16.2 Организация приемки товаров в магазине
Приемка товаров — важнейший элемент торгово-технологического процесса, от которого во многом зависят качество товаров в торговом зале и культура обслуживания покупателей.
Различают приемку товаров по количеству и качеству.
Приемка товаров по количеству представляет собой проверку соответствия количества поступивших товаров (массы брутто, нетто, количества единиц, объема, площади) данным сопроводительных документов.
Приемка товаров по качеству — проверка соответствия качества поступивших товаров (физико-механических, химических свойств, внешнего вида и др.) данным сопроводительных документов (стандартам, ТУ, сертификатам, удостоверениям качества).
Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в соответствии:
-
с Положением о приемке товаров по количеству и качеству (2008 г.);
-
Положением о поставках товаров в Республике Беларусь (1996 г.);
-
уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта и правилами перевозки грузов.
Нормы этих документов применяются во всех случаях, если стандартами, техническими условиями или договорами поставки не предусмотрен иной порядок приемки товаров.
Положение о приемке товаров по количеству и качеству — основной документ, регулирующий отношения юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц — предпринимателей без образования юридического лица.
В Положении о приемке товаров оговариваются обязанности продавца (поставщика) и покупателя (магазина).
Продавец обязан:
-
соблюдать правила и нормы упаковки, затаривания и маркировки товаров;
-
обеспечивать поставку товаров, по качеству и комплектности соответствующих нормативно-технической документации;
-
правильно оформить все отгрузочные документы (накладные, счета-фактуры, технический паспорт, сертификаты качества, ярлыки, кипные карты и т.д.);
-
соблюдать действующие на транспорте условия погрузки, крепления и перевозки грузов.
При приемке товаров от органов транспорта покупатель обязан:
-
проверить исправность транспортного средства и тарного места, наличие пломб отправителя, маркировку груза;
-
проконтролировать соответствие товаров и их маркировки данным сопроводительных документов;
-
осмотреть товар;
. проверить соблюдение сроков доставки и правил перевозки грузов;
-
принять товар по количеству мест или весу;
-
требовать от перевозчика отметки на документах, если груз принят без проверки веса и состояния товара, проверить имеются ли повреждения или нарушения условий перевозки.'
При окончательной приемке покупатель обязан:
-
правильно и своевременно произвести приемку, обеспечив сохранность товаров;
-
обеспечить исправность средств измерений и испытаний;
-
осуществлять контроль за работой лиц, осуществляющих приемку.
Общие условия приемки. Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться на складе покупателя, складе продавца или ином месте в соответствии:
-
с требованиями нормативно-технической документации и правилами;
-
данными маркировки;
-
данными сопроводительных транспортных документов (счета-фактуры, спецификации, описи, сертификаты и удостоверения качества и др.).
О несоответствии количества и качества товара этим документам покупатель должен уведомить продавца. В уведомлении указываются:
-
наименование товара, даты отгрузки, номера товарно-транспортных документов;
-
количество недостающих товаров, его стоимость и характер недостачи;
-
состояние пломб;
-
основные недостатки качества товаров;
-
время двухсторонней (если необходимо) приемки.
Уведомление по любому средству срочной связи направляется поставщику в течение 24 часов, а по скоропортящимся товарам — безотлагательно после обнаружения нарушений количества или качества товаров.
Представитель продавца должен явиться не позднее следующего дня, а по скоропортящимся товарам — не позднее 4 часов после получения вызова, если не указан иной срок.
Продавцы обязаны на следующий день после получения уведомления дать ответ о направлении представителя для приемки.
Представитель иногороднего поставщика должен явиться в трехдневный срок (не считая дороги) или уполномочить для приемки юридическое или физическое лицо, находящееся в месте получения товара.
Представители поставщика должны иметь должным образом оформленные удостоверение или доверенность на право приемки.
При неявке представителя поставщика количественная приемка может осуществляться:
-
с участием компетентного представителя органа государственного управления и иной государственной организации;
-
с участием представителей органов контроля качества (центры стандартизации, сертификации, гигиены и т.д.);
• с участием представителей Торгово-промышленной палаты. Представители, выделяемые для участия в приемке, долж ны иметь удостоверение, в котором указываются:
-
дата выдачи и номер;
-
фамилия, имя, отчество, место работы и должность;
-
наименование получателя;
-
наименование товара.
Сроки приемки. Приемка товаров по количеству производится в следующем порядке:
-
товары, поставляемые без тары, в открытой или поврежденной таре, по весу брутто в исправной таре — в момент приемки от продавца или перевозчика;
-
товары в исправной таре по весу (нетто) и количеству товара в таре — со вскрытием тары в течение 10 дней, по скоропортящимся — не позднее 24 часов с момента доставки.
Приемка товаров по качеству производится на складе покупателя:
-
при поступлении товара из другого населенного пункта — не позднее 20 дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения;
-
при поступлении товара из данного населенного пункта — не позднее 10 дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения.
Особенности приемки товаров по количеству. Приемка товаров по количеству зависит от способа доставки и упаковки.
При централизованной доставке без тары, в открытой или поврежденной таре приемка осуществляется в момент доставки.
При поставке товара в исправной таре проверяются вес брутто, количество тарных мест и маркировка. Покупатель имеет право потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом тарном месте.
По весу нетто и количеству товарных единиц товары принимаются со вскрытием тары на складе конечного покупателя.
При невозможности взвесить товар без тары (масло растительное, олифа, жиры и т.д.) при приемке определяется вес брутто, а вес тары – при ее освобождении.
В случае обнаружения недостачи товара покупатель обязан:
- приостановить приемку;
- обеспечить сохранность товара и предотвращение его смешения с однородным товаром;
- вызвать для участия в приемке представителя продавца или иного незаинтересованного лица;
- оформить факт выявленной недостачи актом.
Особенности приемки товаров по качеству. Приемка товаров по качеству осуществляется в соответствии со стандартами, договорами, сопроводительными документами (сертификаты, ветеринарные свидетельства, удостоверения о качестве и т.д.), образцами (эталонами).
При обнаружении несоответствия качества товара, тары требованиям нормативных документов, образцов или договоров составляется акт, в котором указываются количество проверенного товара и характер выявленного несоответствия качества.
При этом приемка приостанавливается, обеспечиваются условия для сохранения качества и уведомляется поставщик.
При неявке поставщика в состав комиссии по качеству приемки могут быть включены эксперт по качеству и представитель общественности своей или другой организации.
Сложнотехнические товары с гарантийным сроком проверяются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее гарантийного срока. При обнаружении скрытых недостатков в течение 24 часов с момента обнаружения составляется акт. При проверке качества товаров может быть произведен отбор образцов, о чем также составляется соответствующий акт.
Важным элементом качественной приемки является экспертиза, которая осуществляется на основе соответственного договора или гарантийного письма. Экспертиза может проводиться:
-
Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
-
Министерством торговли Республики Беларусь, а также ее местными организациями;
-
Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь и ее структурами;
-
санитарно-эпидемиологическими центрами;
• центрами стандартизации и метрологии. Срок проведения экспертизы — 14 дней.
Ее результаты оформляются соответствующим актом экспертизы.
При несогласии с оценкой экспертизы возможна повторная экспертиза или решение вопросов в суде.
Порядок составления актов приемки товаров. Если при приемке товаров по качеству или количеству выявлены недостача или излишки товара или ненадлежащее его качество, то результаты приемки оформляются актом, который составляется в день их выявления.
В акте должны быть указаны и приложены развернутые характеристики всех сопроводительных документов, характер выявленных нарушений, адреса сторон и целый ряд другой документации (по Положению — 27 пунктов).
Акт подписывается всеми должностными лицами, участвовавшими в проверке. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано изложить свое мнение в письменной форме.
Акт утверждается руководителем принимающей стороны не позднее следующего для после приемки, регистрируется и хранится покупателем в установленном порядке.
- Введение
- 1. Цель, задачи дисциплины и требования к профессиональным компетенциям
- 1.2 Задачи изучения дисциплины
- 1.3 Требования к профессиональным компетенциям
- 1.4 Перечень дисциплин, связанных с другими учебными программами
- 2. Наименование тем лекций и их содержание
- Тема 3. Организация проектирования, строительства реконструкции торговых объектов
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- Тема 5. Транспортно-экспедиционное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- Тема 6. Товарные склады в торговле, их устройство и планировка
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- Тема 8. Оборудование для механизации и автоматизации трудоёмких операций в торговле
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование в торговле
- Тема 11. Оборудование для расчетов с покупателями Виды и содержание расчётных операций в торговле
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Тема 16. Организация технологических процессов
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- Тема 19. Обслуживание покупателей в розничной торговой сети Сервис в торговле. Стандартный и индивидуальный торговый сервис.
- Тема 20. Организация труда в торговле
- Тема 21. Тара и тарные операции в торговле
- 3. Конспект лекций по дисциплине «организация и технология торговли»
- Тема 1. Торговля в социально-потребительском комплексе
- Торговля как отрасль экономики
- Виды торговли и их функции
- Виды торговли и формы собственности
- Формы осуществления торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Организационное построение торговли республики беларусь
- 2.1 Организационное построение государственной торговли
- 2.2 Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации
- 2.3 Цель торговли и признаки организационного построения торговой отрасли
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Организация проектирования, строительства и реконструкции торговых объектов
- 3.1 Классификация торговых зданий
- 3.2 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
- 3.3 Проектирование торговых зданий
- 3.4 Организация строительства, реконструкции и ремонта торговых Объектов
- 3.5Технико-экономические показатели использования зданий магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- 4.1 Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения
- 4.2 Источники товароснабжения
- 4.3 Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения
- 4.4 Организация и технология доставки товаров в розничную сеть
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Транспортно-эксплуатационное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- 5.1 Роль транспорта в перевозке товаров
- 5.2 Характеристика основных транспортных средств
- Перевозки товаров автомобильным транспортом
- 5.4 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Торговые склады в торгволе их устройство и планировка
- 6.1 Роль и функции складов
- 6.2 Классификация складов
- 6.3 Состояние и развитие складского хозяйства
- 6.4 Устройство и оборудование складов
- 6.5 Планировка складских помещений
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- 7.1 Понятие, основные требования и принципы рациональной организации технологических процессов на складах
- Технология поступления товаров
- 7.3 Технология приемки товаров
- 7.4 Особенности приемки импортных товаров
- 7.5 Технологические операции по хранению товаров на складах
- 7.6 Технология отпуска товаров со склада
- Технико-экономические показатели работы склада
- 7.8 Зарубежный опыт организации технологических процессов на складах
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Оборудование для механизаци и автоматизации трудоемких операций в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- 9.8 Методика расчета потребностей для предприятия холодильной емкости и выбор типов холодильного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Обородувание для расчета с покупателями
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- 12.1 Акустомагнитные противокражные системы
- 12.2 Электромагнитные противокражные системы
- 12.3 Радиочастотные противокражные системы
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- 13.1 Сущность и факторы развития розничной торговой сети
- 13.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети
- 13.3 Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
- 13.4 Специализация розничной сети
- 13.5 Типизация розничной сети
- 13.6 Принципы размещения розничной торговой сети в городах
- 13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети
- 13.8 Планирование развития и размещения торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- 14.1 Классификация торговых зданий
- 14.2 Требования, предъявляемые к торговым объектам
- 14.3. Устройство и планировка магазинов
- 14.4 Технологические планировки торговых залов магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Атмосфера: создание привлекательного образа магазина
- 15.2 Чувственные составляющие атмосферы магазина
- 15.3 Влияние факторов атмосферы магазина на адаптивные свойства Посетителей
- 15.4 Устранение дискомфорта восприятия
- 15.5 Требования к информационному оформлению интерьера
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Организация технологических процессов в магазине
- 16.1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 16.2 Организация приемки товаров в магазине
- 16.3 Хранение товаров в магазине
- 16.4 Подготовка товаров к продаже
- 16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 16.6 Потери при организации технологических процессов
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- 17.1 Понятие продажи товаров и формы продажи
- 17.2 Принципы организации оперативных процессов в магазине
- 17.3 Организация продажи товаров
- 17.4 Методы продажи товаров в магазинах
- 17.5 Правила продажи отдельных видов товаров
- 17.6 Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций. Требования к фирменному магазину и фирменной секции
- 17.7 Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- 18.1 Формы продажи товаров
- 18.2 Продажа товаров на рынках
- 18.3 Правила работы мелкорозничной торговой сети
- 18.4 Разносная торговля и продажи товаров по заказам
- Тема 19. Обслуживание покупателей
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- 19.1 Торговые услуги, их характеристики
- 19.2 Культура торговли
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- Тема 20. Организация труда в торговле
- 20.1 Организация труда работников магазина
- 20.2 Основные категории работников магазина
- 20.3 Условия труда и режим работы в магазине
- 20.4 Организация материальной ответственности в магазине
- 20.5 Разделение и кооперирование труда в торговле
- 20.6 Организация и обслуживание рабочих мест
- 20.7 Нормирование труда в торговле
- 20.8 Охрана труда в торговле
- 20.9 Зарубежный опыт организации труда в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 21. Тара и тарные операции
- 21.1 Роль упаковки и тары в технологическом процессе
- 21.2 Классификация тары и основные ее виды
- 21.3 Стандартизация и унификация тары
- 21.4 Пути снижения потерь по таре
- 21.5 Зарубежный опыт работы с тарой
- Контрольные вопросы
- Ситуация № 1
- Ситуация № 2
- Ситуация № 3
- Ситуация № 4
- Ситуация № 5
- Ситуация № 6
- Ситуация № 7
- Ситуация № 8 Рассчитать уровень специализации и самообслуживания непродовольственных магазинов торговой фирмы «Верас» по следующим данным:
- Ситуация № 9
- Ситуация № 10
- Ситуация № 12
- Ситуация № 13
- Ситуация № 14
- Ситуация № 15
- Ситуация № 16
- Ситуация № 17
- Ситуация № 18
- Ситуация № 19
- Ситуация № 20
- Ситуация № 21
- Ситуация № 22
- Ситуация № 23
- Ситуация № 24
- Ситуация № 25
- Ситуация № 26
- Ситуация № 27
- Ситуация № 28
- Ситуация № 29
- Ситуация № 30
- Ситуация № 31
- Ситуация № 32
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 33
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 34
- Методика решения ситуации
- Ситуация № 35