logo
УМК Организация и технология торговли 2010

16.1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине

Торгово-тпехнологический процесс — это комплекс взаи­мосвязанных торговых (коммерческих) и технологических опе­раций по доведению тезаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и вы­сокой культуре обслуживания.

Под операцией понимается часть технологического процес­са, выполняемая отдельными работниками соответсвующими приемами и методами.

Торговые (коммерческие) операции связаны главным обра­зом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и инфор­мация). Качество и своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность прода­жи и культуру торговли в целом. Предмет труда — это не толь­ко товары, но и покупатели.

Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и мебели.

Торгово-технологический процесс состоит из основных и вспомогательных опере ций:

Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:

• степень хозяйственной самостоятельности магазинов.

На практике различают три схемы торгово-технологического процесса:

I схема — разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, подача в торговый зал для продажи, продажа. Применяется главным образом при поставке товаров в таре-оборудовании или уже готовых к продаже.

II схема — разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение, подача в торговый зал, продажа. В этом случае нужны помещения для хранения. Применяется тогда, когда требуется накопление товаров в магазине для бесперебойнойторговли.

III схема — разгрузка товаров, приемка, хранение, подготовка к продаже, подача в торговый зал, продажа. Применяется в тех случаях, когда требуется подготовка к продаже (утюжка одежды, разруб мяса и др.).

Торгово-технологический процесс можно разбить на три части:

  1. операции с товарами до предложения в торговом зале по­купателям: разгрузка, доставка в зону приемки, приемка, до­ставка на хранение или подготовку, хранение, подача в торго­вый зал, выкладка;

  2. операции по непосредственному обслуживанию: встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров, расчет;

  3. дополнительное обслуживание: прием заказов, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка товаров на дом и т.д.

При организации торгово-технологических процессов в ма­газинах необходимо соблюдать следующие принципы: