logo
УМК Организация и технология торговли 2010

2.1 Организационное построение государственной торговли

Главную роль в государственной торговле играет система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе сформированы следующие основные функциональные управления:

• Управление организационно-кадровой работы и делопро­изводства;

Посредством этих управлений Министерство торговли осу­ществляет регулирующее руководство и контроль за деятельностью всех розничных торговых организаций на территории республики. К полномочиям Министерства торговли Республи­ки Беларусь в области государственного регулирования торгов­ли, согласно Закону о торговле, относятся:

• разработка и реализация долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

В непосредственном подчинении Министерства торговли находится республиканское торговое унитарное предприятие "Белювелирторг".

Руководство розничной торговлей на местном уровне осуществляют областные управления и Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, которые нахо­дятся в двойном подчинении: по линии местных исполкомов и Министерства торговли. В их ведении находятся торговые орга­низации муниципальной собственности (торги, торгово-производственные фирмы, объединения, крупные магазины). Уп­равления потребительского рынка осуществляют планово-регулирующее руководство (распределение ресурсов, развитие роз­ничной торговли сети, финансирование, организация учета, ус­тановление режимов работы магазинов и т.п.) и контроль за деятельностью всех организаций розничной торговли, находя­щихся на территории области или города. В городах с рай­онным делением и районных центрах при исполкомах созданы отделы торговли и услуг, на которые возложены функции регулирования и контроль за деятельностью торговых организаций своего района или города.

В условиях перехода к рыночным отношениям важное место в обслуживании населения отводится розничной торговле, осуществляемой непосредственно промышленными предприятиями и объединениями, что позволяет снизить издержки обращения и повысить уровень культуры обслуживания. Розничная торговля промышленных предприятий совершается через систему отделов рабочего снабжения и путем фирменной торговли.

Система ОРСов призвана организовывать торговое обслу­живание рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных строек. В настоящее время ОРСы сохранили своё значение в некоторых отраслях добывающей промышленности на транспорте.

Наиболее развитую торговую сеть имеют ДорОРС Белорусской железной дороги, ОРС "Беларусьнефть", ОРС треста "Бел-энергострой" и др.

Отдел рабочего снабжения как торговая организация дей­ствует на правах отдела промышленного предприятия, объеди­нения, треста или концерна и подчиняется его руководителю. Это многоотраслевая структура. Кроме розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами он мо­жет осуществлять производственную деятельность, обеспечи­вать общественное питание работников, их бытовое обслужива­ние и др.

Розничная сеть промышленных предприятий представлена также фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в связи с переходом к рыночным отношениям.

Разработано Типовое положение о фирменном магазине. В соответствии с ним фирменный магазин — это розничный торговый объект, учредителем которого является субъект хо­зяйствования, производящий товар, имеющий в ассортименте и объеме реализации удельный вес продукции учредителя фирменного магазина не менее 75 % для непродовольственных товаров и не менее 50 % — для продовольственных товаров и расположенный в специально оборудованном помещении, отвечающем требованиям СНБ, площадью не менее 100 м2.

Фирменный магазин действует на правах юридического ли­ца, основными функциями которого являются изучение поку­пательского спроса на вырабатываемую продукцию, широкая реклама новых изделий своей отрасли промышленности при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания. Фир­менные магазины могут быть трех типов: отрасли, промышлен­ного объединения, предприятия.

В Беларуси фирменные магазины имеют концерн "Беллегпром" (фирменные магазины "Одежда", Луч"), Минсельхозпрод (фирменные магазины "Белые Росы" и др.), Министерство архитектуры и строительства (магазины "Керамика") и др. На 01.01.2007 г. в республике насчитывалось 530 фирменных магазинов.

Определенное место в государственной розничной торговле занимают торговые организации прочих министерств и ве­домств, которые наряду с выполнением своих основных функ­ций реализуют населению конкретные группы и виды товаров или обслуживают определенный контингент населения. К ним относятся:

• Министерство здравоохранения Республики Беларусь, ор­ганизующее через специализированное объединение "БелФармация" продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и ги­гиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины, ма­газины оптики);