logo
УМК Организация и технология торговли 2010

Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети

Понятие и сущность розничной торговой сети. Функции и роль розничной торговой сети в обслуживании населения. Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети. Требования, предъявляемые к розничной торговой сети.

Виды розничной торговой сети. Стационарная розничная торговая сеть: магазины, торговые центры, павильоны. Магазины, их преимущества перед другими видами розничной торговой сети, роль в обслуживании населения. Классификации и виды торговых центров, состав объектов торгового центра, их роль в организации торгового обслуживания.

Нестационарная торговая сеть: понятие, виды. Мелкорозничная торговая сеть: понятие и виды (киоск, палатка), особенности использования, направления развития. Торговые автоматы, их виды и роль в организации продажи отдельных товаров. Передвижная торговая сеть: понятие, сущность и роль в обслуживании населения. Виды передвижной торговой сети в зависимости от используемых организационно-технических средств (развозная: автомагазины, вагоны-магазины, судо-магазины; разносная), их характериистика. Сеть электронных магазинов, их преимущества и роль в обслуживании населения. Специализация розничной торговой сети: понятие, сущность, преимущества, направления. Факторы, влияющие на специализацию. Признаки специализации розничной торговой сети. Виды специализированных магазинов. Характеристика по товарному профилю магазинов: узкоспециализированных, специализированных, комбинированных, комплексного спроса, универсальных и смешанных. Уровень специализации розничной торговой сети, методы его определения, рекомендуемые значения. Факторы, влияющие на уровень специализации.

Типизация розничных торговых предприятий: понятие, основные признаки, определяющие тип магазина, значение в формировании торговой сети. Номенклатура типов магазинов для городских поселений, номенклатура типов предприятий розничной торговли потребкооперации. Основные типы магазинов: универмаг, универсам, товары для дома и др. Дополнительные типы магазинов: продукты, кондитерские товары, дом торговли и др. Структура розничной торговой сети. Показатели, характеризующие количественное и качественное состояние структуры розничной торговой сети.

Размещение розничной торговой сети в городской застройке. Задачи рационального размещения розничной торговой сети. Требования к территориальному размещению розничной торговой сети. Факторы, влияющие на размещение розничной торговой сети. Понятие "зона торгового обслуживания". Принципы размещения розничной торговой сети: равномерное размещение, групповое размещение, функциональное размещение магазинов. Магазины жилой застройки и общегородского значения. Варианты размещения торговых объектов: изолированные, сгруппированные. Особенности построения и размещения сельской торговой сети. Построение торговой сети в сельской местности. Номенклатура типов розничных торговых организаций для строительства в сельской местности. Магазины товаров повседневного спроса. Сельские торговые центры. Планирование развития и размещения розничной торговой сети: сущность, основные задачи. Планы развития и размещения торговой сети и порядок их разработки. Этапы планирования развития розничной сети. Методы определения потребности в торговых площадях: нормативный, технико-экономических расчетов, экономико-математические. Определение необходимого прироста розничной торговой сети. Современные тенденции в организации розничной торговой сети за рубежом.