logo
УМК Организация и технология торговли 2010

16.2 Организация приемки товаров в магазине

Приемка товаров — важнейший элемент торгово-технологического процесса, от которого во многом зависят качество това­ров в торговом зале и культура обслуживания покупателей.

Различают приемку товаров по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству представляет собой проверку соответствия количества поступивших товаров (массы брутто, нетто, количества единиц, объема, площади) данным сопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству — проверка соответствия качества поступивших товаров (физико-механических, хими­ческих свойств, внешнего вида и др.) данным сопроводитель­ных документов (стандартам, ТУ, сертификатам, удостоверени­ям качества).

Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в соответствии:

Нормы этих документов применяются во всех случаях, если стандартами, техническими условиями или договорами постав­ки не предусмотрен иной порядок приемки товаров.

Положение о приемке товаров по количеству и качеству — основной документ, регулирующий отношения юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц — предпринимателей без образования юридического лица.

В Положении о приемке товаров оговариваются обязанно­сти продавца (поставщика) и покупателя (магазина).

Продавец обязан:

При приемке товаров от органов транспорта покупатель обязан:

. проверить соблюдение сроков доставки и правил перевоз­ки грузов;

При окончательной приемке покупатель обязан:

Общие условия приемки. Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться на складе покупателя, складе продавца или ином месте в соответствии:

О несоответствии количества и качества товара этим доку­ментам покупатель должен уведомить продавца. В уведомле­нии указываются:

Уведомление по любому средству срочной связи направляет­ся поставщику в течение 24 часов, а по скоропортящимся това­рам — безотлагательно после обнаружения нарушений коли­чества или качества товаров.

Представитель продавца должен явиться не позднее следую­щего дня, а по скоропортящимся товарам — не позднее 4 часов после получения вызова, если не указан иной срок.

Продавцы обязаны на следующий день после получения уве­домления дать ответ о направлении представителя для приемки.

Представитель иногороднего поставщика должен явиться в трехдневный срок (не считая дороги) или уполномочить для приемки юридическое или физическое лицо, находящееся в месте получения товара.

Представители поставщика должны иметь должным обра­зом оформленные удостоверение или доверенность на право приемки.

При неявке представителя поставщика количественная приемка может осуществляться:

• с участием представителей Торгово-промышленной палаты. Представители, выделяемые для участия в приемке, долж­ ны иметь удостоверение, в котором указываются:

Сроки приемки. Приемка товаров по количеству произво­дится в следующем порядке:

Приемка товаров по качеству производится на складе поку­пателя:

Особенности приемки товаров по количеству. Приемка то­варов по количеству зависит от способа доставки и упаковки.

При централизованной доставке без тары, в открытой или поврежденной таре приемка осуществляется в момент доставки.

При поставке товара в исправной таре проверяются вес брутто, количество тарных мест и маркировка. Покупатель имеет право потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом тарном месте.

По весу нетто и количеству товарных единиц товары принимаются со вскрытием тары на складе конечного покупателя.

При невозможности взвесить товар без тары (масло растительное, олифа, жиры и т.д.) при приемке определяется вес брутто, а вес тары – при ее освобождении.

В случае обнаружения недостачи товара покупатель обязан:

- приостановить приемку;

- обеспечить сохранность товара и предотвращение его смешения с однородным товаром;

- вызвать для участия в приемке представителя продавца или иного незаинтересованного лица;

- оформить факт выявленной недостачи актом.

Особенности приемки товаров по качеству. Приемка товаров по качеству осуществляется в соответствии со стандартами, договорами, сопроводительными документами (сертификаты, ветеринарные свидетельства, удостоверения о качестве и т.д.), образцами (эталонами).

При обнаружении несоответствия качества товара, тары требованиям нормативных документов, образцов или договоров составляется акт, в котором указываются количество про­веренного товара и характер выявленного несоответствия ка­чества.

При этом приемка приостанавливается, обеспечиваются ус­ловия для сохранения качества и уведомляется поставщик.

При неявке поставщика в состав комиссии по качеству при­емки могут быть включены эксперт по качеству и представи­тель общественности своей или другой организации.

Сложнотехнические товары с гарантийным сроком проверя­ются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее гарантийного срока. При обнаружении скрытых недос­татков в течение 24 часов с момента обнаружения составляется акт. При проверке качества товаров может быть произведен от­бор образцов, о чем также составляется соответствующий акт.

Важным элементом качественной приемки является экс­пертиза, которая осуществляется на основе соответственного договора или гарантийного письма. Экспертиза может проводиться:

• центрами стандартизации и метрологии. Срок проведения экспертизы — 14 дней.

Ее результаты оформляются соответствующим актом эк­спертизы.

При несогласии с оценкой экспертизы возможна повторная экспертиза или решение вопросов в суде.

Порядок составления актов приемки товаров. Если при приемке товаров по качеству или количеству выявлены недос­тача или излишки товара или ненадлежащее его качество, то результаты приемки оформляются актом, который составляет­ся в день их выявления.

В акте должны быть указаны и приложены развернутые ха­рактеристики всех сопроводительных документов, характер выявленных нарушений, адреса сторон и целый ряд другой документации (по Положению — 27 пунктов).

Акт подписывается всеми должностными лицами, участво­вавшими в проверке. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано изложить свое мнение в письменной форме.

Акт утверждается руководителем принимающей стороны не позднее следующего для после приемки, регистрируется и хра­нится покупателем в установленном порядке.