logo
УМК Организация и технология торговли 2010

13.5 Типизация розничной сети

Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации мага­зинов к сравнительно небольшому их количеству.

Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых набо­ров торгового оборудования и инвентаря (например, комплек­тов оборудования для универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наибо­лее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.

Применение современных типовых проектов позволяет зна­чительно сократить сроки и затраты на проектирование, строи­тельство торговых объектов, прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.

Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются объек­ты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культу­ры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений тор­говой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых за­лов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип магазина определяют следующие основные признаки:

Типизация форм торгового обслуживания покупателей заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслужива­ние, продажа по заказам, образцам и т.д.).

Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены Современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции, действующей торговой сети.

Номенклатура типов магазинов распространяется на организации розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется:

• для разработки перспективных планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.

Основные типы магазинов предназначены для строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установ­лены определенные размеры торговой площади.

В табл. 2.1 приведены основные типы продовольственных магазинов. Таблица 2.1 Основные типы продовольственных магазинов

Тип магазина

Торговая площадь, м2

1

2

С универсальным ассортиментом товаров

Гипермаркет

5000 (2500), 7000 (4200)

Супермаркет

650 (160), 1000 (300), 1500 (450) (640), 3500 (1600)

2000

Универсам

400 (100), 650 (160), 1000 (300), 1500

(450)

Гастроном

200, 400, 650, 1000 (200)

Дисконтный магазин

300, 400, 600, 700

Продукты

100 (30), 250 (100)

Специализированные

Диетические продукты

250, 400

Детское питание

250

Кондитерские товары

250

Хлебокондитерский

250, 400

Окончание табл. 2.1

1

2

Мясо-молоко

250, 400

Птица

250

Рыба

250, 400

Овощи, фрукты

250, 400

Винно-водочные изделия

250

Примечание. В скобках указана площадь для непродовольственных товаров.

Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в Номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов.

Дополнительных типов продовольственных магазинов в но­менклатуре также немного. Среди них магазины "Овощи—фрукты", "Мясо—молоко" (50—250 м2), "Винно-водочные изделия" (30—100 м2), "Кондитерские товары" (30—100 м2), "Рыба" (100—200 м2), "Табак" (20—75 м2), "Птица"(50—200 м2), "Хлеб" (20—50 м2), "Чай—кофе" (20—50 м2), "Колбасы—копчености" (30—150 м2).

В действующей Номенклатуре отражена тенденция к универсализации сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями населения. Именно поэтому и в дальнейшем сеть специализированных продовольственных магазинов может быть сокращена за счет гастронома, винно-водочного, хлебокондитерского и других типов

В зависимости от численности населения города в Номен­клатуре рекомендованы примерные типоразмеры и коли­чество тех или иных типов магазинов. Так, для города с насе­лением 50 000—100 000 человек может быть рекомендован универмаг площадью 3500 м2, с населением от 250 000 до 1 000 000 человек — 4500, 6500 м2, с населением более 1 000 000 человек — 6500—8500 м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Практически все основные типы непродовольственных магазинов имеют го­родское значение.

В действующей Номенклатуре значительное внимание уделено специализации непродовольственных магазинов. В этом проявилась назревшая необходимость через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров.

Ниже приведена характеристика основных типов городских магазинов с универсальным ассортиментом товаров.

Гипермаркет — торговый объект, реализующий продовольственные и непродовольственные товары преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 м2.

Универмаг — торговый объект, реализующий главным образом непродовольственные товары универсального ассортимента различными методами продажи. Торговая площадь от 3500 м2.

Универмаг "Детский мир" — торговый объект, реализующий непродовольственные товары детского ассортимента. Торговая площадь от 2500 м2.

Универсам (супермаркет) — торговый объект, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары массового спроса методом самообслуживания. Торговая площадь от 400 м2.

Гастроном — торговый объект, реализующий в основном продовольственные товары с преобладанием в ассортименте гастрономических товаров, с индивидуальным обслуживанием. Торговая площадь от 200 м2.

Магазин "Продукты" — торговый объект, реализующий продовольственные товары узкого ассортимента с индивиду­альным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь от 100 м2.

Дом торговли — торговый объект, реализующий товарные комплексы для мужчин, женщин, использующий различные формы обслуживания. Торговая площадь от 1000 м2.

Торговый центр — совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, расположенных на определенной территории, спланированных как единое це­лое и (или) централизующих функции хозяйственного обслу­живания торговой деятельности.

Дисконтный магазин — торговый объект площадью от 300 м2, реализующий продовольственные и непродовольствен­ные товары массового спроса и отличающийся от других мага­зинов удобным месторасположением (на автозаправках, в мес­тах отдыха, автомагистралях и т.д.), режимом работы (удли­ненные часы или круглосуточно), более низкими ценами, сов­мещением торговых функций с другими (бытовым обслужива­нием, закупкой сельскохозяйственной продукции и т.д.).