, сценария и т.д. говорит также активное использование его в исследованиях по искусственному интеллекту, где уже давно было установлено, что моделирования понимания текста машиной требует построения не только модели языка, но также и модели действительности, без которой предложения типа "У меня болит голова. Я пойду прогуляюсь" для машины являются ничем не связанными. Фреймы задают не жестко отмеченные пустые места, а определенный набор позиций, что позволяет иметь некую гибкость в рамках данного фрейма. Немецкий профессор Элизабет Ноэль-Нойман предложила свою модель формирования общественного мнения, получившая название "спираль молчания". Социологические опросы показывают, что группы, чье мнение совпадает с большинством, более склонны разговаривать в общественных местах, отстаивать свою точку зрения. Среди факторов, влияющих на нашу разговорчивость она формулирует и следующий: "Ощущение, что ты уловил тенденцию, дух времени и ему соответствуют собственные убеждения, что с тобой согласны наиболее современные, разумные или просто лучшие люди". Некоторые социальные группы более предрасположены к разговору, некоторые - менее. Э. Ноэль-Нойман сформулировала роль средств массовой коммуникации, которые могут предоставлять или нет слово для защиты своих позиций: "Человек, не находя для описания своей позиции каких-то общепринятых формулировок, замыкается в молчании, остается "немым". Отсюда следует, что если средства массовой коммуникации дают слово только, к примеру, поклонникам "Целины" Л. Брежнева, то другие начинают ощущать себя в меньшинстве (даже если реально они в большинстве) и в результате замыкаются в молчании. Тем самым средства массовой коммуникации могут закреплять по своему разумению сложившиеся в обществе социальные предпочтения. Свою концепцию роли прессы в формировании общественного мнения в США выдвинул американский профессор Томас Паттерсон. Одна из его гипотез может быть достаточно хорошо применима и к нам - из-за неразвитости партий пресса начинает выполнять их функции в обществе, предопределяя президентские выборы. Томас Паттерсон считает, что президентские выборы освещаются с одной точки зрения - как гонка, когда внимание журналистов больше уделяется драматическим и дискуссионным аспектам политики, а не сути обсуждаемым вопросам. При этом наибольшее внимание журналистов привлекают изменения, происшедшие за последние двадцать четыре часа, что вновь не является акцентом на сути вопросов, разделяющих кандидатов. "Схема игры доминирует в журналистском взгляде частично потому, что она соответствует условностям новостного процесса". Так, аспект "гонки" был центральным в 35% новостей в 1992 г. и 27% в 1988 г. Еще 33% заняли результаты опросов общественного мнения. В то же время собственно вопросы политики заняли лишь треть времени в 1992 г. и две пятых - в 1988 г. Эта же тенденция прослеживается в изменении длины цитируемых без прерываний слов кандидата. В 1960 г. средняя цитата или перифраза слов кандидата занимала в "New York Times" 14 строчек, в 1992 г. эта средняя величина снизилась до 6 строчек. В результате собственные слова кандидата оказываются все менее главными, на первое место выходят рассуждения журналистов.
- Содержание
- Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr - структуры и сми как элементы гражданского общества
- 1. Основные особенности гражданского общества
- 2. Гражданское общество: исторический аспект
- Тема 2. Гражданское общество и государство. Государственный pr
- Тема 3. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии
- 1. Понятия конфликтов в политологии
- 2. Типология политических конфликтов
- 3. Основные методы регулирования конфликтов в политике
- 4. Особенности политического pr
- 6. Маркетинг кандидата
- 1 Этап: "рождение нового политика".
- 2 Этап: "увеличение политического веса".
- 3 Этап: "зрелость" (этап баланса популярности).
- 4 Этап: "закат" (этап «морального износа»).
- Тема 4. Методы социологического исследования. Социологические исследования в pr – практике
- Тема 5. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Целевые аудитории
- 1. Социальные общности
- 2. Понятие института и институционализация
- Тема 6. Социальная организация. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальные отношения. Понятие социального статуса. Формирование позитивного имиджа средствами pr
- Тема 7. Общественное мнение как институт гражданского общества. Управление общественным мнением
- Тема 8. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции. Роль науки в эпоху постиндустриального общества
- Формы вненаучного знания
- Структура научного познания
- Методы научного познания
- Тема 9. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы (детерминанты) спроса. Потребители как целевая аудитория
- 1. Функции рынка
- 2. Спрос и предложение
- 1. Связи с общественностью: многообразие понятий и определений
- 2. Объективные причины возникновения и развития науки, профессии и отрасли «Паблик Рилейшнз»
- 3. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике
- Цели и функции связей с общественностью
- Тема 11. Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью: правовое обеспечение связей с общественностью
- Тема 12. Профессиональная этика pr-специалиста. Виды Кодексов профессионального поведения.
- 1. Общие профессиональные принципы
- 2. Принципы взаимоотношений с клиентами
- 3. Принципы взаимоотношений с клиентами в сфере связей с общественостью
- 4. Принципы взаимоотношений со сми
- 5. Отношние к профессии
- Тема 13. Основные организационные структуры в pr - деятельности; типовое pr- агентство
- 1. Основные сферы профессиональной деятельности pr -специалистов
- 1. Отдел по работе с клиентами:
- 2. Отдел рекламы и pr:
- 4. Литературная группа:
- 6. Технический отдел:
- Тема 14. Составные части профессиональной pr- деятельности: информирование общественности, формирование общественного мнения, управление кризисными ситуациями
- 1. Информирование общественности, формирование общественного мнения
- 2. Управление кризисными ситуациями
- 3. Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью
- Тема 15. Процесс влияния служб связей с общественностью на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудитории. Виды и категории целевых аудиторий
- 1. "Общественность" и "общественное мнение"
- 2. Сегментирование целевой аудитории
- Тема 16. Стратегия и тактика использования сми в связях с общественностью; медиапланирование; функции и задачи специалиста в работе с каналами сми (media relations)
- 2. Правила и принципы работы pr-агентов с телевизионными сми:
- 3. Медиапланирование
- Тема 17. Должностные обязанности и функции пресс-секретаря
- Тема 18. Презентация в pr-практике. Виды и цели презентаций. Онлайновая презентация
- 1. Презентация
- 2. Презентация в информационном обществе
- Тема 19. Современная пресс-конференция. Онлайновая пресс-конференция
- 1. Определение понятия «пресс-конференция»
- 2. Подготовка пресс-конференций
- 3. Пресс-секретарь
- 4. Ход пресс-конференции
- Тема 20. Выставочная деятельность. Типы выставок. Pr- план для выставок. Сопутствующие мероприятия
- 1. Сущность выставок
- 2. Типы выставок
- 3. Конференции и выставки. Сопутствующие мероприятия
- Тема 21. Пресс-тур как pr- инструмент
- Тема 22. Спонсорская деятельность и благотворительность как инструменты pr
- 1. Понятие спонсорской и благотворительной деятельности
- 2. Сферы деятельности спонсирования
- 3. Фандрайзинг
- 5. Оценка эффективности спонсорской и благотворительной деятельности
- Тема 23. Базовые pr-документы
- Тема 24. Пресс-релиз
- 1. Назначение пресс-релиза, особенности его содержания и стиля
- 2. Структура и реквизиты пресс-релиза, основные требования к оформлению
- 1) Требования к бумаге и шрифту;
- 3. Выбор информационного повода и времени распространения
- Тема 25. Пресс-кит
- Тема 26. Внутренний pr. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом. Инструментарий внутреннего pr
- 1. Особенности внутреннего pr
- 2. Внутренний pr и его методы
- 3. Видеоматериалы и системы закрытого телевидения
- 4. Радиостанция
- 5. Новости и идеи по телефону
- 6. Ящики для сбора предложений
- 7. Программы высказывания своего мнения
- 8. Передачи типа «общественный адрес»
- 9. Общения в цехе
- 10. Видео и слайды
- 15. Консолидация коллектива
- 16. Выставки и показы
- 17. Клубы и общества
- 18. «Лицом к лицу» и снизу вверх
- 19. Пояснение политики компании и того, как руководство осуществляет управление
- 20. Пояснения к годовому отчету и финансовым результатам
- 21. Интегрирование персонала поглощенной структуры
- 22. Объяснение новых технологий
- 23. Безопасность
- 24. Новости о персонале
- 25. Структура управления
- 26. Акции и эмиссия акций
- 27. Пособия и льготы сотрудникам
- 28. Международный маркетинг
- 29. Единый образ
- 30. Законодательство
- 31. Обратная связь и результаты
- Тема 27. Маркетинговые исследования в связях с общественностью
- Тема 28. Кризисный pr
- Тема 29. Корпоративные pr. Pr и формирование корпоративной культуры. Pr и брендинг
- 1. Корпоративные pr
- Частота публикаций, размеры печатных площадей (эфирного времени).
- Торговой маркой является название компании
- В качестве торговой марки выбирают уже существующее слово
- Для торговой марки придумывают новое слово или нестандартное словосочетание
- Тема 30. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций
- Особенности манипулятивных техник
- 2. Некоторые виды манипулятивных техник
- Тема 31. Технологии «черного pr»
- 1. Особенности и виды «черного pr»
- Методы «атаки» в «черном pr»
- Метод плохой похвалы
- Метод двойных аудиторий
- Метод виртуальных понятий
- Метод освистывания
- Метод административного ресурса
- Метод крючка и наживки
- Метод общественного возмущения
- Метод виртуального компромата.
- 3. Защита от «атак» черного pr
- 1. Профессиональные информационные атаки Метод дезорганизации «атаки»
- 2. Непрофессиональные информационные атаки
- 3.Спонтанные информационные атаки»
- Профилактика возможного конфликта
- Создание компромиссного варианта
- 4. Спонтанная атака, поддержанная заинтересованными лицами
- Метод дискредитации заинтересованных лиц
- Метод дискредитации общественности
- Метод усиления белого pr
- Тема 32. Интернет в pr- практике. Онлайновый pr
- Аудит сайта
- Анализ и подбор ключевых фраз
- Благодаря сайту – визитке потенциальные покупатели смогут получать информацию о товарах и услугах фирмы 24 часа в сутки.
- Тема 33. Зрелищное искусство в коммуникативной ситуации XXI века. Кино и телевидение как инструменты pr. Технологии Product Placement
- Зрелищное искусство и pr
- 2. Технологии Product Placement
- Тема 34. Международные отношения как часть процесса глобализации современного мира. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Государственный pr на международной арене
- Тема 35. Формы международных экономических отношений. Внешнеэкономическая деятельность и pr. Основные тенденции развития мирового рынка рекламных и pr – услуг
- Тема 36. Природа социального конфликта, источники и причины его возникновения. Типологии конфликтов. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Кризисный pr
- Этапы протекания конфликта
- 3. Разрешение (урегулирование) конфликта
- Причины конфликта
- Острота конфликта
- Длительность конфликта
- Последствия социального конфликта
- Тема 37. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Информационное противоборство в конфликте. Связи с общественностью как средство кризисного регулирования
- 1. Регулирование социальных конфликтов
- Информационное противоборство в конфликте
- Объекты и субъекты информационного противоборства
- Потребности мифологии
- 1. Волшебность (искажает и эксплуатирует потребность в сверхсмысле):
- 2. Псевдоэкзистенциальность (искажает и эксплуатирует потребность в безопасности):
- “Связи с общественностью” как средство кризисного регулирования и предотвращения конфликта или минимизации его последствий Управление проблемами в целях предотвращения кризисных ситуаций
- Факторы, возникающие в кризисной ситуации, и типичные ошибки специалистов по связям с общественностью
- Шаги по преодолению кризисной ситуации, рекомендуемые специалистам в области “Связей с общественностью”
- Тема 38. Технические средства массовой коммуникации
- Тема 39. Коммуникативный процесс
- Тема 40. Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе
- Тема 41. Содержание коммуникации
- Тема 42. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики, факторы и барьеры коммуникации
- Тема 43. Текст как объект литературного редактирования. Научная и методическая база редактирования
- Тема 44. Сми и власть, понятие «четвертой власти». Информационная безопасность
- Тема 45. Коммуникатор и социологические проблемы его изучения. Исследование аудитории сми. Сми и общественное мнение
- Тема 46. Психология процесса коммуникации: интерес как фактор коммуникации, внимание, восприятие, понимание, запоминание в процессе коммуникации. Мотивация и ожидание аудитории сми
- 1. Психология процесса коммуникации
- Интерес как фактор коммуникации
- Тема 48. Маркетинг: сущность, содержание, цели, основные принципы, функции. Современная концепция маркетинга. Pr в стратегии маркетинга
- 1. Социально-экономическая сущность маркетинга
- 2. Основные направления маркетинговой деятельности
- 3. Сущность современной концепции маркетинга
- 4. Pr в системе маркетинговых коммуникаций.
- Тема 49. Корпоративная культура, роль pr в процессе ее формирования
- 1. Управление человеческими отношениями (управление персоналом)
- 3. Внешние и внутренние институциональные регуляторы отношений между работниками и администрацией
- Тема 51. Структура и принципы организации современной пресс-службы. Формы и методы работы пресс-службы со сми, общественностью и политическими организациями.Структура и кадры пресс-служб
- Тема 52. Коммуникационный менеджмент, сфера его применения, характеристика основных
- 1. Предпосылки становления и основные характеристики
- Тема 53. Консалтинг и его виды. Консалтинг в практике pr
- 1. История консалтинга и его современное состояние в развитых странах
- 1. Консалтинг в области налогообложения и юридические услуги
- 2. Аудит и бухгалтерский учет
- 3. Основные направления управленческого консалтинга
- Инвестиционный консалтинг
- Фондовый консалтинг
- Инжиниринг
- 6.Информационно-технологический консалтинг
- Маркетинговый консалтинг
- Реклама и отношения с общественностью (public relations):
- Кадровый консалтинг
- 10. Обучение
- 11. Безопасность организации.
- Тема 54. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью
- Тема 55. Организация работы отдела по связям с общественностью. Профессии в сфере связей с общественностью
- Правило первое: выбор размеров отдела
- Правило второе: выбор месторасположения отдела
- Правило третье: оснащение отдела
- Правило четвертое: требования, предъявляемые к кадрам
- Создать свой отдел по связям с общественностью или пользоваться услугами агентств: за и против
- Аргументы в пользу услуг агентства:
- Цель работы и полномочия органа (отдела) по связям с общественностью
- Тема 56. Телекоммуникационные и компьютерные технологии в со
- Тема 57. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие. Рекламное агентство. Виды рекламы: коммерческая, социальная, политическая. Средства распространения и размещения рекламы
- Тема 58. Основы медиапланирования; рекламная кампания; современные рекламные стратегии. Взаимодействие рекламы и pr
- Тема 59. Цели и задачи современных связей с общественностью
- 1. Анализ понятия “Связи с общественностью». Цели, задачи, сущность и функции современных связейобщественностью.
- 2. Формирование и основные тенденции развития современного российского рынка pr-услуг.