logo search
УМК Организация и технология торговли 2010

4.4 Организация и технология доставки товаров в розничную сеть

Рациональная организация и технология товароснабжения требуют выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, предприятий АПК и т.д.).

Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.

Самовывоз обязывает работников розничной торговли выполнять несвойственные им функции по транспортировке това­ров, что снижает объем товарооборота и уровень культуры об­служивания в магазинах.

Большие потери труда и времени при самовывозе имеют место также при отборке товаров, оформлении документов, осу­ществлении погрузочно-разгрузочных работ. В связи с этим самовывоз в розничной торговле может применяться в исключительных случаях.

Централизованная доставка товаров — это система доставки товаров транспортом поставщика по предварительно раз­работанным рациональным маршрутам и графикам завоза.

В основу централизованной доставки положен принцип цен­трализации всех транспортно-экспедиционных работ по достав­ке реализованных товаров или поступающих на станцию же­лезной дороги или пристань всем или большинству грузополу­чателей, независимо от их ведомственной подчиненности.

Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:

• устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокра­щение потребности в нем и более эффективное его использование;

• уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой грузов.