6.1 Роль и функции складов
Товары, произведенные в сфере производства, в своем движении к потребителю проходят, как правило, ряд промежуточных звеньев, где они могут временно задерживаться, образуя товарные запасы.
Необходимость создания товарных запасов определяется рядом факторов:
- разрывом во времени производства и потребления товаров (сезонное накоплена » плодоовощной продукции, спорттоваров и т.д.);
- узкой специализацией производства (необходимо сформировать, преобразовать ассортимент применительно к розничной торговле);
- досрочным завозом товаров (климатические и другие условия);
- необходимостью наличия государственных резервов;
- необходимостью подработки и хранения крупных партий товаров.
Хранение товарных запасов требует соответствующей материально-технической базы, основу которой составляют склады.
Торговый склад представляет собой структурное подразделение оптовой или розничной торговли, назначением которого является хранение и переработка товарных запасов и имеющее для этого специальное обособленное помещение. В узком смысле слова склад — это хранилище, предназначенное для складских операций. Совокупность складов какой-либо организации или торговой системы представляет собой складскую сеть, а с учетом оборудования, инвентаря — складское хозяйство.
Приведем функции складов.
-
Получение товаров от поставщиков и контроль за выполнением договоров поставки.
-
Хранение товарных запасов — важнейшая функция складов. Хранение свойственно и магазинам. Но основная функция магазина — это розничная продажа и обслуживание покупателей. В магазинах хранятся в основном текущие товарные запасы, тогда как на складах — их крупные партии.
3. Накопление и преобразование товарного ассортимента применительно к требованиям розничной торговой сети.
По характеру накопления товарные запасы могут быть текущими, сезонными, резервными, досрочного завоза и т.п. Накопление больших партий товаров на складах позволяет более оперативно маневрировать ими, ускорять процесс обращения товаров, создавать необходимые государственные резервы.
Преобразование ассортимента может быть количественным и качественным.
Количественное преобразование может осуществляться:
- путем приема небольших партий товаров, вырабатываемых мелкими предприятиями, и накопление их для отправки более крупными партиями (вагонами, контейнерами);
- путем распределения крупных партий на мелкие применительно к требованиям покупателей.
Качественное преобразование товарных масс производится путем подсортировки и комплектования ассортимента, благодаря чему товары со склада выходят с максимальной степенью готовности к розничной продаже, что повышает культуру торговли.
-
Контроль качества товаров. Цель контроля — не допустить в розничную торговлю недоброкачественных товаров и воздействовать на промышленность по улучшению качества товаров. Большой объем работы на складах позволяет сконцентрировать здесь кадры товароведов-бракеров и проводить качественную разбраковку вплоть до лабораторных испытаний. В отдельных случаях склады содействуют улучшению качества (дозревание фруктов, плодов, овощей и т.п.).
-
Доработка, переработка, фасовка и упаковка товаров. Эти операции на складах оптовой торговли выполняются более качественно и с меньшими затратами труда и средств, так как большие объемы товарных масс позволяют механизировать и автоматизировать отдельные операции (фасовку, мойку овощей, переработку плодоовощной продукции и т.п.), в то время как в розничной торговле многие операции по подготовке, упаковке совершаются вручную, что требует значительного штата соответствующих категорий работников.
-
Производство продукции. На некоторых складах выполняются операции производственного характера (производство мороженого, заморозка плодов и овощей, изготовление сухого льда, засолка овощей, квашение капусты и т.п.).
-
Товароснабжение розничной торговой сети. Склады являются основными источниками поступления товаров и организатором их доставки в магазины.
Товарные склады, как правило, не выполняют функции купли-продажи, а осуществляют организационное и техническое обслуживание товаропотоков. В отдельных случаях (склады коммерческих структур) могут выполняться и функции по купле-продаже. Склады в этом случае выступают в качестве торговых баз.
- Введение
- 1. Цель, задачи дисциплины и требования к профессиональным компетенциям
- 1.2 Задачи изучения дисциплины
- 1.3 Требования к профессиональным компетенциям
- 1.4 Перечень дисциплин, связанных с другими учебными программами
- 2. Наименование тем лекций и их содержание
- Тема 3. Организация проектирования, строительства реконструкции торговых объектов
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- Тема 5. Транспортно-экспедиционное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- Тема 6. Товарные склады в торговле, их устройство и планировка
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- Тема 8. Оборудование для механизации и автоматизации трудоёмких операций в торговле
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование в торговле
- Тема 11. Оборудование для расчетов с покупателями Виды и содержание расчётных операций в торговле
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Тема 16. Организация технологических процессов
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- Тема 19. Обслуживание покупателей в розничной торговой сети Сервис в торговле. Стандартный и индивидуальный торговый сервис.
- Тема 20. Организация труда в торговле
- Тема 21. Тара и тарные операции в торговле
- 3. Конспект лекций по дисциплине «организация и технология торговли»
- Тема 1. Торговля в социально-потребительском комплексе
- Торговля как отрасль экономики
- Виды торговли и их функции
- Виды торговли и формы собственности
- Формы осуществления торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Организационное построение торговли республики беларусь
- 2.1 Организационное построение государственной торговли
- 2.2 Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации
- 2.3 Цель торговли и признаки организационного построения торговой отрасли
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Организация проектирования, строительства и реконструкции торговых объектов
- 3.1 Классификация торговых зданий
- 3.2 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
- 3.3 Проектирование торговых зданий
- 3.4 Организация строительства, реконструкции и ремонта торговых Объектов
- 3.5Технико-экономические показатели использования зданий магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- 4.1 Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения
- 4.2 Источники товароснабжения
- 4.3 Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения
- 4.4 Организация и технология доставки товаров в розничную сеть
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Транспортно-эксплуатационное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- 5.1 Роль транспорта в перевозке товаров
- 5.2 Характеристика основных транспортных средств
- Перевозки товаров автомобильным транспортом
- 5.4 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Торговые склады в торгволе их устройство и планировка
- 6.1 Роль и функции складов
- 6.2 Классификация складов
- 6.3 Состояние и развитие складского хозяйства
- 6.4 Устройство и оборудование складов
- 6.5 Планировка складских помещений
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- 7.1 Понятие, основные требования и принципы рациональной организации технологических процессов на складах
- Технология поступления товаров
- 7.3 Технология приемки товаров
- 7.4 Особенности приемки импортных товаров
- 7.5 Технологические операции по хранению товаров на складах
- 7.6 Технология отпуска товаров со склада
- Технико-экономические показатели работы склада
- 7.8 Зарубежный опыт организации технологических процессов на складах
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Оборудование для механизаци и автоматизации трудоемких операций в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- 9.8 Методика расчета потребностей для предприятия холодильной емкости и выбор типов холодильного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Обородувание для расчета с покупателями
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- 12.1 Акустомагнитные противокражные системы
- 12.2 Электромагнитные противокражные системы
- 12.3 Радиочастотные противокражные системы
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- 13.1 Сущность и факторы развития розничной торговой сети
- 13.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети
- 13.3 Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
- 13.4 Специализация розничной сети
- 13.5 Типизация розничной сети
- 13.6 Принципы размещения розничной торговой сети в городах
- 13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети
- 13.8 Планирование развития и размещения торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- 14.1 Классификация торговых зданий
- 14.2 Требования, предъявляемые к торговым объектам
- 14.3. Устройство и планировка магазинов
- 14.4 Технологические планировки торговых залов магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Атмосфера: создание привлекательного образа магазина
- 15.2 Чувственные составляющие атмосферы магазина
- 15.3 Влияние факторов атмосферы магазина на адаптивные свойства Посетителей
- 15.4 Устранение дискомфорта восприятия
- 15.5 Требования к информационному оформлению интерьера
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Организация технологических процессов в магазине
- 16.1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 16.2 Организация приемки товаров в магазине
- 16.3 Хранение товаров в магазине
- 16.4 Подготовка товаров к продаже
- 16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 16.6 Потери при организации технологических процессов
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- 17.1 Понятие продажи товаров и формы продажи
- 17.2 Принципы организации оперативных процессов в магазине
- 17.3 Организация продажи товаров
- 17.4 Методы продажи товаров в магазинах
- 17.5 Правила продажи отдельных видов товаров
- 17.6 Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций. Требования к фирменному магазину и фирменной секции
- 17.7 Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- 18.1 Формы продажи товаров
- 18.2 Продажа товаров на рынках
- 18.3 Правила работы мелкорозничной торговой сети
- 18.4 Разносная торговля и продажи товаров по заказам
- Тема 19. Обслуживание покупателей
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- 19.1 Торговые услуги, их характеристики
- 19.2 Культура торговли
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- Тема 20. Организация труда в торговле
- 20.1 Организация труда работников магазина
- 20.2 Основные категории работников магазина
- 20.3 Условия труда и режим работы в магазине
- 20.4 Организация материальной ответственности в магазине
- 20.5 Разделение и кооперирование труда в торговле
- 20.6 Организация и обслуживание рабочих мест
- 20.7 Нормирование труда в торговле
- 20.8 Охрана труда в торговле
- 20.9 Зарубежный опыт организации труда в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 21. Тара и тарные операции
- 21.1 Роль упаковки и тары в технологическом процессе
- 21.2 Классификация тары и основные ее виды
- 21.3 Стандартизация и унификация тары
- 21.4 Пути снижения потерь по таре
- 21.5 Зарубежный опыт работы с тарой
- Контрольные вопросы
- Ситуация № 1
- Ситуация № 2
- Ситуация № 3
- Ситуация № 4
- Ситуация № 5
- Ситуация № 6
- Ситуация № 7
- Ситуация № 8 Рассчитать уровень специализации и самообслуживания непродовольственных магазинов торговой фирмы «Верас» по следующим данным:
- Ситуация № 9
- Ситуация № 10
- Ситуация № 12
- Ситуация № 13
- Ситуация № 14
- Ситуация № 15
- Ситуация № 16
- Ситуация № 17
- Ситуация № 18
- Ситуация № 19
- Ситуация № 20
- Ситуация № 21
- Ситуация № 22
- Ситуация № 23
- Ситуация № 24
- Ситуация № 25
- Ситуация № 26
- Ситуация № 27
- Ситуация № 28
- Ситуация № 29
- Ситуация № 30
- Ситуация № 31
- Ситуация № 32
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 33
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 34
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 35