logo
УМК Организация и технология торговли 2010

13.4 Специализация розничной сети

Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.

Специализация — это форма разделения труда между тор­говыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.

Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:

• предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.);

• прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.). По степени специализации магазины делятся:

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культур­но-бытового назначения), имеющие в пределах товарной груп­пы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, тре­буют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам", "Все для садовода" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Однако необходимо отметить, что при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздей­ствию на поставщиков, организации контроля качества и в це­лом процесса продажи товаров.

Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассорти­мента сужено до нескольких единиц ("Товары для спорта и ту­ризма", "Товары для детей").

Перспективными направлениями специализации рознич­ной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются:

Существуют три основных метода определения уровня специализации розничной торговой сети. В первом случае уро­вень специализации К1 определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к общему их количеству К0

К1 = (Кс / Ко) 100%

Определенный таким образом уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследуемые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.

Во втором случае уровень специализации может быть оп­ределен как отношение товарооборота специализированных ма­газинов Тс к общему товарообороту Т0

= (Тс / Т0) 100 %.

И, наконец, более точный, но и наиболее трудоемкий метод заключается в определении уровня специализации К3 как отно­шение торговой площади специализированных магазинов и секций Пс к общей торговой площади П0

= (Пс0) 100 %.

Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам.

На уровень специализации влияет ряд факторов: