logo
УМК Организация и технология торговли 2010

13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плот­ность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Ее развитие предполагает создание на территории определенного сельского пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания, которая позволила бы сельскому на­селению приобретать все необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.

Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:

Кроме них на селе имеется значительное количество неста­ционарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), по этому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функцио­нальное) или ступенчатое построение.

В потребкооперации разработана и введена Номенклатура типов розничных торговых организаций для строительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа (табл. 2.4).

Таблица 2.4 Основные типы магазинов потребительской кооперации

Тип магазина

Вариант текста вывески

Примерная

торговая площадь, м2

1

2

3

Универмаг

Универмаг. Детский мир. Моло­дежный

600, 800, 1000, 1200 и более

Супермаркет

Супермаркет. Универсам

250,400, 550 и бо­лее

Мини-маркет

Мини-маркет. Товары повседнев­ного спроса. Магазин

30, 50, 70,100,150

Продтовары

Продтовары. Продукты. Продо­вольственные товары. Гастроном

70, 100, 150, 200

Специализирован­ный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров

Хлеб. Сельхозпродукты. Мясо и молоко. Овощи и фрукты. Колбасы. Кулинария. Вино и водка. Кондитерские изделия и т.д.

30, 50, 70, 100

Промтовары

Промтовары. Промышленные товары

100,150,250,400

Окончание табл. 2.4

1

2

3

Специализирован­ный магазин по продаже от­дельных групп непродовольст­венных товаров

Хозтовары. Культтовары. Техни­ка. Товары для дома. Строитель­ные материалы. Товары для при­усадебного хозяйства. Фермер. Современное домашнее хозяйст­во. Одежда. Обувь. Трикотаж. Га­лантерея и парфюмерия. Подар­ки. Книги и др.

70, 100, 150, 250, 400 и более

Дом торговли

Дом торговли. Торговый центр

1000,1500 и более

Фирменный мага­зин

Фирменный магазин. Дары при­роды. Кооператор. Неман. Ком­мунарка. Горизонт и др.

100, 150

Удобный (диска-унтный) магазин

Удобный магазин. Комфорт. Ко­миссионный магазин. Пайщик. Товары по сниженным ценам. Ве­теран. Магазин-заготпункт и др.

50, 70, 100

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Товары повседневного спроса". Немаловажное место занимают современные типы магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

В потребительской кооперации для каждого администра­тивного района, как и для городской торговли, разрабатывают­ся схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами АПК. Раз­работка таких схем основана на определении потребности в тор­говых площадях для населенных пунктов на перспективу. Ме­тодика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах (в настоящее время 260 м2 на 1000 жителей).