2.1 Организационное построение государственной торговли
Главную роль в государственной торговле играет система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе сформированы следующие основные функциональные управления:
-
Управление экономики и торговли и развития рыночных отношений;
-
Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;
-
Управление организации потребительского рынка продовольственных товаров;
-
Управление организации потребительского рынка непродовольственных товаров;
-
Управление организации торговли и услуг;
• Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства;
-
Управление координации внешнеторговой деятельности и создания товаропроизводящей сети за рубежом;
-
Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой;
-
Отдел общественного питания.
Посредством этих управлений Министерство торговли осуществляет регулирующее руководство и контроль за деятельностью всех розничных торговых организаций на территории республики. К полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли, согласно Закону о торговле, относятся:
• разработка и реализация долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;
-
координация деятельности органов государственного управления и других организаций в области торговли;
-
ведение торгового реестра;
-
формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций;
-
осуществление государственного контроля в торговле;
-
мониторинг конъюнктуры внутренней и внешней торговли;
-
иные полномочия в соответствии с законодательством.
В непосредственном подчинении Министерства торговли находится республиканское торговое унитарное предприятие "Белювелирторг".
Руководство розничной торговлей на местном уровне осуществляют областные управления и Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, которые находятся в двойном подчинении: по линии местных исполкомов и Министерства торговли. В их ведении находятся торговые организации муниципальной собственности (торги, торгово-производственные фирмы, объединения, крупные магазины). Управления потребительского рынка осуществляют планово-регулирующее руководство (распределение ресурсов, развитие розничной торговли сети, финансирование, организация учета, установление режимов работы магазинов и т.п.) и контроль за деятельностью всех организаций розничной торговли, находящихся на территории области или города. В городах с районным делением и районных центрах при исполкомах созданы отделы торговли и услуг, на которые возложены функции регулирования и контроль за деятельностью торговых организаций своего района или города.
В условиях перехода к рыночным отношениям важное место в обслуживании населения отводится розничной торговле, осуществляемой непосредственно промышленными предприятиями и объединениями, что позволяет снизить издержки обращения и повысить уровень культуры обслуживания. Розничная торговля промышленных предприятий совершается через систему отделов рабочего снабжения и путем фирменной торговли.
Система ОРСов призвана организовывать торговое обслуживание рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных строек. В настоящее время ОРСы сохранили своё значение в некоторых отраслях добывающей промышленности на транспорте.
Наиболее развитую торговую сеть имеют ДорОРС Белорусской железной дороги, ОРС "Беларусьнефть", ОРС треста "Бел-энергострой" и др.
Отдел рабочего снабжения как торговая организация действует на правах отдела промышленного предприятия, объединения, треста или концерна и подчиняется его руководителю. Это многоотраслевая структура. Кроме розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами он может осуществлять производственную деятельность, обеспечивать общественное питание работников, их бытовое обслуживание и др.
Розничная сеть промышленных предприятий представлена также фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в связи с переходом к рыночным отношениям.
Разработано Типовое положение о фирменном магазине. В соответствии с ним фирменный магазин — это розничный торговый объект, учредителем которого является субъект хозяйствования, производящий товар, имеющий в ассортименте и объеме реализации удельный вес продукции учредителя фирменного магазина не менее 75 % для непродовольственных товаров и не менее 50 % — для продовольственных товаров и расположенный в специально оборудованном помещении, отвечающем требованиям СНБ, площадью не менее 100 м2.
Фирменный магазин действует на правах юридического лица, основными функциями которого являются изучение покупательского спроса на вырабатываемую продукцию, широкая реклама новых изделий своей отрасли промышленности при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания. Фирменные магазины могут быть трех типов: отрасли, промышленного объединения, предприятия.
В Беларуси фирменные магазины имеют концерн "Беллегпром" (фирменные магазины "Одежда", Луч"), Минсельхозпрод (фирменные магазины "Белые Росы" и др.), Министерство архитектуры и строительства (магазины "Керамика") и др. На 01.01.2007 г. в республике насчитывалось 530 фирменных магазинов.
Определенное место в государственной розничной торговле занимают торговые организации прочих министерств и ведомств, которые наряду с выполнением своих основных функций реализуют населению конкретные группы и виды товаров или обслуживают определенный контингент населения. К ним относятся:
• Министерство здравоохранения Республики Беларусь, организующее через специализированное объединение "БелФармация" продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины, магазины оптики);
-
Министерство обороны Республики Беларусь, которое через торгово-производственное управление и систему военторгов организует торговое обслуживание военнослужащих и членов их семей. Розничная торговая сеть размещена как в военных закрытых зонах, так и в городах (открытая сеть);
-
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, организующее через соответствующие управления и объедения, комбинаты розничную продажу мясо-молочной и плодоовощной продукции, семян, товаров для пчеловодов, ветеринарных препаратов и т.п.;
-
Министерство связи и информатизации и Министерство информации Республики Беларусь, занимающиеся розничной торговлей печатной и книжной продукцией, для чего созданы республиканское агентство "Белсоюзпечать" и республиканское оптово-розничное объединение "Белкнига", имеющие разветвленную сеть магазинов и киосков;
-
Министерство, жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, имеющее розничную торговую сеть по реализации цветов и актуальных принадлежностей;
-
прочие государственные структуры (Управление делами Президента, Министерство культуры и др.).
- Введение
- 1. Цель, задачи дисциплины и требования к профессиональным компетенциям
- 1.2 Задачи изучения дисциплины
- 1.3 Требования к профессиональным компетенциям
- 1.4 Перечень дисциплин, связанных с другими учебными программами
- 2. Наименование тем лекций и их содержание
- Тема 3. Организация проектирования, строительства реконструкции торговых объектов
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- Тема 5. Транспортно-экспедиционное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- Тема 6. Товарные склады в торговле, их устройство и планировка
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- Тема 8. Оборудование для механизации и автоматизации трудоёмких операций в торговле
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование в торговле
- Тема 11. Оборудование для расчетов с покупателями Виды и содержание расчётных операций в торговле
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Тема 16. Организация технологических процессов
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- Тема 19. Обслуживание покупателей в розничной торговой сети Сервис в торговле. Стандартный и индивидуальный торговый сервис.
- Тема 20. Организация труда в торговле
- Тема 21. Тара и тарные операции в торговле
- 3. Конспект лекций по дисциплине «организация и технология торговли»
- Тема 1. Торговля в социально-потребительском комплексе
- Торговля как отрасль экономики
- Виды торговли и их функции
- Виды торговли и формы собственности
- Формы осуществления торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Организационное построение торговли республики беларусь
- 2.1 Организационное построение государственной торговли
- 2.2 Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации
- 2.3 Цель торговли и признаки организационного построения торговой отрасли
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Организация проектирования, строительства и реконструкции торговых объектов
- 3.1 Классификация торговых зданий
- 3.2 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
- 3.3 Проектирование торговых зданий
- 3.4 Организация строительства, реконструкции и ремонта торговых Объектов
- 3.5Технико-экономические показатели использования зданий магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- 4.1 Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения
- 4.2 Источники товароснабжения
- 4.3 Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения
- 4.4 Организация и технология доставки товаров в розничную сеть
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Транспортно-эксплуатационное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- 5.1 Роль транспорта в перевозке товаров
- 5.2 Характеристика основных транспортных средств
- Перевозки товаров автомобильным транспортом
- 5.4 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Торговые склады в торгволе их устройство и планировка
- 6.1 Роль и функции складов
- 6.2 Классификация складов
- 6.3 Состояние и развитие складского хозяйства
- 6.4 Устройство и оборудование складов
- 6.5 Планировка складских помещений
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- 7.1 Понятие, основные требования и принципы рациональной организации технологических процессов на складах
- Технология поступления товаров
- 7.3 Технология приемки товаров
- 7.4 Особенности приемки импортных товаров
- 7.5 Технологические операции по хранению товаров на складах
- 7.6 Технология отпуска товаров со склада
- Технико-экономические показатели работы склада
- 7.8 Зарубежный опыт организации технологических процессов на складах
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Оборудование для механизаци и автоматизации трудоемких операций в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- 9.8 Методика расчета потребностей для предприятия холодильной емкости и выбор типов холодильного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Обородувание для расчета с покупателями
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- 12.1 Акустомагнитные противокражные системы
- 12.2 Электромагнитные противокражные системы
- 12.3 Радиочастотные противокражные системы
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- 13.1 Сущность и факторы развития розничной торговой сети
- 13.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети
- 13.3 Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
- 13.4 Специализация розничной сети
- 13.5 Типизация розничной сети
- 13.6 Принципы размещения розничной торговой сети в городах
- 13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети
- 13.8 Планирование развития и размещения торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- 14.1 Классификация торговых зданий
- 14.2 Требования, предъявляемые к торговым объектам
- 14.3. Устройство и планировка магазинов
- 14.4 Технологические планировки торговых залов магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Атмосфера: создание привлекательного образа магазина
- 15.2 Чувственные составляющие атмосферы магазина
- 15.3 Влияние факторов атмосферы магазина на адаптивные свойства Посетителей
- 15.4 Устранение дискомфорта восприятия
- 15.5 Требования к информационному оформлению интерьера
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Организация технологических процессов в магазине
- 16.1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 16.2 Организация приемки товаров в магазине
- 16.3 Хранение товаров в магазине
- 16.4 Подготовка товаров к продаже
- 16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 16.6 Потери при организации технологических процессов
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- 17.1 Понятие продажи товаров и формы продажи
- 17.2 Принципы организации оперативных процессов в магазине
- 17.3 Организация продажи товаров
- 17.4 Методы продажи товаров в магазинах
- 17.5 Правила продажи отдельных видов товаров
- 17.6 Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций. Требования к фирменному магазину и фирменной секции
- 17.7 Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- 18.1 Формы продажи товаров
- 18.2 Продажа товаров на рынках
- 18.3 Правила работы мелкорозничной торговой сети
- 18.4 Разносная торговля и продажи товаров по заказам
- Тема 19. Обслуживание покупателей
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- 19.1 Торговые услуги, их характеристики
- 19.2 Культура торговли
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- Тема 20. Организация труда в торговле
- 20.1 Организация труда работников магазина
- 20.2 Основные категории работников магазина
- 20.3 Условия труда и режим работы в магазине
- 20.4 Организация материальной ответственности в магазине
- 20.5 Разделение и кооперирование труда в торговле
- 20.6 Организация и обслуживание рабочих мест
- 20.7 Нормирование труда в торговле
- 20.8 Охрана труда в торговле
- 20.9 Зарубежный опыт организации труда в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 21. Тара и тарные операции
- 21.1 Роль упаковки и тары в технологическом процессе
- 21.2 Классификация тары и основные ее виды
- 21.3 Стандартизация и унификация тары
- 21.4 Пути снижения потерь по таре
- 21.5 Зарубежный опыт работы с тарой
- Контрольные вопросы
- Ситуация № 1
- Ситуация № 2
- Ситуация № 3
- Ситуация № 4
- Ситуация № 5
- Ситуация № 6
- Ситуация № 7
- Ситуация № 8 Рассчитать уровень специализации и самообслуживания непродовольственных магазинов торговой фирмы «Верас» по следующим данным:
- Ситуация № 9
- Ситуация № 10
- Ситуация № 12
- Ситуация № 13
- Ситуация № 14
- Ситуация № 15
- Ситуация № 16
- Ситуация № 17
- Ситуация № 18
- Ситуация № 19
- Ситуация № 20
- Ситуация № 21
- Ситуация № 22
- Ситуация № 23
- Ситуация № 24
- Ситуация № 25
- Ситуация № 26
- Ситуация № 27
- Ситуация № 28
- Ситуация № 29
- Ситуация № 30
- Ситуация № 31
- Ситуация № 32
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 33
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 34
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 35