logo search
ГАК 2015 СО ответы 1-75

65. Правовое регулирование избирательной кампании.

  • В России законодательно регулируются вопросы информационного сопровождения политической деятельности исключительно в русле избирательных кампаний .

  • Основы регулирования предвыборного процесса:

  • - Федеральные законы от 20 декабря 2002 г. и от 18 мая 2005 г.  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  • - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  • - Постановления Конституционного суда по разъяснению положений данных законов, а также разъяснения ЦИК РФ

  • -Закон РФ «О средствах массовой информации»

  • - Конституция РФ

  • Наиболее актуальны положения российского законодательства:

    • определение правил и сроков обнародования результатов социологических опросов в период выборов

    • наличие особых требований, предъявляемых к характеру информации, распространяемой через СМИ в период выборов

    • требование достоверности

    • объективности и нейтральности

    • соблюдение права на защиту чести, достоинства и деловой репутации

    1. наличие запрета на предвыборную агитацию представителям и СМИ .

    2. Основный закон, который регламентирует права избирательной компании это Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации он включает в себя ( Общие положения, Гарантии права граждан Российской Федерации на назначение референдума, при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума, на получение и распространение информации о выборах, а так же о Избирательной комиссии, комиссии референдума,Статусе кандидатов, инициативной группы по проведению референдума .

    3. Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов (ст.2 п.19)

    4. В предвыборной кампании участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и так далее.

    5. Основными формами (способами) агитации в ходе кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение предвыборной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.).

    6. Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

    7. Обязательные признаки предвыборной агитации:

    • сроки (период избирательной кампании)

    • некоторая деятельность (закрытый список ее видов содержится в п. 2 ст. 48)

    • цель

    1. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании (ст. 48, п.2)яв-ся:

    • призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

    • выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

    • описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

    • распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

    • распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

    • деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

    1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск СМИ, профессиональной деятельности:

    • призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них), признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)

    • остальные действия из вышеуказанных - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

    1. Не является предвыборной агитацией:

    • «выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов» (выражение мнения)

    • обнародование результатов опроса общественного мнения

    • отсутствие при информировании о предвыборных действиях кандидата сведений о нем явно преобладающих (позитивные или негативные комментарии).