logo
УМК Организация и технология торговли 2010

13.8 Планирование развития и размещения торговой сети

Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объема розничного товарооборота и ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.

При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:

- обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;

- повышение уровня технической оснащенности магазинов;

- улучшение условий труда работников магазинов;

- обеспечение рационального использования торговых площадей;

- создание условий для рентабельной работы продавцов.

План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или его отдельного района. Это требует установления непосредственной связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.

Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и пред­приятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают рай-по, а сводные по областям — облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.

Процесс планирования включает этапы:

Анализ состояния розничной торговой сети — исход­ный, важнейший этап планирования. Основная цель такого анализа — выявление уровня развития торговой сети и изыска­ние резервов для эффективного использования ее в будущем. В процессе анализа определяются и анализируются следующие показатели:

1. Коэффициент плотности торговой сети п) характеризует отношение количества магазинов к численности населения или размеру обслуживаемой территории

Кп = (К- 1000) /(Ч- П),

где К — количество магазинов; Ч — численность населения; II — пло­щадь территории, км2.

Как видно, коэффициент плотности не учитывает размеров магазинов, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может применяться только при ориентировочных расчетах.

  1. Показатель обеспеченности населения розничной торговой сетью выражается в показателе торговой площади (м2), приходящейся на 1000 (в некоторых странах на 100 000) жите­лей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торговой площади, а в европейских странах на 1 торговую единицу. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.

  2. Уровень специализации розничной торговой сети.

  3. Средний радиус действия магазинов (Р). Этот показатель имеет важнейшее значение при размещении магазинов по тер­ритории застройки. Например, при размещении продовольст­венной торговой сети он должен быть не более 400—500 м. Для одного магазина он равен

Р =

где П — площадь территории, обслуживаемой магазином, км2; = 3,14.

5. Эффективность использования торговых площадей опре­деляется размером товарооборота, приходящегося на 1 м2 по всем магазинам исследуемого региона.

По результатам такого анализа определяются меры по со­вершенствованию структуры розничной торговой сети и ее ра­циональному использованию, по улучшению размещения, спе­циализации предприятий и т.д.

Анализ экономических условий развития города, района позволяет определить развитие и размещение промышленного производства, демографический состав населения и размеры его прироста, темпы роста доходов населения и объема платежеспо­собного спроса, места строительства спортивных и культурных комплексов, административных зданий, вокзалов, жилья.

Определение необходимой потребности в розничной тор­говой сети может осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими и др.

Нормативный метод применяется повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей

П = (НЧ)/ 1000,

где П - потребность в торговой сети на конец планового периода, м2; Н - норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2; Ч - плановая численность населения.

Норматив потребности разрабатывается Белгипроторгом с учетом факторов социально-экономического развития республики. В настоящее время он равен 260 м2 на 1000 жителей.

Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности в торговой сети на основе планируе­мого объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.

Экономико-математические методы, используются для углубленного анализа состояния розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или товарооборота за 5-10 лет и более и на этой основе устанавливаются формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.

Необходимый прирост торговой площади определяется по формуле

где П – прирост торговой площади в магазинах, м2; П — общая по­требность на конец планового периода, м2; Ф — фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2; С — уменьшение размера торговой площади за счет сноса и реконструкции, м2.

Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа состояния обеспеченности розничной торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов магазинов.

Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, а также источников финансирования.

Общий объем капитальных вложений, необходимых для строительства магазинов, определяется по формуле

К = П

где К — общий объем капитальных вложений, р.; П —прирост торговой сети, м2; У — удельные капитальные вложения (стоимость строительства 1 м2), р.

Эффективность капитальных вложений характеризуется показателем общей эффективности и сроком окупаемости капитальных вложений

Э общ = Пр / К

где Эобщ – коэффициент общей эффективности капитальных вложений;

Пр – торговая прибыль за год, р.; К – объем капитальных вложений, р.

Срок окупаемости – величина, обратная эффективности

Т = К / Пр

где Т – срок окупаемости капитальных вложений, лет.

Для торговли нормативный показатель срока окупаемости в среднем составляет 5 лет.

Важным элементом планирования является определение ис­точников финансирования. Если ранее основным источником финансирования капитальных вложений в торговлю были от­числения 5—7 % от жилищного строительства, т.е. государ­ственные бюджетные средства, то в настоящее время эти источ­ники значительно расширяются за счет производителей това­ров, торгово-посреднических кооперативов, совместных пред­приятий, частных лиц, иностранных инвестиций.

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается понятие и сущность розничной торговой сети?

  2. Какие факторы влияют на развитие розничной торговой сети.

  3. Назовите виды рознично-торговой сети.

  4. Что такое специализация розничной торговой сети и как она определяется?

  5. Что такое типизация розничной торговой сети?

  6. Назовите показатели, характеризующие количественное и качественное состояние структуры розничной торговой сети.

  7. Как размещается розничная торговая сеть в городской застройке?

  8. Какие особенности построения и размещения розничной торговой сети в сельской местности?

  9. Где размещаются торговые центры и магазины товаров повседневного спроса?

  10. Назовите этапы планирования развития и размещения розничной торговой сети.

  11. Какие методы применяются при определенной потребности в торговых площадях?

  12. Как определяется необходимый прирост торговой площади